май 31, 2007
В прошлом году часть барнаульских домов (зачастую - после продолжительных сражений между городскими чиновниками, жильцами и предпринимателями) перешли от муниципальных ЖЭУ к частным управляющим компаниям (УК). Как они пережили зиму? Как себя чувствуют собственники жилья из этих домов? Для начала мы выбрали три компании и, соответственно, три дома в Барнауле. Оказалось, проблемы есть. Никто, впрочем, и не говорил, что их не будет.
"Не жалеем"
УК "Свой дом"
Земля перед домом на ул. Чудненко, 110-а еще хранит следы от метлы дворника. Двор после утренней уборки выглядит довольно свежо. Однако старания уборщицы устраивают не всех. "Она убирает во дворе и два раза в месяц подметает в подъезде, - рассказывает Галина Кислинская, жилец дома. - Ее работой я недовольна, но зато отдельно мы ничего не доплачиваем".
Двери в подъездах этого дома - нараспашку, зато "кондейка" дворника - на замке. В подъезде нет ни мусора, ни грязи, нет и настенных надписей (возможно, впрочем, они обвалились вместе со штукатуркой). Часть окон разбита, кое-где заставлена фанерой - впечатление удручающее, что, впрочем, не является чем-то исключительным для старого жилого фонда Барнаула.
Этот дом за свою сорокатрехлетнюю историю видел многое. Валерий Блинников, активист дома, долго терзался выбором управляющей компании и наконец остановился на "Своем доме". "Начало их управления ознаменовалось неприятным инцидентом, - рассказывает Валерий Блинников. - У нас в доме потекла труба, надо было срочно поменять задвижку. Дело было в воскресенье. Руководство компании дозвонилось до мэра, он дал команду отключить весь квартал, чтобы можно было задвижку поставить. Все быстро сделали".
По словам жильцов, и другие аварии компания устраняла оперативно и качественно. Без промедления рабочие пришли в квартиру Валентины Качевой для устранения неполадок с кранами. "Они у нас молодцы!" - радуется она. Однако, самый сложный вопрос - это капитальный ремонт дома. "Про это пока ничего не говорят, но он необходим", - считает Галина Кислинская.
Никто из опрошенных нами жильцов не пожалел о приходе новой "власти". Правда, по мнению Валерия Блинникова, вопрос не в компании, а в суммах, которые жители могут выделять на содержание дома. "В доме 32 квартиры, денег набирается мало, - рассказывает он. - Надо поменять около 200 метров труб, потому что наши отслужили почти три срока. Из-за этого придется повышать тарифы, что, возможно, приведет к новым трудностям".
Что сделано?
Андрей Курасов, директор компании "Свой дом":
- Мы привели инженерные сети в состояние работоспособности, еще осенью устранили течи кровли. В результате весенний период у нас прошел спокойно. Кроме того, мы начали потихоньку благоустраивать подъезды. Год - сравнительно небольшой период. Наша программа по восстановлению домов рассчитана на три-пять лет.
Итог нашей годовой работы - убыток. Но мы и не ставили задачу сразу получить прибыль, а хотели вложить деньги, чтобы в дальнейшем работа протекала спокойно. Нами было вложено около 100 тысяч рублей на каждый дом, эти деньги в основном пошли на ремонт.
УК "ПЖЭТ Центрального района"
Единственное, что омрачает вид двора перед домом на Социалистическом проспекте, 63, - это мусорные контейнеры. Стоят они посредине, причем один из них наполнен мусором "с горкой", а второй - перевернут. Мусор - это камень преткновения между жильцами и компанией. "На два подъезда, в каждом из которых по 94 квартиры, стоят два контейнера, - рассказывает Нина Изосина, жилец дома. - Их явно не хватает. Зимой еще можно терпеть, а летом - невозможный запах". В то же время Олег Галацан, директор управляющей компании, рассказал, что ими был приобретен новый мусорный контейнер, установлены замки на мусорокамеры, "с мусором проблем нет".
Ситуация с мусором вообще парадоксальна. В подъездах и во дворе очень чисто. "Появилась уборщица - заметное отличие от ЖЭУ, - говорит Клара Андреева, жилец дома. - С приходом компании у нас появился неплохой дворник". Однако ни неплохой дворник, ни отличная уборщица не могут очистить двор от пакетов с мусором.
У этого дома тоже есть проблемы. "Протекает крыша - это головная боль, которую мы получили в наследство от ЖЭУ. Управляющая компания о ней знает, моя заявка у них есть, надеюсь, что за лето устранят", - говорит Ольга Коломина, старшая по этажу.
