декабрь 19, 2013
С 5 по 7 декабря в Алтайском крае впервые прошел Сибирский культурно-туристический форум, организованный Министерством культуры России и администрацией региона. Мероприятие посетило около 200 российских и зарубежных специалистов. На протяжении двух дней они обсуждали актуальные вопросы развития туризма на Алтае. Гости форума отметили, что такие мероприятия важны для обмена опытом между профессионалами разных туристических отраслей, научными деятелями и органами власти.
Для мероприятия нашли время многие федеральные эксперты. На открытии форума им продемонстрировали фильм об Алтайском крае, созданный по заказу администрации для привлечения инвесторов в регион. Реакция гостей форума показала, что усилия были не напрасны: многие в своих приветствиях говорили, что итоговое видео производит впечатление. Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе заметила, что, хотя Алтай уже является известным брендом, рассказывать о нем следует чаще.
Любой регион обладает колоссальным туристическим потенциалом, и любой хотел бы рассказать о себе как можно большему количеству граждан. Но ни в одном регионе я не видела такого фильма, — сказала она. — Очень здорово, что у вас инициатива по продвижению вашей территории исходит сверху, не только от бизнеса. Туризм дает постоянный источник дохода, это знают во всех странах. Вы идете правильной дорогой.
Неповторимость Алтайского края подчеркнул в своем приветственном слове руководитель Федерального агентства по туризму Александр Радьков.
Опыт различных стран показывает, что успех развития туризма напрямую зависит от того, как на законодательном уровне воспринимается эта отрасль. Развитию туризма уделяется большое внимание со стороны руководства нашей страны. Решение поставленных задач невозможно только за счет использования действующих рыночных механизмов. Необходимо создать неповторимый имидж, позволяющий регионам дифференцировать себя. Алтайский край является одним из уникальных туристических регионов. Разнообразные природные условия, живописные ландшафты и богатейшее природное наследие делают территорию края очень привлекательной не только для туристов, но и для инвесторов. Работа Сибирского культурно-туристического форума будет способствовать продвижению российского турпродукта и укреплению межрегиональных связей в области туризма.
За два дня участники форума посетили ярмарку лечебно-оздоровительной продукции, выставку фотографий и рисунков юных барнаульских художников "Алтай удивительный", а также обсудили все возможности, которые есть у края для развития разных отраслей туризма.
Темой одной из дискуссионных площадок форума стало "Развитие детского и молодежного туризма и отдыха". В этом "круглом столе" приняли участие около 50 человек, среди которых были представители регионального турбизнеса, Республики Казахстан, органов власти, СМИ и общественных организаций.
Участники обсуждения сошлись во мнении, что, хотя популярность детского и юношеского туризма в России растет, есть еще огромный потенциал для развития. И Алтайский край готов предложить юным туристам немало интересного.
Наличие уникального Тигирекского заповедника, а также Чинетинского заказника позволяет организовывать и проводить эколого-просветительские туры, которые становятся популярными и перспективными в наше время среди туристов всех возрастов.
Очень интересным участникам показалось выступление директора Топчихинского краеведческого музея Сергея Поздина. По собственной инициативе он развивает в районе сразу несколько экскурсионно-походных маршрутов для детей, где они могут получить порцию знаний и приключений: "Интересное рядом", "Родная сторона", "Армейский тур". На одном из них уже несколько групп ребят смогли увидеть, в частности, место пересечения трех старинных трактов края и узнать много нового о его истории.
Во многих районах региона в этом году активно взялись за развитие экскурсионно-познавательного направления туризма, однако, как говорят эксперты отрасли, этот вид отдыха во многом зависит от климатических факторов. Красивая, но все же порой капризная сибирская зима часто не позволяет ходить на экскурсии ни детям, ни взрослым. Тут на первый план выступают лечебно-оздоровительные возможности Алтайского края.
Сегодня на территории региона есть несколько зон, где развивается лечебно-оздоровительный туризм: Барнаульская и Бийская зоны, а также территория предгорий и степного Алтая. Несомненно, визитной карточкой региона давно является город-курорт Белокуриха, обладающий уникальными термальными источниками. Сегодня этот курортный комплекс состоит из 15 санаторных учреждений (среди которых два детских) и способен одновременно принять до 5 тыс. человек.
На секции форума, посвященной оздоровительному туризму, было подписано соглашение о создании единой дирекции курортов Белокурихи. Это позволит санаториям объединить усилия по развитию инфраструктуры курорта и сделать его максимально комфортным для отдыхающих, а также способствовать продвижению турпродукта региона на российском и международном рынках.
Мы считаем, что создание этой организации, в которую в качестве учредителей вошли все основные санатории Белокурихи, позволит нам содержать места общего пользования должным образом, и обустройство выйдет на новый уровень.
Что касается ближайших перспектив Белокурихи, то они связаны с реализацией проекта, который был признан лучшим в мире проектом лечебного курорта на Ассамблее Всемирной федерации водолечения
и климатолечения в Греции — "Белокуриха-2".
Авторы проекта рассказали участникам форума, что он подразумевает создание уникального курорта вместимостью 3 тыс. человек на площади 136 га. Его общая стоимость — 12,2 млрд. рублей.
