Как бизнесмен-программист Дмитрий Старостенков освоил подводную фотосъемку

март 11, 2014

Дмитрий Старостенков известен в Барнауле как успешный предприниматель и основатель IT-компании "Энтерра". Но несколько лет назад он начал учиться новой профессии и уже добился в ней определенных успехов. В свободное время он путешествует и фотографирует красоты подводного мира нашей планеты. Зарабатывать с помощью фотографии Дмитрий Старостенков не планирует, но хочет освоить ее на профессиональном уровне и добиться признания. Он рассказал нашему изданию о своем необычном хобби, к которому относится очень серьезно.  

Подводный мир.
Дмитрий Старостенков

Посмотреть фотогалерею на сайте.

- Я фотографировал в Красном, Средиземном морях, в Тихом океане — недалеко от Филиппин и от Мексики. Нельзя сказать, что где-то лучше, а где-то хуже, везде есть, что посмотреть и сфотографировать. В Мексике мне очень понравилось, хотя это далеко и сложно. Там есть морские львы, но их можно найти и рядом с Владивостоком. Частота поездок зависит от возможностей. Я бы мог ездить хоть каждый месяц, но в реальности получается два-три раза в год. Конечно, этого не достаточно. Если фотосъемкой серьезно заниматься, то нужно гораздо больше фотографировать.

Изначально, я честно говоря, был никакой фотограф. Да и сейчас не могу сказать, что большой специалист в этом деле. Когда только начинал, прочитал книжку про подводную фотографию, понял, что такое диафрагма, выдержка, чувствительность, узнал, какие под водой обычно используются параметры и все. До сих пор я многих функций у своего фотоаппарата не знаю. Обучаюсь в большей степени на практике, чаще сначала пытаюсь что-то реализовать, а потом читаю — так быстрее получается. В последнее время изучаю теорию фотосъемки, она стала меня интересовать.

Я ездил на workshop в Мексику. Это обучающая встреча, на которой под эгидой одного или двух более менее известных фотографов собираются другие фотографы, они снимают, общаются, собираются на лекциях, по вечерам проводят так называемые clinic — на них профессионалы оценивают работы любителей и дают им рекомендации. Это не мастер-классы в российском понимании, когда люди сидят и делают что-то по восемь часов, здесь более свободная форма. Можно слушать, а можно просто фотографировать.

Меня вдохновляют работы профессиональных подводных фотографов - Мэта Вейса, Керри Уилка, Тобиаса Фредерика, Алекса Мастарда, российские фотографы — Виктор Лягушкин, Андрей Нарчук. У некоторых любителей тоже есть чему поучиться. Среди них и мой знакомый из Санкт-Петербурга Дмитрий Марченко, благодаря которому я увлекся подводной фотографией. 

Жизнь на борту

- В первый раз своей камерой я снимал в Египте. Это был тур в формате "сафари" - по-русски почему-то так называется. А по-английски – liveaboard, то есть "жизнь на корабле". Ты садишься на корабль и не сходишь с него дней 10. Живешь там, с него же и погружаешься. Корабль плавает от одного места к другому. Это такое специализированное путешествие. Мы плавали по Красному морю на юг ближе к границе в Суданом.

Без сторонних организаторов в таких путешествиях никак не обойтись, есть очень много вопросов, которые самому не решить. Погружаться в море самостоятельно зачастую запрещено, можно только с сопровождающими. В Египте есть целая индустрия, которая продает подобные туры. Корабли используются стандартные — трехпалубные моторные яхты длиной 30-40 метров с двумя двигателями. На корме имеется так называемый дайвдек — там размещается оборудование для дайвинга, оттуда люди ныряют и там же заходят на корабль. Яхты рассчитаны на 16-20 человек. Есть туры, ориентированные на людей, которые хотят поснимать определенный вид морской живности. Например, в такие места, где можно встретить акул.

На корабле есть базовые средства спасения и оказания первой медицинской помощи. В турах предусмотрена страховка — в нее входит эвакуация на вертолете до ближайшего медицинского учреждения. На моей практике экстренных случаев не возникало. Но нужно понимать, что дайвинг в целом и подводная фотосъемка в частности — рискованное увлечение с определенным процентом летальных исходов и инвалидностей. Необходимо соблюдать меры безопасности, понимать, как все это работает.

Тур liveaboard в Египет сопоставим по стоимости с традиционным отдыхом в этой стране, может даже дешевле получиться, если человек привык, допустим, жить в отелях all inclusive. Ограничений же в затратах на такое увлечение нет. Например, поехать в в Республику Тонгу поснимать китов или в Антарктиду ради морских леопардов, по моим меркам, очень дорого. Один перелет будет стоить несколько тысяч долларов.

