январь 31, 2014
30 января президент России провел заседание президиума Экономического совет, на котором решались вопросы, связанные с жилищно-коммунальным хозяйством. Владимир Путин потребовал навести порядок в этой сфере по различным направлениям: разграничение полномочий, оплата, качество услуг.
Владимир Путин.
kremlin.ru
Ещё раз подчеркну, проблем в ЖКХ немало, и граждане сталкиваются с этими проблемами ежедневно. Сегодня предлагаю сосредоточиться на трёх направлениях.
Первое. Граждане жалуются на качество услуг управляющих компаний в ЖКХ, нам это хорошо известно, зачастую это качество управления весьма низкое. Правительство недавно приняло решение – мы обсуждали на разных площадках эти вопросы: решение о лицензировании деятельности управляющих компаний. Считаю, абсолютно сбалансированное, верное своевременное решение. Структуры, которые не могут, не способны работать эффективно, они не должны работать вообще, они должны уйти с рынка.
Чтобы механизм лицензий заработал, нужно чётко понимать, кто будет выдавать лицензии и как будет контролироваться выполнение условий лицензионных соглашений. Всё это должно делаться максимально, безусловно, прозрачно, по определённым, понятным для всех процедурам, но, разумеется, под жёстким контролем, в том числе со стороны общественных организаций.
Второе. Одновременно с повышением качества жилищно-коммунальных услуг следует навести порядок и с платежами. Принят закон об ограничении роста стоимости услуг ЖКХ на долгосрочный период. Нужно, чтобы он заработал на деле, а не остался только декларацией. Поэтому следует установить понятные правила формирования платежей. Они должны быть сквозными для всех регионов и, что принципиально, основаны на объективных экономических показателях – таких, например, как уровень инфляции за предыдущий год.
И, наконец, третье. Износ коммунальной инфраструктуры высокий, это хорошо всем известно, – из-за аварий часто люди страдают. Сейчас, в зимний период, этот вопрос особенно является острым.
Ресурсы для модернизации ЖКХ необходимы очень большие, мы это все хорошо знаем. Нужно использовать современные технические решения, новые материалы, чтобы обеспечить надёжность, безопасность и долговечность коммунальной инфраструктуры. Следует расширить источники привлечения средств, прежде всего стимулировать приток частных инвестиций, задействовать механизмы государственно-частного партнёрства.
На что сразу хотел бы обратить в этой связи внимание: добросовестному бизнесу должно быть, безусловно, выгодно участие в модернизации жилищно-коммунального комплекса. Поэтому условия реализации таких проектов необходимо гарантировать на долгосрочный период, с учётом длительной окупаемости этих проектов. Это касается прежде всего, конечно, тарифных решений. Именно на этом основана, как мы понимаем, экономика этого вида деятельности.
При этом важно обеспечить качество проводимых работ именно в определённые сроки, пресечь любые попытки деньги увести куда-то. Хотел бы услышать, конечно, и в этом смысле, и по этому вопросу ваши конкретные предложения, в том числе и по вопросу организации контроля за этой сферой деятельности.
Также считаю, что к участию в проектах по модернизации коммунальной инфраструктуры должны допускаться компании, безусловно, исключительно с прозрачной структурой собственности, которые имеют, кроме того, опыт работы на рынке. Мы уже говорили, что даже в этой сфере управляющие, да и некоторые другие структуры зарегистрированы в офшорных зонах, что совершенно, на мой взгляд, нелепая ситуация.
То, что касается первой социально чувствительной темы, – это наведение порядка в сфере управления жильём, в первую очередь многоквартирными домами. На сегодняшний день мы готовы к лицензированию. Хочу доложить, как будет обеспечиваться весь процесс, а также конкретные сроки.
Выдавать лицензию для управляющих компаний будет орган – госжилнадзор региона или жилинспекция. По конкретным срокам: до 1 июля текущего года мы планируем принять все нормативно-правовые акты, подзаконные акты. С 1 сентября 2014 года планируем начать выдачу лицензий, в том числе начать проведение экзаменов для будущих директоров управляющих компаний. С 1 мая 2015 года – мы специально взяли, Владимир Владимирович, этот срок, чтобы уже завершить следующий отопительный сезон, – будет полный запрет на управление многоквартирным домом без лицензии.
Что касается конкретных требований к лицензиату, первое – наличие материально-технических средств и кадров, второе – обязательное отсутствие нарушений за год до получения лицензии, третье – квалифицированный аттестат руководителя (учёба будет организована также в жилинспекциях регионов) и, конечно, российская юрисдикция.
Что касается жёсткого контроля над этим процессом, первое, мы хотим сделать (и запланировали это) единый открытый федеральный реестр всех, кто будет лицензирован, и, второе, единый открытый федеральный реестр по дисквалифицированным руководителям. Все эти реестры будут размещены на сайте нашего ведомства, а также на портале ГИС ЖКХ, который мы сейчас реализуем совместно с Минкомсвязи, и в апреле уже планируем "пилот" продемонстрировать.
Контроль за деятельностью органов госжилинспекций мы планируем осуществлять следующим образом. Как вариант мы сейчас рассматриваем согласование Минстроем руководителей госжилнадзора, госжилинспекций, а также рассматриваем возможность дополнительного контроля со стороны одного из федеральных органов государственной власти, которые имеют территориальные подразделения на территории субъектов Российской Федерации, например Федеральной антимонопольной службы.
Теперь что касается аннулирования лицензий. Два нарушения в год по одному многоквартирному дому – лишение права управлять непосредственно этим домом. В случае если 15 процентов управляемых многоквартирных домов также получили по два нарушения в год, то идёт аннулирование лицензий на три года и, конечно, руководителю запрет на профессию на три года. Фамилия, имя, отчество этого нерадивого руководителя – в федеральный реестр.
Аннулирование будет происходить в судебном порядке. На время суда, что очень важно, потому что этот период особо может быть чувствителен для наших граждан, счета за коммунальные услуги будут напрямую выставляться ресурсоснабжающими организациями под контролем муниципалитетов, минуя управляющую компанию. Все остальные функции управляющей компании с жёсткой персональной ответственностью будут продолжать исполнять руководители лишённой в будущем лицензии управляющей компании. В случае любого нарушения прописана дисквалификация и штраф 500 тысяч рублей. Муниципалитет далее проводит конкурс на новую управляющую организацию либо инициирует собрание по поводу изменения формы управления МКД, если люди примут решение, например, перейти на ТСЖ от управляющей компании.
Также, Владимир Владимирович, мы внесли в Правительство Российской Федерации проект закона о внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, где зафиксировали дополнительные меры, в том числе и штрафные: штраф в пользу потребителей за некачественную услугу – 30 процентов от среднего размера платы, за нарушение при расчёте – 15 процентов от неправильно рассчитанной платы.
Мы сейчас имеем примеры, когда в одном из субъектов Российской Федерации в одном из муниципалитетов добавилось два нуля в платёжку – люди буквально вышли на улицу. Выяснилось, что это просто сбой компьютерной программы. Это часто, к сожалению, происходит, и, конечно, это не должно быть безнаказанным. Нужно всё-таки ответственность нести за тех, кто работает с компьютером. Потому что люди получают и сразу же видят увеличение на нули. Потом им просто объясняют, что это была ошибка. Такого не должно быть, а если уж ошибка произошла, то должны быть соответствующие штрафы.