Дело "Синего ведра". Гласность, юмор и социальные сети как способ победить чиновного хама на дороге

февраль 10, 2014

Члены общероссийского движения "Синие ведерки" не платят взносов, не ведут учет участников и обходятся без аппарата управления и офиса. Зато они умеют быстро собрать сторонников для проведения акций или скинуться на защиту прав автомобилистов.

Перед Новым годом-2014 "Синие Ведерки" традиционно провели предновогоднюю раздачу шоколадных конфет, расфасованных в синие ведерки.
ru-vederko.livejournal.com

Дело "Синего ведра", как называют свое движение его активисты, началось несколько лет назад с борьбы с "феодалами" на дорогах — обладателями крутых авто с проблесковыми маячками, из-за движения которых перекрывают дорогу "холопам". Сегодня они распространяют видеоролики о хамском поведении чиновников всех рангов на дорогах и уже готовы участвовать в экспертизе дорожно-транспортных проектов властей.

Сколько у них сторонников, не знает точно никто — сами же они и не хотят этого знать. Хотя большинство активистов движения концентрируется в Москве, "ведерки" считают свое движение децентрализованным. О том, что их объединяет и какие задачи ставят члены этого сообщества, рассказал нашему изданию москвич Сергей Стоянов — один из координаторов движения.

Сними немедленно

— Сергей Сергеевич, привилегии для машин с мигалками существуют давно, и до какого-то момента вы это терпели. Почему вы вдруг поняли, что так больше не может продолжаться?

— Мой путь на работу проходил через одну из правительственных трасс — ее регулярно перекрывали. На протяжении нескольких лет я вынужден был пропускать кого-то, ожидая от получаса до часа дважды в неделю. И я не понимал, почему мои дела считаются менее важными, чем их. Они такие же менеджеры, наемные работники (которые, на мой взгляд, еще и плохо работают), и коли они не успевают, это их проблема. Кроме того, при перекрытиях дорог ради чиновников регулярно останавливают и машины скорой помощи. Плюс есть еще и норма, что дорогу могут перекрывать только для узкого круга лиц. Однако мы не раз доказывали, что делается это для гораздо более широкого круга. Все эти истории накапливались лично во мне и таких же людях, как я. И накопились. Один из наших лозунгов сегодня: "Я пропускаю только 01, 02, 03" — это те службы, от которых реально зависит жизнь. Мы даже раздаем такие наклейки на автомобиль.

— Какая была ваша первая акция?

— Это был флешмоб. Мы прикрепили синие ведерки на крыше автомобилей, выехали на Садовое кольцо и несколько раз проехались по кругу.

— Как вы договорились о встрече?

— Первая моя встреча с людьми, с которыми я сейчас плотно работаю в этой общественной организации, была в интернете. Мы написали, что поедем на Садовое кольцо и на крыше будет синее ведро. Идея была — показать, что это смешно. Я купил в детском магазине ведерко, примотал его скотчем к автомобилю (тогда это был ВАЗ 10-й модели) за несколько дней до акции. Покатался по Москве и понял: реакция водителей исключительно положительная. Все смеются, показывают большой палец вверх. Некоторые говорили: "Классно, молодец".

— Как на ваши акции реагировали сотрудники ГИБДД?

— Первое время останавливали, составляли протоколы о нарушении за неправильно закрепленный груз, даже задерживали на несколько часов. Как-то раз меня пытались лишить прав, заявив, что это несанкционированная мигалка. Сейчас проблем с этим в Москве нет. Гаишники понимают, что это не мигалка и не попытка сойти за ее владельца, а высмеивание автомобилей чиновников, их повадок и привычек. Думаю, и самим гаишникам противно перекрывать проезд: они такие же люди, как и мы, живут в той же стране и видят, что происходит. Но в других регионах проблемы остаются: иной раз бывают угрозы: "Сними ведерко немедленно, иначе будут проблемы".

