декабрь 4, 2013
Барнаульские стартаперы Игорь Носов и Петр Григорян показывают корреспонденту газеты "Ваше дело" висящую на стене их офиса карту России. На ней достаточно плотно и равномерно расставлены флажки. Ими отмечены завоеванные проектом "На все 360°" города. География впечатляет — самым западным флажком отмечен Калининград, восточным рубежом стал Хабаровск. При этом всего год назад проект не выходил за границы Алтайского края. О том, как им удалось сделать свой бренд известным по всей стране и за рубежом, а также об экономике проекта молодые предприниматели рассказали корреспонденту.
Два года назад бывшие одноклассники Игорь Носов и Петр Григорян запустили сайт 3D-путеводителя barnaul.net. Спустя несколько месяцев они придумали, как можно успешно монетизировать эту технологию, и решили сделать интернет-сервис с виртуальными турами по городским заведениям — кафе, ресторанам, торговым центрам, гостиницам и т. д. Обновленный проект назвали "На все 360°". Встав на ноги в Барнауле, парни решили сделать проект федеральным и стали предлагать разработанную ими бизнес-модель партнерам в других городах.
Сейчас на их сайте представлено 49 городов, большая часть из них — из европейской части России. Три флажка стоят на территории Казахстана — проект присутствует в Алма-Ате, Павлодаре и Астане, готовятся к запуску Киев и Таллин.
"Мы на месте не сидим, постоянно продвигаем свой проект, — рассказывает о методах привлечения партнеров Григорян. — Сейчас многие уже сами на нас выходят. Немало людей нам удалось привлечь на форумах АТР и "Селигер". Кроме этого, для поиска партнеров мы активно используем социальную сеть "ВКонтакте". Мы смотрим на карту и видим: например, слабо покрыт Дальний Восток. Выбираем подходящий город, скажем, Хабаровск. Находим местную группу "Бизнес Молодости", где тусуется заряженная на предпринимательство молодежь, и начинаем всем подряд предлагать свой проект. Многие чуть ли не посылают, думая, что мы занимаемся сетевым маркетингом. Но обязательно найдутся те, кому это будет интересно".
Чтобы присоединиться к проекту "На все 360°", человек должен заплатить первоначальный взнос 75 тыс. рублей. Эта сумма установлена для всех городов. Лишь для Москвы и Санкт-Петербурга она была выше. Но для совсем маленьких городов возможна и скидка. Кроме первоначального взноса франчайзи платит роялти — 12% дохода.
Как объясняют предприниматели, первоначальный взнос следует воспринимать как некий ценз. Партнер — один человек или целая команда — должен таким образом подтвердить серьезность своих намерений. "Если человек не вложил деньги, у него не будет железного желания довести это дело до конца, не бросить все на полпути, — рассуждает Петр Григорян. — И потом, если человек не готов достать такую сумму, может быть, этого его не любят деньги? Если он не видит возможностей их достать, это тоже много говорит о человеке. В любой задаче надо уметь видеть массу возможностей".
После оплаты паушального взноса человек получает уже разработанную страничку для своего города на общем сайте проекта, готовый дизайн, брендбук и методические материалы. Они помогают новичку усвоить две главные вещи — как услугу оказать и как ее продать. Прилагаются и список рекомендуемой техники, и поставщики, у которых ее можно приобрести. Здесь же даны советы, как максимально эффективно работать с клиентами. Потом эти навыки закрепляются в индивидуальных беседах по Skype и в коллективных — на специальном общем форуме руководителей местных отделений "На все 360°".
"В любом бизнесе встречаешь массу подводных камней. Мы набили себе достаточно шишек и теперь можем предложить нашим партнерам готовый, выверенный алгоритм действий, который должен привести к успеху, — говорит Игорь Носов. — Мы постоянно общаемся между собой, обобщаем опыт. И талмуд методических материалов постоянно растет. Поэтому растет и "плата за вход" — сначала она была 50 тыс. рублей, потом — 65. Возможно, скоро придется снова ее увеличить".
Общий размер инвестиций для "входа в дело" составляет около 150 тыс. рублей. Кроме взноса франчайзерам, потребуются вложения в оформление предприятия и приобретение техники (например, рекомендуется приобрести фотоаппарат Nikon D7000, стоимость которого начинается от 25 тыс. рублей).
Как заявляют авторы проекта "На все 360°", при активной и целенаправленной работе по разработанной ими методике эти вложения окупаются за один – три месяца. В качестве примера они приводят Сергея Панина из Ярославля, которому за первый месяц удалось заработать 120 тыс. рублей.
Как это делается? Схема бизнеса в общем виде выглядит так: на общем сайте создается страничка нового города. На первом этапе необходимо отснять несколько панорам его достопримечательностей для заполнения сайта. Потом можно выходить на фирмы и предлагать создать для них виртуальный тур. Стоимость этой услуги начинается от 2,5 тыс. рублей, средний ценник составляет 10–12 тыс. рублей. Готовый тур размещается на сайте "На все 360°" и на интернет-страничке заказчика. Когда на сайте появляется достаточное количество необходимого контента, структура доходов меняется. Стоимость создания туров снижается, а вот за размещение на сайте вводится абонентская плата. Для относительно небольших предприятий — 350 рублей в месяц, для более масштабных — 1350 рублей.
