февраль 17, 2014
Исполнительная власть в Барнауле 100 лет назад была мало похожа на нынешнюю: в городской управе работало лишь пять человек. А между тем на их плечах лежало хозяйство всего 50-тысячного города. Распоряжения гласных и частые ревизии доказывали членам управы, что их жизнь не сахар.
Разделение между гласными Думы, которые трудились в комиссиях и на сессии, и ежедневно работающей управой было понятным: первая была скорее мозгом, вторая — руками и ногами. И все же жесткого разграничения между их полномочиями в те времена не было — это был единый орган самоуправления. К тому же и управу, и гордуму возглавлял один человек — городской голова.
Кризис самоуправления случился в Барнауле в середине 1913 года. Газеты, ссылаясь на гласных гордумы, констатировали: касса пуста, платить жалованье служащим скоро будет нечем. Город накануне банкротства.
Журналисты вовсю чихвостят "отцов города". Зачем выделять 120 тыс. рублей на строительство окружного суда? Стоит ли взваливать такие затраты на "пустую городскую шкатулку"? Почему самоуправление тратит деньги на телеграммы, вместо того чтобы отправить сообщение письмом?
Но городским властям и самим нелегко: фирма "Штоль и Шмит" вот-вот предъявит к уплате долг в 7 тыс. рублей. Поступление в бюджет в июле, по расчетам, 22 тыс. рублей. Расходы — аж 48 тыс.
А управа тем временем спешно распродает участки в районе будущего вокзала, чтобы пополнить "пустую шкатулку". А потом предлагает выход — облигационный заем. Все документы готовы, но решение затягивается. Правда, мало кто понимает, на что, кроме погашения долгов, пойдут деньги. Где смета?
В самом деле, именно управа составляла все сметы. В том числе смету расходов и доходов горбюджета. И, естественно, готовила отчеты. "Управа периодически отчитывалась о своей деятельности, все-таки Дума — орган, более высокий по статусу. Дума принимала решения о ее эффективности и в любой момент могла потребовать переизбрания члена управы", — отмечает профессор Валерий Скубневский.
Правда, отчеты для управы были настоящей бедой. Дел было много, бухгалтер не мог все охватить, а некоторые думские комиссии не спешили делиться данными. Из-за этого отчеты задерживались или писались на скорую руку, не по закону.
Должность члена городской управы, что говорить, не была синекурой: ежедневные кипы бумаг, обращения горожан. 1912 год. Управу атакуют вопросами беспокойные отцы семейств: "Будет ли открыта гимназия? Когда начнутся приемные экзамены? Кто назначен директором?" У управы нет ответа.
Некто Васильев просит разъяснить, почему дом, в котором он живет, записан на жену, а крыльцо дома на него, из-за чего управа взыскивает с него налог за крыльцо. Выясняются причины курьеза: напутали техники, проводившие обмер крыльца.
Недовольны водовозы: платят по 2,72 рубля с одноконной бочки, а управа не содержит в исправности дорогу.
Надо сказать, что управа в то время регулярно проводила всяческие аукционы и торги — на это дело даже нанимался аукционист. На торги выставлялась аренда городской земли, рыболовных угодий, подрядные работы. Вот где был простор для Навальных того времени!
По идее, старалась управа на благо города: к примеру, торги на строительные подряды шли на понижение — надо ж было экономить бюджетные денежки. При этом предполагалось, что подрядчики будут еще и надежными. Но, как и сегодня, одно не сочеталось с другим. Победители торгов брались строить, скажем, школу, а дело довести до конца не могли — не хватало денег.
"На днях отказался подрядчик Юферов, вследствие чего плотничные работы задержались на неделю", — переживала местная газета за школу в 1913 году. Управа проводит новые торги на плотницкие работы — в те годы это называли "переторжкой". Желающие заполучить городской подряд всегда находились, но... История могла запросто повториться. Сколько стоили работы в конечном итоге, можно только предполагать.
Вообще же, в ведении управы находилось все городское хозяйство. Вплоть до мелочей. К примеру, она проводила "техосмотр" конных повозок, проверяя экипажи и сбрую, давала разрешения на частный извоз.
Зима. Владельцы домов не убирают снег вокруг строения. А если убирают, то снег вывозят не за город, как положено, — рассыпают по дороге, так и не довозя до места. Надо вмешиваться. Весной же другая напасть — таяние снега. На дорогах намыло огромные ямы, в канавах — талая вода, а потом и дождевая, которая не высыхает даже летом. И управа нанимает подрядчиков на строительство новых водосточных канав.
В 1913 году управе дается поручение гордумы: проработать проект водопровода, подготовленный фирмой "Нептун", и привлечь к этому компетентных лиц. Затея управы — чтобы при водокачке стояла еще и электростанция. Проект решают переделать, а на водопровод взять заем.
Управа переименовывает улицы. Выясняет, почему товарищество "Братьев Нобель" повысило цены на керосин с 90 копеек до 1 рубля за пуд. Выдает владельцам пивных лавок и ресторанов разрешительные свидетельства. А в 1912 году технический отдел даже просчитал длину дорог в Барнауле — 123 версты. Видимо, нужно было для составления сметы.
На управе, кроме всего прочего, лежала еще и вся подготовка к выборам: избирательную комиссию создать тогда еще не догадались. Именно управа определяла их дату, готовила списки избирателей и могла исключить из них тех, кто не платит городские сборы. А могла и затеять судебное разбирательство с должниками.
Общество в те годы было сильно структурировано — многие горожане были объединены в различные общества. А эти общества нет-нет да и подавали какие-нибудь ходатайства. И управа, как и Дума, практически все предложения выносила на Думу.
