Философские камни Шумовых. Как трое парней делают сокровища в алтайской глуши

февраль 18, 2014

В Чарышском районе, в далеком от крупных городов селе Березовка, стоит небольшой домик с грудами одинаковых серых камней по углам. Камни громоздятся и на полках вдоль стен, и на столе со старой советской клеенкой. Один из них в руке Юрия Шумова: он дует на камень, трет ладонью — и сквозь пыль резко проступает пестрый горох копейчатой яшмы. Все булыжники в этом помещении на самом деле яркие и разные, но найти среди них нужный может только опытный камнерез вроде Шумова. Найти, соединить с другими и превратить в филигранную фигурку скрипача стоимостью 300 тыс. рублей.

Как правило, мастера "Трех истоков" над сложными работами трудятся все вместе.
Анна Зайкова

Посмотреть фотогалерею на сайте.

Юрий построил эту мастерскую под названием "Три истока" вместе с младшим братом Андреем Шумовым и другом Константином Крыхтиным. Поделочный камень в ней не способен обратить железо в золото, но мог бы стать источником дохода (для камнерезного предприятия) и славы (для края). Почему этого до сих пор не случилось, выяснял наш корреспондент.

Странные личности

Из Барнаула сюда ехать больше пяти часов. Однако все трое мастеров родились и намерены продолжать работать здесь. Их звали в Петербург, но переезжать нет смысла: в Чарышском районе находятся одни из крупнейших в стране месторождений яшмы. А сам край — второй в мире по разнообразию поделочных камней. Это значит — куча материала под ногами. "Вот слон, — Юрий протягивает фигурку действительно слона, очень достоверную с виду. — Этим камнем у нас в деревне дороги засыпаны. Это кремний".

Юрий Шумов говорит тихо и строит предложения медленно, задерживаясь на каждом слове, как будто работает над нематериальной скульптурой. Его компаньоны и вовсе редко заговаривают. Они притихли на табуретках рядом с долговязым Юрием, прислонившимся к стене.

Летом эта компания отправляется в экспедиции по окрестностям — пополнять запасы "сырья". Когда они начали этим заниматься, то местным жителями казались странными личностями. "Думали: ходят тут, камни какие-то ищут — делать им нечего, — вспоминает после нашего визита в "Три истока" друг Юрия, чарышский мастер-керамист Дмитрий Драченин — тоже из "странных". — Идите, мол, лучше теленка подоите!"

Сейчас, зимой, троица сосредоточена на работе над "серьезными вещами". Здесь жужжат бормашинки, которые обтачивают камни, и жарко топится печь. Сегодня на клеенке в мастерской стоит лишь одна готовая фигурка из числа "серьезных": фотоохотник около 20 см в высоту, похожий на героя из какой-то еще не выдуманной сказки.

Он единственный в серии пока не нашел покупателя (есть еще летчик в самолете на облаке, "Вечерний музыкант" с мини-копией скрипки и другие). В узком кругу мастеров края признают, что это — образец мелкой каменной пластики такого уровня, какого в регионе не достиг больше никто. В России тех, кто владеет таким искусством, можно пересчитать по пальцам. Вещицы алтайских камнерезов уже оценили на профильных выставках: "Вечерний музыкант", например, на Сибирской ярмарке "Сибювелир-2010" получил золотую медаль.

Работа над статуэтками занимает от полутора до трех месяцев. После обработки и полировки серая поверхность булыжников с алтайских карьеров превращается в веснушчатую кожу крошечного лица, или фетр шляпки, или шерсть кофты, навевая мысли о какой-то каменной алхимии. Сложность труда и элементы из золота и серебра формируют немалую стоимость: цена фотоохотника — 300 тыс. рублей.

"Ценность в том, что такие вещи — из очень твердого натурального камня, подобранного для воплощения какого-то авторского сюжета, — объясняет старший Шумов. — Фигурки из такого материала гораздо сложнее сделать маленькими, чем большими".

Вазы-якоря

К своей мастерской "Три истока" Юрий Шумов и два других члена его команды шли не один год. Начинали на Колыванском камнерезном заводе, но нынешнего уровня мастерства им там достичь не дали. В середине нулевых каменные миниатюры не интересовали руководство завода. В почете было то же, что и 150 лет назад, — гигантские вазы. Это по сей день главный предмет гордости предприятия.