Портрет сторонника

— Один из координаторов движения Петр Шкуматов сказал, что в ГИБДД начали бороться с нелегальными мигалками и это один из результатов ваших усилий. А можете назвать свою самую результативную акцию?

— Сам формат наших акций не требует моментального результата. Задачей нашей первой акции было просто привлечь внимание водителей и общества. На первую акцию приехало много иностранных журналистов, которым было интересно понять: ведерки на автомобилях — это новый русский протест против феодальных обычаев? У них даже есть слово "migalka". А потом подтянулись и наши СМИ.

Но, конечно, на следующий день после акции ничего не изменилось. Мы тем не менее регулярно их проводили и проводим. В том числе и позитивные акции: например, новогоднюю раздачу ведерок с конфетами обычным автомобилистам на смотровой площадке на Воробьевых горах. А вместе с ведерками мы раздаем листовки, где написаны наши основные цели и задачи, ссылки на наши сайты.

— Напрашивается вопрос: где вы берете деньги на автопробеги, пикеты, флешмобы, раздачи ведерок и прочее?

— У нас есть электронный кошелек на Яндекс-деньги, и туда время от времени люди перечисляют средства. И когда мы проводим какую-то акцию или случается беда, например, обычный человек попадает в ДТП с чиновником и ему или его родственникам нужна юридическая поддержка и общественный резонанс, мы включаемся. Многие такие дела сдвигаются с мертвой точки именно после того, как дело становится общеизвестным. Особенно если это происходит в регионах. Если раструбить о ДТП с участием чиновника на всю Россию, то местные власти понимают: замять дело не получится. И довольно часто дело принимает другой оборот и расследуется справедливо. Но тут появляются расходы на адвоката, на то, чтобы поехать в регион, провести параллельное расследование. Тогда мы стараемся помочь.

— У вас сформировался свой круг юристов, с которыми вы работаете постоянно?

— У нас есть юристы, которые не просто работают с "Синими ведерками", они сами состоят в сообществе. Они помогали нам на общественных началах еще тогда, когда нас задерживали за первые акции. Эти юристы дают всевозможные консультации, но вести все дела, которыми занимаются "ведерки", они не могут — они тоже работают, зарабатывают деньги и ведут свои дела, а требовать от них альтруизма было бы неправильно. Поэтому нанимаются адвокаты. Определенный костяк адвокатов у нас сформировался.

— Опять же сошлюсь на Шкуматова: он заявил, что у вашего блога в "Живом журнале" порядка 200 тыс. уникальных посетителей. Кто, как вы думаете, вас поддерживает, в основном горожане?

— Социологического анализа мы не делали. Но по той активности, которая имеет место в социальных сетях, можно сказать, что это преимущественно горожане. Как только человек приобрел автомобиль, активно им пользуется, самостоятельно зарабатывает деньги…

— … и не состоит на госслужбе?

— Иногда даже и состоит. И как только у человека появляются жена и ребенок, он начинает о них беспокоиться, понимая, насколько небезопасно передвижение по дорогам, и думать, как это изменить.

Вне политики

— Вы общественное движение с юмором: иной раз ваши иронические заметки трудно читать без смеха. А вам самому не кажется, что отечественным политикам порой не хватает чувства юмора?

— Есть такой афоризм: "Все самые глупые вещи делаются с серьезным лицом". Может быть, многие проблемы появляются действительно от нехватки юмора. И все же политика — дело серьезное и грязное. Именно поэтому "ведерки" не лезут в политику. Более того, среди участников нашего движения есть и ярые оппозиционеры, и, наоборот, те, кто поддерживает власть. Это самые разные люди, которые объединились вокруг автомобильных проблем.

— Интересная штука получается. У нас регистрируются партии, в которых едва набирается 500 человек, и никто о них не знает. А ваше движение объединяет тысячи людей, но вы не хотите стать партией. Не парадокс ли?