Но сейчас и эта схема модернизируется. Теперь клиенту предлагают несколько тарифов с разными функциями и сервисами. Например, за приоритетное отображение тура на главной странице сайта. Примечательно, что фирмы, которые согласились создать виртуальный тур одними из первых, теперь получают солидную скидку на размещение.
Кстати, для создания одного панорамного снимка нужно сделать от 5 до 15 фотографий, которые потом необходимо тщательно склеить на специальной программе. "Это не так просто, нужно очень хорошо потренироваться, — говорит Петр, — мы занимаемся этим уже два года, и до сих пор есть куда расти".
Сегодня на сайте проекта можно совершить виртуальную экскурсию более чем по 200 компаниям Барнаула. Ежедневно путеводитель расширяется в среднем на три тура. Парни заявляют, что в 2014 году путеводителем будет охвачено 80% рынка.
Сейчас они работают над улучшением сервиса. В планах — создать возможность не только прогуляться по тому или иному заведению, но и забронировать в нем столик или номер. Также до конца года должно появиться приложение "На все 360" для iPhone и iPad. Намечен и ряд других нововведений, которые предприниматели пока не раскрывают.
"Активно пытаемся покорить курортные страны, в первую очередь Таиланд и Турцию. Это бы хорошо сыграло на популяризацию сайта, — говорит Петр Григорян. — Гиды и туроператоры могли бы с его помощью показывать потенциальным клиентам те или иные места, отели. Обычная фотография не дает такой наглядности. Здесь можно погулять в районе места заселения и создать для себя более полное о нем представление".
Кроме работы над виртуальными турами по заведениям, команда "На все 360°" продолжает работу над 3D-панорамами города. "Мы начинали снимать город пешком. С увеличением числа городов мы поняли, что это просто нецелесообразная трата времени и сил. — говорит Игорь Носов. — Сейчас мы проектируем установку для съемки с автомобиля, который мы так и назвали — паномобиль. Она состоит из нескольких камер, синхронизатора и "прошивки". Там даже фотографировать не надо — система будет сама анализировать, сколько вы прошли, и автоматически делать снимок".
Инвестиции в это оборудование составили 360 тыс. рублей, и это еще не окончательная цифра. Прямой окупаемости от этого шага они не ждут. Говорят, что это способ совершенствовать путеводитель, дополнить его качественным контентом, и это косвенно приведет к улучшению финансовых показателей. Первоначально в планах отснять Барнаул и другие города Сибири — Томск, Новосибирск, Бийск и другие. Возможно, география поездок паномобиля в дальнейшем расширится.
Сейчас Игорь и Петр не делят доходы от собственной деятельности в Барнауле и от продажи франшизы. А рентабельность работы на рынке краевой столицы оценивают в 50%. При этом они отмечают, что пока "собирать урожай еще рано", и большую часть вырученных средств реинвестируют в развитие проекта. В будущем основной поток прибыли компаньоны видят в доходах от франшизы.
О проекте узнал через организацию "Сила поколения". Общая сумма вложений составила менее 100 тыс. рублей, которые окупились спустя три месяца. Работа по франшизе позволила быть готовым к тысяче мелочей, которые встречаются по пути и тормозят развитие. Политика руководителей проекта достаточна демократична. У нас широкие рамки, в пределах которых мы можем выбирать приемы продвижения на местах. Комплексное развитие работает на узнаваемость бренда, а наше тесное общение и обмен опытом в рамках проекта, а также технологическое развитие на всех уровнях позволяют добиваться эффекта синергии.
Для пользователей проект полезен тем, что он снимает у людей психологический дискомфорт от первого посещения незнакомого места, создавая зону комфорта. Всегда проще идти туда, где уже был, даже виртуально. Проверено лично и не раз.
Наши стартовые вложения составили 120 тыс. рублей. Половина этой суммы ушла на оборудование и офис. К работе мы приступили в середине мая, а в "ноль" вышли уже в июле. Сильной стороной проекта является то, что мы команда. Все руководители в городах — перспективные молодые предприниматели. Помогает сильная поддержка со стороны франчайзеров.
Конечно, можно развивать такой бизнес с нуля самому, но лучше говорить о федеральном уровне, чем о местной компании. Мы не просто создаем 3D-тур, мы делаем информационный справочник нового поколения.
В Томске мы привлекли около 100 клиентов, 70 компаний уже представлено на сайте, остальные пока в работе. Сейчас мы запускаем в нашем городе раздел "Недвижимость". Работы полно. Я уверена, что проект будет и дальше развиваться.
Мои вложения составили без малого 300 тыс. рублей, но если брать более бюджетное оборудование, то сумма может быть меньше почти в три раза. Затраты окупились через три месяца. Но я делал все в одиночку. Если бы у меня был "второй я", то, конечно, время окупаемости значительно бы сократилось.
Реально было бы развивать такой бизнес с нуля, не прибегая к покупке франшизы? Возможно все, что не противоречит законам физики, но вопрос только в том, какими усилиями и средствами пришлось бы это делать. Наверное, овчинка выделки бы не стоила.
О проекте узнал во время поездки на "Селигер" в 2012 году. А о том, что можно купить их франшизу, мне подсказали в центре поддержки малого бизнеса. В общей сложности я вложил около 110 тыс. рублей. Окупились они примерно после пяти месяцев активных продаж.
Сильной стороной проекта можно назвать его федеральный уровень. Правда, в нашем городе люди с недоверием относятся к новым технологиям.