Барнаульский водитель рассказал о том, как правильно обгонять на зимней колее

декабрь 18, 2013

Обгон – один из самых опасных манёвров для любого автомобилиста.  С наступлением холодов  его опасность увеличивается в разы.  Виной тому – мокрая дорога, гололёд, снег и колея.  Но обгонять водителям, даже в самых сложных условиях, всё равно приходится. И только знание, опыт и холодный расчёт поможут избежать трагедии.  Но, к сожалению, печальных примеров довольно много.

Январское утро, двухполосная дорога, наледь и небольшая колея. Ниву (за рулём которой находился автор) догоняет ВАЗ-2110. По встречной полосе движется Газель. Скорость у всех автомобилей порядка 70-80 км/ч. Между Газелью и Нивой остаётся около 100 метров. В этот момент "десятка" начинает обгон. Что стало причиной манёвра: спешка, самоуверенность или неопытность? Непонятно. "Десятка" не успевает закончить манёвр, и это понимают все три водителя. Ника и Газель сбавляют скорость.  "Десятка" проныривает между ними и резко возвращается в свой ряд. Попав в колею, зад машины кидает сперва вправо, потом влево. Авто вылетает на обочину и врезается в снежный сугроб. В этот момент над Нивой пролетает отлетевший от "десятки" бампер. Результат манёвра для ВАЗ 2110 – разбитый перед и замятые крылья. Пассажиры не пострадали.

Даже небольшая колея, гололёд или мокрая дорога могут привести к заносу автомобиля. Как его избежать?

Основная причина потери управляемости в сложных дорожных условиях – резкое маневрирование, ускорение и торможение.

При намерении обогнать транспортное средство, учтите расстояние до встречного автомобиля, так, чтобы выполнить манёвр без спешки, но и не создать помех участникам движения. Убедитесь, что вас не обгоняют, включите сигнал левого поворота и через  4-5 секунды плавно перестойтесь на встречную полосу. Это время нужно для того, чтобы обгоняемый заметил вашу готовность к манёвру. Чтобы не допустить заноса на переднеприводном автомобиле, тяните машину "газом", избегая пробуксовки колёс; на заднеприводном перестраивайтесь, убрав ногу с педали "газа". После, плавно ускоряясь, опередите транспортное средство. При движении по встречной полосе, сигнал левого поворота лучше не отключать: встречные водители будут видеть, в какой фазе обгона вы находитесь.

Возвращение в свою полосу может показаться простым, ведь обгон почти закончен. Но именно здесь происходит большая часть ошибок, так как психологически делать правый поворот (особенно на леворуком автомобиле) сложнее, чем левый. Включив правый поворот и посмотрев в правое зеркало, плавно, под малым углом вернитесь в свой ряд, работая "газом" так же, как и в начале манёвра. Если зад автомобиля начинает "рыскать" в колее, не поворачивайте рулевое колесо, а прибавляйте "газ" или тормозите двигателем и КПП в зависимости от типа привода вашего авто. Если "рысканье" перетекло в занос, то устраняйте его поворотом руля в сторону заноса и работой "газом". Но ни в коем случае не используйте тормоз.  Если же вы оказались на месте обгоняемого, то сбавьте скорость, позвольте обгоняющему спокойно выполнить манёвр.

При колее на дороге глубиной более 5-10 сантиметров лучше вообще воздержаться от обгона или выполнить его на минимальной скорости. При попытке перестроения в колее машина может повести себя непредсказуемо независимо от скорости и привода автомобиля.

И помните старое, но верное шоферское правило – "не уверен – не обгоняй".

Владислав Лидер