декабрь 5, 2013
Измененный минувшей осенью порядок регистрации автомобилей, который должен был упростить и улучшить эту процедуру, на деле добавил головной боли некоторым добросовестным автомобилистам, а также страховщикам и автосалонам комиссионных машин. Спустя полтора месяца после изменения процедуры постановки автомобилей на учет корреспондент разбирался, какие подводные камни нового механизма вскрылись за это время.
Упрощенная процедура регистрации дает новые лазейки мошенникам.
Михаил Хаустов
15 октября вступил в силу новый административный регламент регистрации транспортных средств. Теперь автомобиль нельзя снять с регистрационного учета, за исключением лишь двух случаев – перед продажей машины за границу или его утилизацией. При продаже авто снятие с учета делается одновременно с постановкой машины на учет новым собственником. На это ему дается 10 суток. Номера теперь закрепляются за автомобилем и при продаже передаются новому владельцу. Транзитные знаки практически отменены: теперь их выдают только тем, кто продает машину за пределы РФ.
Анализируя сильные и слабые стороны нового порядка регистрации, эксперты отмечают, что логика нововведения понятна: власти таким образом ушли от транзитных номеров, которыми многие граждане злоупотребляли, избегая налогов и камер фиксации нарушений ПДД. Есть и другие плюсы: уменьшение количества бюрократических процедур должно разгрузить регистрационные пункты в ГИБДД и, соответственно, ускорить процедуру регистрации. На практике оказалось, что не все так просто.
У автовладельцев наибольшую обеспокоенность вызывает риск получать после продажи машины "заработанные" новым хозяином штрафы и транспортный налог. Виктор Клепиков, член координационного совета Федерации автовладельцев России, называет такую ситуацию самой проблемной в этом законе.
Дело в том, что если вы продали машину, то спустя 10 суток после заключения договора купли-продажи (ДКП) вы должны проконтролировать в ГИБДД, перерегистрировал ли покупатель автомобиль на себя или нет. Если он этого не сделал, а вы в свою очередь за этим не проследили, то штрафы и транспортный налог будут приходить вам, как прежнему владельцу, и свою невиновность в таком случае придется документально подтверждать в инспекции. В любом случае, по мысли Виктора Клепикова, продавцу придется совершать визит в РЭО, а это совсем не приятная обязанность.
В свою очередь, при покупке автомобиля забывать про обязанность зарегистрировать его на себя не стоит. За это на первый раз предусмотрен штраф от 500 до 800 рублей. За повтор нарушения санкция намного серьезнее: штраф 5 000 рублей или лишение прав на срок от одного до трех месяцев.
Но этим негативные стороны нового порядка отнюдь не исчерпываются. Проблемы появились и у автосалонов подержанных автомобилей, и у дилеров, работающих по программе Trade-in. Теперь они не могут проверить, "чистую" ли машину им предлагает клиент.
Для этого салоны вынуждены на время переоформлять машину на себя, и, пока они подыскивают покупателя, им придется платить налоги и пошлины.
Скорее всего, эти издержки автосалоны будут покрывать за счет снижения оценочной стоимости машины. Однако ГИБДД советует автомобилистам при таких сделках просто передавать салонам полномочия прекратить регистрацию машины в РЭО. Сделать это можно с помощью доверенности, как рукописной, так и нотариально заверенной. В ней рекомендуется прописать, как долго автомобиль будет находиться на учете за предыдущим собственником, место его нахождения, кто несет ответственность за данный автомобиль и т. п.
Мы не регистрируем автомобили на себя, а обходимся расписками и доверенностями. Но мы теперь рискуем, так как не можем проверить, не находится ли машина в угоне или залоге у банка. И наших покупателей беспокоит то же самое. А раньше со снятием машины с учета эти вопросы не возникали.
Раньше благополучное снятие машины с учета было лучшим подтверждением того, что у нее нет криминального прошлого. Теперь единственный для покупателя способ выяснить ее историю – вместе с продавцом прийти в ГИБДД и навести об автомобиле справки. Но это можно сделать только при перерегистрации, которую делают с договором купли-продажи, то есть уже после покупки.
Я считаю, это большой минус, потому что для заключения ДКП необходимо передать деньги. И даже если договориться с продавцом, что деньги будут переданы позже, то таким образом можно увидеть лишь то, что машина не в угоне и не арестована. А данными о том, заложен ли автомобиль в банке, ГИБДД не владеет.