Моя первая камера — Canon 30D. Для того времени, когда я ее купил, модель была уже устаревшая. Но я решил попробовать снимать на подержанной. Сейчас у меня тоже не профессиональный фотоаппарат. Все любительские зеркальные камеры примерно одного уровня. На самом деле многие именитые подводные фотографы используют не самую лучшую технику.

Для подводной фотосъемки требуется бокс, защищающий фотоаппарат от воды, и вспышки. Свет в воде быстро поглощается, поэтому на глубине от 10 метров и ниже без вспышек все будет тусклое. Я начал с одной вспышки — для освещения этого достаточно. Если фотограф хочет моделировать, создавать объемные эффекты, нужны две и более вспышки.

Боксы выпускаются под конкретные модели камер, и они есть не для всех моделей фотоаппаратов. Например, под Canon или Nikon боес найти легко, для Sony уже сложнее. Некоторые производители делают комплекты — фотоаппарат и к нему бокс. В их числе Canon, Olympus. Самый простой способ купить бокс — заказать его в интернет-магазине или приобрести с рук на форуме. Второй вариант даже лучше, потому что переплачивать смысла нет. Бокс сделан очень просто. На его стенках с разных сторон размещены кнопки, соединенные со штырьками — они давят на кнопки фотоаппарата. Если производитель выпустит обновленную модель фотоаппарата даже с небольшими изменениями в ширине, длине или размещении кнопок, бокс уже не подойдет. Для первых проб хватит комплекта техники стоимостью $300.

Не надо будить зверя

- У подводной съемки есть две основные специализации — это макросъемка, когда фотографируют мелкие объекты, и съемка крупных объектов. Мне больше нравится снимать именно крупные объекты, и они у меня, как мне кажется, лучше получаются. Может быть, я еще не до конца насладился этой тематикой. Макрокомплект я ставлю только в тех случаях, когда нет возможности снять что-то масштабное. Микромир тоже интересен. Но чтобы находить там сюжеты, нужно хорошо в нем разбираться.

Все фотографы живой природы работают примерно в одних условиях. Чтобы получился хороший кадр, необходимо терпение и удача. Никогда не знаешь, повезет тебе или нет. Но если уж повезло, необходимо уметь воспользоваться этим везением. Это и есть профессионализм.

Чем дольше ты находишься под водой, тем больше у тебя шансов сделать хороший кадр. Но есть ограничения, связанные с физиологией. Баллона с воздухом хватает на определенное время. Оно зависит от глубины, на которую погружается дайвер, от того, как он дышит, от пола — у женщин легкие меньше, они могут плавать дольше.

Плюс еще есть декомпрессионные ограничения, так называемая кессонная болезнь. Под большим давлением азот растворяется в тканях тела человека. Если давление резко убрать, он начинает  в виде пузырьков попадать в ткани и разрушать тело. Эти процессы достаточно хорошо изучены. Существуют режимы, которые определяют, сколько времени нужно погружаться, находиться на глубине, всплывать. Чем глубже погружаешься, тем меньше времени. На глубине 5-10 метров можно ползать 1,5 часа. На глубине 30-40 метров — 10-15 минут, и еще где-то полчаса будешь погружаться и подниматься.

Крупных животных обычно фотографируют на небольшой глубине. Китов снимают, когда они стоят возле поверхности. Нужно нырять на задержке дыхания, аппарат использовать запрещено, чтобы не пугать животных. На поверхность они всплывают в тех местах, где размножаются, и могут быть с детенышами, их покой нельзя нарушать. Акул можно встретить на разной глубине. Какие-то плавают у поверхности, какие-то глубоко.

Я фотографировал разных акул — океаническую длинноперую, китовую, серую рифовую. К ним можно подплывать вплотную. Я делал это — мне не страшно, хотя и не могу сказать, что я очень храбрый человек. Знакомые часто задают мне вопрос, насколько страшны акулы. Оказывается есть такая фобия. Возможно, виновато телевидение или кино. Людям кажется, что если акула встречает человека, она сразу кидается на него. Но нет, такого не происходит. Здесь так же, как с медведями или тиграми. Понятно, что это опасное животное и от него можно пострадать. Но если соблюдать правила, все будет нормально. Не надо хватать акул, скакать вокруг них. Если правильно себя вести, риск существенно уменьшается. В крупных животных нет ничего страшного до тех пор, пока они не начнут тебя есть (смеется).