"На Алтае в XVIII веке нашли месторождения яшмы и порфиров в виде глыб огромных размеров. Из них можно было создавать что-то большое, вот и создавали, — поясняет Юрий. — Отсюда пошли "царицы вазы". Их начали делать по заказу царской семьи, то был такой... имперский размах. Небольших камнерезных мастерских у нас почти нет, в отличие от Урала, и не развита мелкая пластика с ювелирными элементами. Потом колыванский завод пришел в упадок. А мастерских как не было, так и нет".

"Вот мозаичный станок, — вдруг оживает Константин Крыхтин, указывая на агрегат посреди мастерской. — Он универсальнее любого из тех, что были в Колывани! На нем можно работать в сидячем положении. На заводе же работали только стоя, плюс к каждому станку очередь человек пять".

Когда Шумов-старший заводил речь о покупке какого-то инструмента, ему отказывали — мол, и так все есть. Наряду с остальными мастерами, которые в 2002 году приехали возрождать камнерезный завод, у него не было даже своего угла для работы. По его прикидкам, 30 тыс. рублей вложений и нескольких квадратных метров площади хватило бы, чтобы обеспечить мастера всем необходимым. Владимир Загурских, в то время директор завода, отвечал: вы все равно не приносите заводу дохода, так что нечего просить.

"То есть из ничего он хотел получить доход. А художественный цех мог заново прославить завод! — уверены мастера. — Сегодня там остались рабочие, которые не верят уже ни во что. Даже когда в очередной раз выделяются деньги из бюджета. Дело тут не в директорах, а в самой устоявшейся системе. В каком-то советском отношении к производству".

Спустя три года работы Шумов и Крыхтин покинули Колывань: даже не из-за низких зарплат, а из-за невозможности творческого развития. Ситуация с кадрами на заводе плачевна и сейчас (это продолжается с тех пор, как еще во времена СССР в Колывани закрыли художественное училище).

Важное имя

На Колыванском заводе Юрий и его друг получили технические навыки работы с камнем. К минусам работы там добавлялся такой: авторов изделий не афишировали. Шумов показывает брошюру с примерами продукции завода, где есть и его лоток для дамских украшений, почему-то названный пепельницей и без указания автора. "Боялись, что мы на имени Колыванского завода раскрутимся и уйдем. Хотя мы и так ушли", — пожимает он плечами.

Его друзья тем временем встали с табуреток, разговорились с нашим фотографом и активно показывают свои рабочие места. На то, чтобы они почувствовали себя так свободно, ушло не меньше часа: мастера явно не привыкли к публичности.

Шумов-старший после Колывани ушел в горноалтайскую компанию "Камнерезы Алтая", Крыхтин уехал в Барнаул делать резные камины. Поначалу Шумов был в восторге от того, как на новом месте увеличились возможности обработки материалов. Именно там он стал делать первые миниатюры в камне. Но мысль о своей мастерской не оставляла молодого человека. А поскольку руководство "Камнерезов Алтая" было заинтересовано в его личной раскрутке не больше, чем колыванское, решение окончательно уйти от любого начальства созрело быстро.

В намерении создать мастерскую его поддержали вернувшийся Крыхтин и брат. Андрей в отличие от Юрия не учился на художника декоративно-прикладного искусства. Но неожиданно продемонстрировал именно тот талант, который был нужен тандему.

"Андрей хорошо вырезал фигурки животных, — рассказал за молчаливого брата Юрий. — Затем у нас возникла острая потребность в ювелире, который бы делал для фигурок маленькие элементы вроде шнурков на ботинках. Такого найти непросто. А Андрей, не обладая никакими особыми навыками, взял серебряный браслет и с ходу сделал из него недостающие детали для комара из камня — лапки и крылышки. После этого он поступил в 42-е училище в Барнауле и отучился на ювелира".

К концу 2008 года мастерская была полностью укомплектована. Теперь любой инструмент был доступен на расстоянии вытянутой руки. Камней хватало, драгметалл приобретали в ломбардах — после учебы у Андрея были все нужные связи. Проблема оставалась в том, что эксклюзивных каменных человечков готовы были приобретать только состоятельные коллекционеры. Выйти на таких без известного бренда оказалось непросто.