"Белокуриха-2" — это проект создания совершенно нового курорта в предгорьях Алтая. Он открывает широчайшие возможности инвестирования как в малоэтажную застройку, так и в объекты
среднего уровня, эконом-класса. Многофункциональный курорт, аналогов которому нет в России, расположится в 10 километрах от уже действующих санаториев знаменитого города-курорта федерального значения
Белокурихи. Он будет включать в себя мощную лечебную базу, развитую туристскую инфраструктуру, а также семь горнолыжных трасс.
Принято считать, что обслуживание в туристической сфере России находится на более низком уровне по сравнению с европейским, в том числе в санаториях.
Подтянуть сервис на Алтае не составит труда. Мы научимся застилать постели. Но пусть за рубежом научатся лечить так, как это умеют в России. Сегодня у нас лечат гораздо лучше. "Белокуриха-2" — лучший проект по развитию курортного дела в мире. А курорт — это там, где лечат. В Белокурихе высочайший уровень медицины, и в будущем мы хотим открыть школу по подготовке специалистов по курортному делу именно здесь.
Еще одним вопросом, вызвавшим бурные дискуссии, стало обсуждение на одной из секций вопросов санаторно-курортного лечения в рамках добровольного медицинского страхования (ДМС).
Как рассказал директор Алтайского филиала ОАО "СОГАЗ" Владислав Очнев, в 2012 году по полисам ДМС только через их организацию в Алтайском крае прошли санаторно- курортное лечение порядка 30 тысяч человек.
Необходимо развивать и поддерживать данное направление. Сегодня для увеличения турпотока нужно искать новые точки и механизмы, стимулируя которые можно эти процессы запустить более активно. ДМС как раз один из таких механизмов и интересен тем, что от такого сотрудничества выгода очевидна для всех сторон. Санатории получают загрузку, предприятия решают вопрос оздоровления и профилактики своих сотрудников и дополнительный стимул для персонала в виде расширения соцпакета. Для самого сотрудника это хорошо организованный оплачиваемый отпуск с пользой для здоровья.
Администрация края, по мнению начальника управления, в данном вопросе может стать координатором между всеми заинтересованными сторонами и организовать работу максимально эффективно.
Реализация туристических возможностей края тесно связана с привлечением большего числа туристов из-за рубежа, поэтому международные связи региона имеют принципиальное значение. Сибирский форум завершился презентацией маршрута, который, используя бренд "Великий шелковый путь", должен соединить туристический потенциал 24 государств.
Проект развивает всемирная туристическая организация UNWTO (United Nations World Tourism Organization). Он предполагает создание глобального туристического бренда на основе торгового маршрута "Великого шелкового пути", возникшего во II веке до н. э. По планам, этот возрожденный в новом воплощении путь должен соединить 24 страны (среди них Азербайджан, Армения, Грузия, Греция, Египет, Россия и т. д.).
Для презентации маршрута Туристским центром Алтайского края был подготовлен буклет, который наглядно демонстрировал основные точки предполагаемого маршрута. Согласно исследованиям ряда ученых, у знаменитой торговой дороги было несколько ответвлений. И одно из северных проходило как раз по территории нашего региона.
Алтайский край — один из первых регионов, который включился в этот проект при поддержке всемирной туристской организации UNWTO. Было принято решение на основе существующих связей с древним "Великим шелковым путем" разработать новый турпродукт как инструмент продвижения Алтайского края. Сегодня мы входим в стадию практической реализации. Нам сейчас нужно выбрать правильное направление развития маршрута и затем приступить к его наполнению — от средств размещения до объектов показа.
Приграничному взаимодействию Алтая и Казахстана был посвящен отдельный "круглый стол" форума, где стороны обсудили возможные пути сотрудничества в различных направлениях турсферы.
В рамках Таможенного союза только на территории Восточного Казахстана открылось 134 совместных казахстанско-российских предприятия. Инвестиции с обеих сторон увеличиваются. Сегодня разрабатываются различные трансграничные маршруты с пересечением Алтайского края, Восточного Казахстана и КНР. Интеграцию мы получим, в частности, в рамках проекта "Шелковый путь".
Многие гости форума высказали предложение сделать его ежегодным. Алтай, по их мнению, хорошо справляется с задачей организации мероприятий такого рода, поскольку он является одним из наиболее перспективных регионов России для полноценного отдыха.
Скоро на Алтае появится своя Академия гостеприимства, которая поможет обеспечить гостиничную сферу края квалифицированными кадрами, в первую очередь — линейный персонал: горничные, портье, официанты. Решение об этом уже принял губернатор Алтайского края Александр Карлин. Это будет уникальное в своем роде учреждение, которое начнет готовить специалистов нижнего и среднего звена для курортно-туристической сферы края. Некоторые договоренности по этой части у нас уже достигнуты с Федеральным агентством по туризму. В следующем году в сентябре академия примет первых учеников — и не исключено, что учителя к ним будут приезжать из-за рубежа.
890 туристических предприятий
610 средств размещения
47,4 тыс. мест размещения
250 турфирм и туроператоров
5 тыс. памятников археологии, архитектуры, истории и культуры расположено на территории региона.