январь 22, 2014
С 28 февраля 2014 года в России изменятся государственные стандарты для пешеходных переходов. Новшества предложила Госавтоинспекция для снижения аварийности на этих участках дорог.
Инфографика: новый стандарт пешеходных переходов
Михаил Хозяйкин
Главный смысл изменений — сделать переходы заметнее. Якобы водители будут раньше замечать приближение опасного участка дороги, а пешеходам станет проще найти "зебру".
Проекты новых стандартов публиковались на официальных сайтах ГИБДД и Росстандарта, и любой желающий мог предложить свои идеи по корректировке и доработке этого документа. В итоге разработчики получили около 60 замечаний и предложений, некоторые из них были приняты. В окончательном варианте осталось шесть основных нововведений.
Главное изменение — "зебра" теперь будет бело-желтого цвета, а каждый переход в городской черте должны будут оснастить "лежачим полицейским". Однако конкретики по поводу того, как новые стандарты будут применяться в Барнауле и Алтайском крае, пока немного.
Неизвестно, станут ли дорожники при ежегодном обновлении разметки наносить "зебру" на желтый фон. Администрация Барнаула пока не объявляла о таких планах. Как это будет происходить на краевом уровне, тоже не совсем ясно. "В настоящий момент этот вопрос находится в стадии рассмотрения, — говорит Николай Александров, начальник отдела технического надзора, ремонта и содержания дорог "Алтайавтодора". — Реализовываться новые стандарты однозначно будут, но в каком объеме — пока не определено. Сейчас специалисты изучают этот вопрос, готовят свои предложения".
Приводить пешеходные переходы в соответствие с актуальными изменениями стандартов в краевой столице будут "постепенно, исходя из условий дорожного движения и финансирования", сообщил Петр Гладышев, председатель комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи администрации Барнаула. По его словам, знаки на светоотражающих щитах в 2014 году будут установлены на существующих и вновь обустраиваемых переходах около общеобразовательных учреждений и на участках с высокой интенсивностью движения.
Кроме того, "зебры" необходимо оборудовать стационарным наружным освещением. Сделать это городские власти рассчитывают с помощью программы развития уличного освещения "Светлый город", принятой до 2017 года. Но опять же с оговоркой — "исходя из предусмотренных объемов финансирования".
То, что делается, — это замечательно, это изменения к лучшему, но это всего одна сторона медали. А другая, не менее важная, — воспитание. У нас сейчас, к сожалению, пешеходов сориентировали неверно. И они в большинстве своем считают: если он ногу на "зебру" поставил, то все должны мгновенно остановиться. Но законы физики никто не отменял, машины не могут резко остановиться. И в правилах не зря написано, что пешеход должен убедиться, что переход будет для него безопасен. К сожалению, упор на это в пропаганде не делается. Отсюда все проблемы. А ему сказали, что он главный на переходе, он и идет. Более того, они это правило стали распространять на места вне переходов. Он пошел — все, всем "стоять-бояться".
Еще проблема: зачастую знаки у школы стоят, но потом они зарастают кустами, ветвями деревьев. Зимой после буранов знак может быть занесенным по несколько дней. И никому дела нет — ни директору школы, ни завучу. Хотя цена вопроса — выйди со щеткой, обмети знак.
А поскольку школы у нас стационарные объекты, то разметка возле них могла бы быть нанесена не краской, которую два раза в сезон нужно обновлять, а специальными пластиками или лентами, которые клеятся на дорожное полотно. Я много раз разговаривал по этому поводу с теми, кто у нас занимается обустройством дорог и нанесением разметки. Ответ у них очень простой: "Нам так проще". Конечно, пластик или лента дороже краски, но они и прослужат дольше, не менее двух-трех лет. И затраты в конечном итоге будут меньше.
Пешеходные переходы в населенных пунктах располагают через 200–300 м. В поселках или деревнях протяженностью менее полукилометра устраивают не более двух пешеходных переходов с интервалом 150–200 м.
Вне населенных пунктов места наземных пешеходных переходов должны просматриваться с обеих сторон дороги на расстоянии не менее 150 м.
На дорогах с шириной проезжей части 15 м и более наземные пешеходные переходы должны быть оборудованы островками безопасности.
Знак 1.22 "Пешеходный переход" устанавливают вне населенных пунктов перед всеми нерегулируемыми наземными переходами, а в населенных пунктах — перед переходами, расстояние видимости которых менее 150 м.
Знаки 5.19.1 и 5.19.2 "Пешеходный переход" применяют для обозначения мест, выделенных для перехода пешеходов через дорогу. На дорогах с разделительной полосой знак устанавливают и на ней. Он должен располагаться не ближе метра от границы перехода.
Ширину "зебры" определяют по интенсивности пешеходного движения из расчета 1 м на каждые 500 пешеходов в час. Однако она не может быть менее 4 м.