Возьмутся за сувениры

Первые статуэтки продавались в московском салоне. Но в один прекрасный день он отказался работать с брендом "Фаберже" и прогорел. Далее за реализацию уникальных изделий "Трех истоков" взялся Сергей Бергер, владелец барнаульского музея "Мир камня" и руководитель Союза ремесленников Алтая. Мастера назначали стоимость, Бергер добавлял наценку и продавал некоему коллекционеру из Москвы — по его словам, очень важной персоне. Сколько составляла надбавка и кому именно продавались фигурки, мастера не знали.

С Бергером отношения прекратились, но самостоятельно наладить продажу своих самых дорогостоящих произведений парни пока не могут. И интернет, бог дистанционной торговли, тут бессилен.

"Никто не станет покупать такие вещи через сеть, — говорит Юрий. — Нужен личный контакт. Для этого надо участвовать в выставках, рассказать о себе. На это нужны деньги... Так как мы живем вдалеке даже от районных центров, не говоря о столицах, с реализа­цией проблемы. Один умудренный опытом камнерез и ювелир как-то нам дал запоздалый совет: не нужно было вообще продавать работы по одной. Нужно было собрать коллекцию и громко заявить о своей мастерской".

Мастера "Трех истоков" считают, что еще не поздно так и сделать. Сейчас они работают над новыми изделиями, которые составят коллекцию. Намерены в первую очередь выставляться в музеях края — например, хотели бы попасть в "Турину гору". Планируют пробиться и на профессиональный федеральный конкурс "Ювелирный Олимп" и сейчас размышляют над работой, с которой можно было бы там выступить.

Пока же мастерская живет в основном за счет сувениров и украшений ручной работы. Сувенирное направление мастера хотят развить и поставить на поток. Для этого они сейчас оформляют документы на покупку бывшей котельной сельского клуба — там будет производственный цех, который планируют запустить в этом году. Сейчас там голые стены, коммуникаций нет, но мастера говорят, что все необходимое, чтобы провести их, имеется. Есть и нужное оборудование. В цехе планируют также наладить мозаичное производство, в котором особенно преуспел Константин Крыхтин (у него на личном счету есть золотые медали с конкурсов за мозаичные работы).

Он, правда, опасается, что найти дополнительных работников на производство будет сложно. "Во-первых, мало где учат. Во-вторых, у местных кругозор узкий — они и не думают, что можно таким заниматься, а пришлым трудно тут осесть", — говорит Дмитрий Драченин. По его словам, кроме Шумовых и Крыхтина в богатом на каменный материал Чарышском районе есть лишь один камнерез, приехавший недавно.

Но если найдется еще несколько "странных личностей", есть надежда, что дело с производством пойдет бойко. А из многих сел района одно станет известно как родина тех самых камнерезов — из "Трех истоков".

Бирюзовые глазки

Все детали для фигурок создают отдельно, в том числе глаза: их вставляют изнутри. Для глазного яблока, радужки и зрачка (не больше нескольких миллиметров в диаметре) используют разные виды материала. Например, на голубые глаза идут бирюза, кахолонг (или жемчужный опал) и обсидиан.

Алтайская простота

Если планы по производству сувениров "Трех истоков" осуществятся, туристы края смогут приобретать у мастеров продукцию и по низким ценам. В частности, они планируют работать над "простыми, но стильными" композициями с этническими мотивами.

Сложности фотоохоты

В работе "Фотоохотник" использовано более 10 видов поделочного камня, среди них сургучная, гальцовская, коргонская, копейчатая яшмы, а также лазурит, хризопраз, тигровый глаз и другие. Прибор, который персонаж держит в руке, сделал Андрей Шумов, соединив старинный фотоаппарат (миниатюрная точная копия того, что удалось найти на фото в интернете), приклад ружья и подзорную трубу. По сюжету фотоохотник пошел на свою первую охоту, нашел птичку на гнезде и хотел сфотографировать. Но она взлетела и села ему на камеру. Охотник в замешательстве.

Факт

В зависимости от сложности исполнения работы "Трех истоков" могут стоить от 200 рублей до нескольких сотен тысяч.