Но все же ни один из опрашиваемых нами жильцов не пожалел о приходе этой управляющей компании. "Хуже, чем было в ЖЭУ, точно не стало", - уверена Ольга Коломина. "Но и лучше тоже", - добавляет Нина Изосина.
Что сделано?
Олег Галацан, директор ООО "ПЖЭТ Центрального района":
- С октября мы работаем с пятью домами. Сейчас на всех домах за счет средств компании установлены общедомовые приборы учета электроэнергии. На каждый дом наши затраты составили около 20 тысяч рублей. Это сделано для того, чтобы в последующем жители получили экономию при расчетах с Горэлектросестью, которая до этого выставляла счета по установленной мощности. Это средства жильцов, которые мы с удовольствием экономим.
Деньги нами вкладывались в разные нужды: в установку приборов учета электроэнергии, в ремонт подъездов, в инженерное оборудование в подвалах.
Мы стараемся наладить контакт с жильцами, например, на 9 Мая поздравляли ветеранов войны, которые в этих домах проживают. Предприятием выделены деньги на цветы и подарки.
"Жалеем"
"Коммунал Элит"
Работа этой управляющей компании с "подопечным" домом, расположенным по адресу: ул. Титова, 30, проходит в атмосфере тяжелого затянувшегося конфликта. Жильцы, как один, сожалеют об уходе из ЖЭУ, их аргументы безоговорочны. Сбой с запуском тепла: "Все дома вокруг включили, а мы все мерзли", - рассказывает Любовь Левина. Невыполнение обещаний: "Дом только оштукатурили, неужели нельзя было и покрасить? Хотели сделать детскую площадку, но не сделали", - сокрушается Мария Белозерцева. В ответ на это Валентина Гевейлер, директор компании, а вместе с ней председатель домового комитета Людмила Вялых осыпают упреками жильцов за то, что собрать с них деньги практически невозможно. "Жильцы дома решили, что услуги им будут предоставляться бесплатно, - рассказывает Валентина Гевейлер. - Мы вложили в ремонт отопительной системы сразу всю необходимую сумму. По договору 50% этой суммы должны были оплатить с текущего содержания дома, остальную половину должны были внести жители. Мы до сих пор "получаем" эти деньги".
Поле брани на любой войне вряд ли кого-то может порадовать своим видом. Так и наш дом не назовешь презентабельным. "Лампочка Ильича" - единственное достоинство подъезда. А недостатки его - рябые, с обвалившейся штукатуркой стены, разбитые окна. Вход в подвал "украшает" свалка вперемешку с инвентарем дворника. Кстати, этот многострадальный подвал с разводкой системы отопления стал причиной сбоя отопительного сезона. "Дом к отопительному сезону мы сдали одним из первых. Но жильцы решили, что подвал можно оставить открытым, и ходили туда все, кто хотел, в конце концов там сняли все оборудование, которое мы поставили. Когда мы пришли включать, оказалось, что включать уже нечего", - рассказывает Валентина Гевейлер.
Что сделано?
Валентина Гевейлер, директор компании "Коммунал Элит":
- Дом этот небольшой, на текущее содержание мы ежемесячно собираем семь тысяч рублей, 30 процентов этой суммы уходит обслуживающему персоналу. Поэтому необходимых средств для создания детской площадки, проведения ремонта в подъездах нет. Двор чистый, цветы в клумбы посажены. Жильцы считают, что и уборку во дворе, и поливку клумб должна проводить управляющая компания. У них девиз: "Вы нам сделайте, а мы вам потом заплатим". Я собиралась по истечении года сама инициировать расторжение договора. Пока договор продолжает действовать, и компания свои обязательства выполнять будет. Но я боюсь, что общего языка с жильцами мы уже не найдем.
Что говорит власть?
Владимир Иванов, начальник управления по жилищно-коммунальному и газовому хозяйству администрации края:
- В Барнауле на сегодняшний день работают девять частных управляющих организаций, однозначно дать положительную оценку работы всех "частников" не могу. Хочу отметить хорошую работу ООО "Свой дом", ООО "Научный городок", ООО "Управляющая организация Индустриального района" и ОАО "Фирма ПЖЭТ Индустриального района". Я считаю, что зимний период мы прошли нормально, остается неурегулированным вопросом те "кабальные" договорные условия, которые предлагаются ОАО "Кузбассэнерго" для заключения с управляющими компаниями.
Виктория ДМИТРИЕВА.