— Сегодня победить в честной борьбе практически невозможно. А вести какие-то кулуарные интриги, вступать в блоки на каких-то условиях и потом зависеть от этих условий будет неправильно. В этом случае автомобилисты, если они отдадут голос за нас (я гипотетически рассуждаю), будут разочарованы — ведь быть абсолютно самостоятельным не получится. А самостоятельность терять нам совсем не хочется. Потому что именно благодаря этой самостоятельности мы говорим о том, что на самом деле происходит. И именно это ценно, поэтому нас поддерживают. Мы не стесняясь иногда выражаемся и нецезурно о присходящем — я считаю, что иначе ситуации описать невозможно.

— Города России отличаются друг от друга по поведению на дорогах?

— Да. В Москве довольно вежливые водители. Я учился и начинал водить в Москве и думал, что здесь водят очень плохо. А как только посетил на автомобиле другие города, был неприятно удивлен. Во многих городах не понимают, что такое пропустить автомобиль, когда включил поворотник. Не понимают, что такое "спасибо" — два раза моргнуть авариечкой, если тебя пропустили. Люди в регионах не очень хорошо знают правила дорожного движения. Но все это вполне объяснимо: в Москве у человека гораздо больше возникает ситуаций, когда необходимо очень быстро вспомнить все правила дорожного движения и принять верное решение, иначе будет ДТП.

— Есть такой прием: идущая навстречу машина предупреждает, что впереди стоит инспектор ГИБДД. Соответственно, ты сбавляешь скорость до разрешенной, пристегиваешь ремень и т. д. На мой взгляд, это не очень хорошо: люди проявляют солидарность по отношению к нарушителям. А как вы думаете?

— Я, наоборот, думаю, что это хорошо. Водительская солидарность — то, благодаря чему водители протянут руку человеку и не оставят его в беде.

Справка

Общество "Синих ведерок" — российское общественное движение, основная часть активистов работает в Москве и Санкт-Петербурге. Его члены выступают за то, чтобы мигалки остались только на машинах экстренных служб, а полиция выполняла свои прямые обязанности, пресекая в зародыше любые проявления блата, кастовости, неприкасаемости.
Протест выражается флешмобовым использованием имитаторов мигалок, чаще всего используется детское синее пластмассовое ведерко, которое крепится либо с помощью магнитов, либо посредством скотча. Сторонники ОСВ необязательно автомобилисты — есть и безлошадные, и велосипедисты. Крепление ведерка тоже не является обязательным. Они используют наклейку "Я пропускаю только 01, 02, 03" и нажимают на клаксон, когда видят нарушение ПДД автомобилями с мигалками.

Цитата

Из высказываний анонимного активиста ОСВ:

Признавая, что наша деятельность далека от супер-пупер-продуктивной, эффективной и т. п., мы все же остаемся вне политики. Проведу аналогию. У нас есть за...ный двор, в котором есть сломанная скамейка. Мы собрались, чтобы починить эту скамейку.

Политика — это обсуждать, кто виноват в том, что двор за..ан, обсуждать концепцию развития двора, думать, как выстраивать отношения с соседним двором и кто украл деньги во втором подъезде… И мы можем поддержать тех, кто требует отставки управдома, тех, кто требует реконструкции жилкомплекса, — и то, и другое, скорее всего, приведет и к починке скамейки (что не факт). Но мы собрались только ради скамейки. Это и есть демократия, это и есть свободное гражданское общество — когда конкретные проблемы не теряются в концепциях и программах партий, когда это не может стать разменной монетой ради решения более важных задач.

Факт. Алтайский след

Год рождения идеи общества "Синих ведерок" — 2006-й. Место — Москва, Красная площадь. Первым детскую игрушку как символ гражданского протеста использовал активный борец за права автомобилистов Алексей Дозоров. Он установил ведерко на крыше своего автомобиля и прокатился вокруг Кремля. Так он выступил против осуждения жителя Алтайского края Олега Щербинского, в автомобиль которого врезался Mercedes губернатора края Михаила Евдокимова.