К примеру, по ходатайству общества торговых служащих управа предложила создать комиссию за контролем обязательных постановлений о нормальном отдыхе служащих в торгово-промышленных заведениях. Под "нормальным отдыхом" понимался двухчасовой обеденный перерыв.
А когда встал вопрос о строительстве Алтайской железной дороги, местное общество просто взорвалось. Каждый предприниматель хотел иметь его поближе к своему производству, каждое сословие выдвигало свои предложения. Управа же готова была выслушать всех: организовывала заседания купеческого общества, промышленников и мещан — словом, проводила общественные слушания.
Важно понимать: управа вовсе не была самостоятельной — она исполняла решения Думы. По крайней мере должна была. Практически все ее постановления и предложения разбирали гласные, она обязана была готовить повестку дня сессии. При этом гласные обязывали членов управы даже создавать органы по контролю самих же себя.
К примеру, в начале XX века рассматривались изменения в инструкции для ревизионной комиссии, подготовленные управой. Она должна была "производить проверку денежной и материальной отчетности не только ежемесячно, но и во всякое время по своему усмотрению", писала газета.
Но, конечно, темп жизни был столь высоким, что порой исполнительная власть выбиралась "из-под каблука" представительной. В 1902 году барнаульская управа вместе с головой Иваном Платоновым без согласования с Думой потратила часть городских денег на расквартирование войск. Трата эта была необходимой, обоснованной и соразмерной, позже это признала и сама Дума.
Но сам факт того, что исполнительный орган посмел потратить городские деньги без ведома Думы, настолько возмутил гласных, что они завели обвинительное дело в самовольном израсходовании денег и направили его в Томск. Лишь через девять лет губернское управление прекратило рассмотрение дела, установив законность действий управы и головы.
Что за люди трудились в управе? Во-первых, ее членов выбирали гласные каждой новой Думы на первой же сессии из своего состава — то есть это были люди не бедные, прошедшие через сито выборов и отвечающие критериям (например, имущественному цензу). Во-вторых, часть специалистов нанимали со стороны — например, секретаря. Ведь многие депутаты не в состоянии были посвятить весь день работе в управе, а часть из них, сказать по правде, были просто малограмотными.
Отдельно управа нанимала городских врачей, сестер милосердия, ветеринаров, городского архитектора — они не входили в ее состав. Их кандидатуры выносились на Думу, и только после одобрения гласными служащий мог взяться за работу. В управе обязательно трудились бухгалтер, секретарь и юрисконсульт.
Работали они полный рабочий день (а были ли у них выходные, сказать не можем). Получали жалованье, размер которого устанавливала Дума. В 1911 году работники барнаульской управы получали 1,4 тыс. рублей в год, столько же имел и нанятый ею городской врач. А вот сестрам милосердия предлагали всего 300 рублей в год, но зато предоставляли квартиру с отоплением и освещением.
Работа этих людей, как вы, наверное, поняли, была напряженной, так что не обходилось без "короткого замыкания". В 1912 году окружной суд рассматривал дело: один бывший член управы оскорбил действующего. Год спустя член управы Холкин распорядился ввести запись неявки в случае болезни. Его коллеги сочли это проявлением недоверия и нажаловались заму городского головы (замов тогда называли "заступающими").
Благотворительность, вероятно, не была сильной чертой работников исполнительной власти тех лет. Емко высказался на этот счет член управы начала XX века Василий Бирюков: "Тратить иногда шесть-семь рублей в день не по средствам членам управы. Я продаю городу свой труд, а не деньги".
Членами управы были чаще всего люди незаметные — "рабочие лошадки". И все же некоторые из них оставили в истории города яркий след. Среди них — Григорий Борисович Баитов. Ссыльный народник, который, по словам Валерия Скубневского, работал секретарем управы.
Писарь, переплетчик, журналист и недолгое время редактор "Сибирской жизни", Григорий Баитов в молодые годы считался господином крайне неблагонадежным. То он предлагал подписать антиправительственные воззвания, то дерзил чинам полиции.
Но ближе к 40 годам он остепенился и в 1899 году приехал в Барнаул из Семипалатинска, поступил в управу. Написанные им "Очерки Барнаула" — лучшая энциклопедия барнаульского самоуправления конца XIX — начала XX века с десятками таблиц и захватывающей историей развития в Барнауле образования, здравоохранения, культуры, промышленности и торговли.
Иван Калист Феодосиевич Носович был нанят на должность городского архитектора в 1913 году. Поляк по национальности, он приехал в Барнаул в 1899 году уже опытным архитектором. В начале своей барнаульской карьеры он безвозмездно руководил строительством Народного дома (сейчас там филармония). Под его руководством были построены здание гордумы (ныне музей "Город"), школа в нагорной части (часть ее цела и сейчас), католический костел, горбольница (ныне Дом афганцев), он реконструировал горную лабораторию (краеведческий музей). Ну и, конечно же, архитектор построил дом для себя.
Практически все его постройки дошли до нашего дня. Однако дом Носовича все же не выстоял. В советские годы это здание, стоявшее на месте Первомайского рынка, пришло в запустение, и в 1987 году власти решили его разобрать. Но благодаря протесту барнаульских журналистов и неформалов был найден компромисс: выстроили копию этого здания на ул. Анатолия, 106. Однако, как отмечает Валерий Скубневский, он получился ниже по высоте, внешне напоминает настоящий, но это уже совсем другое здание.
Иван Носович активно занимался общественной деятельностью, был членом общества городов-садов. Главным его замыслом было сделать из Барнаула город-сад и после пожара 1917 года. Гордума утвердила его план, город-сад должен был занять девять гектаров. Однако гражданская война помешала планам барнаульского архитектора.
Надежда Скалон, Владислав Лидер