ноябрь 20, 2013
Реформа госуправления, заявленная губернатором Александром Карлиным в конце октября в ходе встречи с журналистами, начинает приобретать конкретные очертания.
Администрация будет преобразована в правительство, ведомства укрупнят и сделают министерствами, а численность госслужащих сократится на 10%. Будет ли губернатор совмещать еще и должность председателя правительства? Краевые власти на этот счет, похоже, уже приняли решение.
Правда, информация о реформе выдается в публичное пространство строго дозированно. Ряд наблюдателей все же предположили, что создание правительства будет происходить уже после губернаторских выборов, намеченных на осень. Ну, а до осени будут реорганизованы существующие ведомства, что, собственно, уже и происходит.
О том, что правительство в крае будет создано в конце 2010 года, Александр Карлин твердо заявлял еще три с половиной года назад. С тех пор какие-то структурные подразделения были объединены, какие-то созданы, но своих министров в крае так и не появилось. А в 2011 году систему управления в регионе вежливо покритиковал и полпред президента Виктор Толоконский – он назвал ее устаревшей и посоветовал краю трансформировать ее под решение новых задач.
Что именно повлияло на губернатора, который по прошествии нескольких лет решил вновь вернуться к идее, сказать трудно. Во всяком случае, теперь об этом чиновники говорят как о принятом решении.
– Правительству быть, – подтвердил Игорь Гниденко, начальник департамента администрации края по вопросам госслужбы и кадров, на "круглом столе", организованном фракцией справедливороссов в АКЗС.
Задачи же изменений озвучиваются классические: управленческие решения должны приниматься оперативнее, их реализация станет результативнее, дублирующие функции устранены, межведомственные связи налажены. Что называется, задача максимум.
Еще одна задача, которая декларируется краевыми властями, – оптимизация расходов на содержание госорганов. Сокращение штатов здесь всегда было одним из проверенных (хотя и не единственным) инструментов. Правда, выполнялась эта извечная задача всегда со скрипом.
В кризисном 2009 году губернатор сообщил о предстоящем сокращении на 20% и тоже заявил о повышении эффективности и результативности. В администрации уменьшили число структурных подразделений, сократили ряд должностей и даже, как пояснял в 2010 году один из вице-губернаторов, снизили расход бумаги на 2,5 тонны в год.
Однако, по данным Росстата, число гражданских служащих в органах исполнительной власти края снизилось лишь на 9%: с 2 790 (начало 2009 года) до 2 544 (конец 2010-го). В дальнейшем же их численность вновь стала расти. По последним опубликованным Росстатом данным, в органах исполнительной власти края числится 2 622 гражданских служащих. Объем расходуемой бумаги Росстат, к сожалению, не отслеживает.
Но на этот раз задачи ставятся поскромнее: Игорь Гниденко сообщил о сокращении на 10%. Другие чиновники ранее утверждали, что сокращению подвергнутся, прежде всего, вспомогательные службы.
А вот сроки создания правительства региона пока не озвучиваются. Известно лишь, что с 1 января в составе администрации появятся три новых ведомства – так сказать, прообразы министерств.
Это будут два главных управления (природных ресурсов и экологии и строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства), созданных после слияния ряда ведомств, плюс управление информационных технологий и связи.
Указы об их создании уже подписаны. Комиссии по реорганизации возглавил вице-губернатор Яков Ишутин, а в их состав вошли руководители реорганизуемых управлений и специалисты Главимущества и кадрового департамента. Кто именно займет кресла начальников новых главков, будет известно лишь в начале 2014 года: кандидатуры представлены, но их, как водится, держат в секрете. По словам Ишутина, назначать их будет губернатор.
Впрочем, укрупнение ведомств сам Александр Карлин назвал лишь первым шагом к созданию правительства. Когда будут сделаны остальные шаги? На "круглом столе" эсэров предположение о сроках его создания высказал лишь Андрей Осипов, зампред АКЗС:
– Наверное, губернатор, который будет избран всенародным голосованием, будет выходить с какой-то концепцией.
Иначе говоря, радикальные изменения могут произойти не раньше следующей осени.
Другое дело, какое место в правительстве займет губернатор? Есть два варианта: совместить губернаторский пост и кресло председателя правительства или же абстрагироваться от хоздеятельности и заняться стратегическими вопросами, назначив председателем правительства другого человека. Но Игорь Гниденко на этот вопрос ответил довольно определенно: совмещение обеих должностей ему "более симпатично".
Нынешняя система и структура органов исполнительной власти в крае устарела и неэффективна. Мы ее унаследовали с начала 1990-х годов. И, если не считать небольших изменений в количестве органов власти и их наименованиях, она сохраняется и по сию пору. Первый недостаток существующей модели – чрезмерное использование единоначалия. У нас все замкнуто на губернаторе, любые решения, принципиальные или не очень, принимаются высшим должностным лицом. Это атрофирует у чиновников способность самостоятельно мыслить и освобождает от ответственности руководителей, перекладывает ее на губернатора. А правительство – коллегиальный орган.
Переименование должностей начальников главных управлений в должности заместителей председателя правительства или министров, как показывает практика других субъектов РФ, добавит лицам, их замещающим, авторитета, в том числе при взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти. Даже просто прибытие чиновников в федеральные органы... Один спрашивает другого: кто ты? Министр регионального правительства. А ты кто? А я руководитель управления.
Поиском оптимальной системы исполнительной власти озабочены все государства. Какова мировая тенденция? Создаются суперминистерства – органы, которые объединяют большие сферы общественной жизни. И мне понравилось концептуальное направление нашего губернатора – объединение органов власти. Но переход к правительству – это просто отвлечение времени от реальных проблем. Как гражданину мне хочется стабильности. Нужно менять что-то другое, а не форму.
На мой взгляд, действующая система власти абсолютно четко адаптирована к федеральной вертикали. И она решает те проблемы, которые, по большому счету, может решать. Это задачи глобальные – получение федеральных денег и их освоение. Если перед администрацией, как бы она ни называлась, будут ставиться другие задачи, видимо, нужна будет другая структура. Я не сторонник того, чтобы менять вывески.
Региональное правительство не может быть создано из большого количества относительно мелких органов управления. Оно может быть создано лишь на базе очень серьезных, полноценных и обладающих необходимыми ресурсами главков.
Главное управление природных ресурсов и экологии создается на базе трех управлений – лесами, охотничьего хозяйства, природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства создается на базе управления по строительству и архитектуре, по ЖКХ и по транспорту, дорожному хозяйству и
связи.
Управлению информационных технологий передадут полномочия в сфере связи (от дорожно-транспортного управления), по работе с компьютерной техникой и телефонной связью администрации края (от управления делами).
В 69 регионах России созданы региональные правительства, в остальных 14 работают администрации. В 46 регионах глава региона является одновременно главой правительства. Разделение постов существует в 23 регионах, из регионов СФО такое разделение принято только в Красноярском крае.