Простых кадров не бывает. Нужно много готовиться, планировать. Чем дольше фотографируешь, тем больше вероятность, что у тебя что-то получится. В первые дни съемок все гораздо хуже, чем в последние. На "разгон" нужно время. Сначала надо все посмотреть, понять, что происходит под водой, кто как плавает и какую можно сделать композицию в кадре. Один из моих последний снимков — стая барракуд, рыбы в ней стоят вертикально. Прежде чем это снять, нужно увидеть, что периодически барракуды плавают таким образом. Нужно готовиться к этому моменту, ждать его, понимать, что нужно сформировать именно вертикальный кадр. Сходу это трудно придумать.

По этой причине, обычно, нет желания часто менять места для погружения. Бывает только привыкнешь к месту, настроишься, а уже надо куда-то плыть. В идеале в хорошем месте нужно стоять все 10 дней. Из-за этого я не люблю плавать с обычными дайверами. Фотограф дайверу не товарищ. У нас разные цели и интересы. Дайверы ездят за впечатлениями. Они хотят увидеть, как можно больше. Для них это развлечение, а для нас серьезное увлечение.

Подводная фотография не ограничивается съемкой рыб. Под водой можно фотографировать все, что угодно. Например, композиции из поваленных деревьев, затонувшие корабли, кувшинки, лягушек, людей и так далее . Можно сделать так называемую сплит-фотографию, которая состоит из двух частей — подводной и надводной. Есть люди, которые только подводной съемкой занимаются, говорят, что наземную не понимают. А я считаю, что вопрос творчества везде одинаковый. Нет такой специализации — “подводный фотограф", есть фотограф дикой природы.

Мечты о белой акуле

- На свете тысячи мест, куда можно поехать, чтобы фотографировать, и где я еще не был. Я никогда не снимал китов, потому что это далеко и дорого. Хотелось бы сфотографировать белую акулу. Эти животные плавают в толще воды и не привязаны ни к каким берегам. К тому же снимать их опасно. В случае нападения вероятность летального исхода очень велика. Погружение происходит в клетке — это дополнительные затраты. Некоторые ныряют без клеток, не знаю, что они пытаются доказать. Существует довольно большой риск, того, что акула спутает человека с морским котиком и решит его попробовать. А любая ее проба — это конец.

Интересно было бы поехать во Владивосток и на Белое море. Мне Россия стала интересна. На Байкал ездил недавно снимал. В озерах тоже можно фотографировать, главное, чтобы они были прозрачные. Нужна перспектива минимум пять метров, иначе снимать нет смысла.

Сейчас наступает эра доступности оборудования, и у фотографов появляются проблемы. Если 10 лет назад можно было снять акулу и стать известным, то сейчас этого мало. Людей, которые снимают подводный мир, стало намного больше. Раньше их были десятки, теперь тысячи. Это немного в абсолютном исчислении, тем не менее конкуренция усилилась. Ежедневно люди делают огромное количество фотографий. Чтобы тебя заметили, нужна уникальность: новые идеи в существующих объектах или редкий объект, либо то и другое. Фотографы ищут менее изъезженные темы и места. Так больше вероятность снять что-то необычное.

Я не воспринимаю фотосъемку как хобби. На жизнь этим зарабатывать не планирую, но хочу добиться определенного признания. Не умею чем-то заниматься просто для души — такой характер. Можно считать, что твои снимки оценили, если National Geographic хочет купить твою фотографию за $200 или с тобой начинают связываться специальные агентства, которые занимаются продажей текстов и фотографий журналам. С этого момента считается, что у тебя уже есть какой-то более менее профессиональный уровень. Если твои снимки покупают, значит они годны для публикации. Вот этого хочется достичь. Моей основной работе увлечение фотографией только вредит. Приходится делать выбор и чем-то жертвовать. Ведь и фотосъемкой, и бизнесом можно заниматься бесконечно.

Справка

Дмитрий Старостенков родился 20 ноября 1975 года в Томске. С 2001 года является основателем и руководителем барнаульской IT-компании "Энтерра". По итогам 2012 года компания стала одной из крупнейших в России на рынке разработки мобильных приложений для бизнеса и госсектора (рейтинг CNews Analitics). Дмитрий Старостенков женат, воспитывает троих детей.

Является инструктором по дайвингу. В первый раз попробовал фотографировать под водой в 2007 году в Египте. В 2010 году купил первый собственный комплект для подводной фотосъемки, с тех пор фотографирует регулярно. Имеет несколько наград в конкурсах фотографии: финалист в фотоконкурсе Through The Lens 2013 отраслевого журнала  Scuba Divеr, победитель конкурса World Shootout 2013 в номинации "Затопленные корабли мира", финалист конкурса  "Дикая природа России  2013" журнала National Geographic  в номинации "Подводный мир", финалист конкурса Oceans 2013. Планирует осваивать новые направления фотографии, в том числе живой природы на суше.