Узнать эту информацию рядовым покупателям сейчас негде. Однако над созданием реестра залоговых авто сейчас работает нотариальная палата РФ. С помощью этой базы данных любой желающий при покупке автомобиля на вторичном рынке сможет проверить, не находится ли он в залоге. Это позволит не попасться на удочку недобросовестных продавцов заложенных машин, которые умышленно "теряют" техпаспорт с отметкой банка и, получив в ГИБДД дубликат ПТС уже без всяких отметок, спокойно выставляют его на продажу. Получить справку из реестра можно будет у любого нотариуса. Пока база данных работает в тестовом режиме. Когда реестр запустят в работу, пока неизвестно. Но и он вряд ли станет панацеей – кредитные учреждения не обязаны будут предоставлять нотариальной палате данные по залогам. Им предписывается делать это в добровольном порядке. Поэтому реестр не будет исчерпывающим.
И даже та информация, которой располагает ГИБДД, не всегда может служить стопроцентной страховкой от проблем. Часто бывает, что при проверке машины в одном городе вопросов у инспекторов не возникает, а в другом регионе базы ГИБДД показывают, что автомобиль этот, как говорится, "с историей".
Возникают затруднения и у автовладельцев, застраховавших машину по каско и попавших в аварию, ущерб от которой признан тотальным (когда автомобиль не подлежит восстановлению или стоимость его ремонта превышает установленный процент от первоначальной цены авто). По правилам страховых компаний в таких случаях для получения выплаты автомобилист должен снять машину с учета и передать ее страховщику. Если этого не сделать, компания имеет право не производить выплату или произвести ее за вычетом стоимости годных остатков. Но с 15 октября снять для этого машину с учета владелец не может.
Пока ни ГИБДД, ни страховщики не разъяснили, как будет решаться это противоречие.
– Попавшим в такую ситуацию надо обращать в РЭО ГИБДД с заявлением, в котором следует указывать, с какой целью вы желаете снять машину с учета и что автомобиль признан поврежденным, – советует Константин Швец. – Я думаю, в любом случае этот вопрос как-то должен решаться.
Упрощенная процедура регистрации также дает новые лазейки мошенникам. Теперь любой человек может легко переписать ваш автомобиль на себя, если ему в руки попадут документы от машины. Подделать подпись продавца в ДКП, как правило, особого труда не составляет.
– Вернуть автомобиль в таком случае можно будет через длительный судебный процесс. Эксперты должны будут определить подлинности подписи. Виновному за ее подделку может грозить уголовное преследование, – комментирует Константин Швец.
Кроме ликвидации порочной практики злоупотреблять "транзитами", новый регламент ударил и по тем, кто периодически снимает машину с учета, чтобы не платить налог. Например, если у человека одна машина для экспедиций и он использует ее раз в год. И при лишении прав сэкономить на транспортном налоге таким способом также не получится.
• Номера теперь сохраняются за автомобилем. При продаже они достаются новому владельцу, даже если он будет использовать ее в другом субъекте страны. Таким образом, определить по цифрам в правом углу номера, из какого региона приехал тот или иной автомобиль, теперь будет затруднительно. Однако дорогие сердцу номера при желании можно оставить себе. Для этого перед продажей необходимо обратиться в ГИБДД. Там вам выдадут новые знаки, а ваши старые оставят на хранение. В течение полугода вы сможете поставить их на новую машину.
• Если вы потеряли номер, можно изготовить его дубликат, не обращаясь в инспекцию. В Барнауле этим занимаются три фирмы: "АлтайЗнак" (ул. Весенняя, 21), "АлтайРегионЗнак" (ул. С.-Западная, 15) и "Алтайский знак" (ул. Малахова, 2-г). Дубликат одного номера стоит 1 000 рублей. Комплект – 1 500 рублей. Изготавливается знак в течение 15 минут.
• В новом регламенте время выполнения регистрационных действий сокращено с трех часов до одного, а ожидание в очереди должно составлять не более 15 минут.
• За нарушение правил государственной регистрации транспортных средств всех видов предусмотрен штраф от 1 500 до 2 000 рублей (ранее – предупреждение или штраф 100 рублей), для должностных лиц – от 2 000 до 3 500 рублей, для юридических лиц – от 5 000 до 10 000 рублей.