март 18, 2014
Новый сервис сотовой связи, который дает возможность уйти к другому оператору с сохранением номера телефона (MNP), в Алтайском крае, как и в России в целом, пока не очень востребован. Представители сотовых компаний в своих комментариях говорят, что они прогнозировали такой уровень активности клиентов. Аналитики считают, что выводы делать пока рано, ведь услуга работает в тестовом режиме. Несколько алтайских абонентов, ушедших из "мобильного рабства", с которыми удалось связаться редакции, в целом пока довольны тем, как работает услуга. Среди них есть как частные, так и корпоративные пользователи.
Михаил Хаустов
"Мобильное рабство" формально отменили в России с 1 декабря 2013 года. С этого дня операторы начали принимать заявки на переход абонентов с сохранением прежнего номера. В первый месяц после запуска сервиса аналитики, представители сотовых компаний и некоторые общества по защите прав потребителей не рекомендовали пользоваться услугой, потому что перенос осуществлялся не совсем корректно. Абоненты периодически не могли сделать или принять звонок, им не доходили сообщения, они не могли оплатить связь привычным способом из-за того, что не все платежные системы к декабрю перестроились на работу в условиях MNP, а роуминг и вовсе не работал.
Представители операторов объясняли это тем, что сервис предоставляется в тестовом режиме. Но скоро этот режим закончится. 1 марта вступил в силу закон, предусматривающий наказание для операторов, которые не передают абонентов в установленные сроки. После его истечения и до момента передачи компания-донор должна будет предоставлять абоненту связь бесплатно. С 7 апреля сроки должны будут строго соблюдать и операторы, которые принимают абонентов. На данный момент они сами могут определить дату, когда начнут обслуживать нового пользователя в своей сети.
В сотовых компаниях не рассказывают, сколько абонентов они передали и приняли. Оператор базы данных перенесенных номеров Центральный научно-исследовательский институт связи (ЦНИИС) не обновлял информацию в соответствующем реестре на своем сайте с 13 января. На тот момент только 11 абонентов из Алтайского края воспользовались MNP. По данным ЦНИИС, общее количество перенесенных номеров в России — около 60 тыс., а заявок на перенос — около 150 тысяч. В феврале востребованность услуги по России оказалась выше, чем в январе. В прошлом месяце в среднем импортировали 1,2 тыс. номеров в сутки.
В корпоративном секторе количество заявок на переход к нам и от нас примерно одинаково. В сегменте частных пользователей количество заявок исчисляется несколькими десятками.
Директор Барнаульского филиала "ВымпелКома" Андрей Лапиков сказал, что жители региона сдержанно отнеслись к MNP: "На данный момент речь идет о десятках портированных абонентов". Он считает, что востребованность услуги вряд ли резко возрастет. Директор филиала "МТС" в Алтайском крае Дмитрий Нагорный сказал, что спрос на услугу соответствует ожиданиям компании.
По мнению аналитика "Инвесткафе" Тимура Нигматуллина, многие абоненты откладывают использование MNP на время тестового периода, полагая, что при переносе номера могут быть неудобства, связанные с длительным сроком переноса и недоступностью некоторых услуг. "После завершения периода тестирования я ожидаю рост популярности услуги. В 2014 году ею могут воспользоваться до 1 млн. абонентов", — говорит он.
Операторы, разумеется, не очень хотят активно продвигать эту услугу, потому что не заинтересованы в переделе рынка. Я думаю, что у тех игроков, кто занимает третью или четвертую позицию на рынке, появляется шанс. Будет усиление конкуренции. MNP может подвигнуть сменить оператора часть недовольных абонентов.
Сотовые операторы при привлечении абонентов пока делают акцент на свои акции и программы лояльности, введенные до MNP. Но некоторые вводят определенные бонусы и тем, кто хочет прийти к ним, сохранив старый номер. Например, "ЕТК" не берет плату за переход в свою сеть. "МегаФон" предоставляет абонентам, пришедшим по MNP, услугу мобильного интернета на ту же сумму, которую он заплатит при переходе к нему. "ВымпелКом" дает возможность абонентам, пришедшим по MNP, один раз сменить тариф бесплатно, автоматически подключает им некоторые бесплатные тарифные опции.
Операторы говорят, что часть проблем, которые возникали у абонентов в первые месяцы работы MNP, сохраняется до сих пор. Андрей Лапиков связывает это с тем, что не все участники рынка готовы к обслуживанию абонентов в новых условиях. Многих людей смущает еще и то, что теперь будет непонятно, на номер какого оператора ты звонишь. Жители Алтайского края, которые воспользовались MNP, рассказали, что сильных перебоев связи у них не было.
"Я ушел от “МТС” к “МегаФону”, — рассказывает Антон Прошкин. — У прежнего оператора меня не устраивало качество связи в помещениях и за городом. В “МегаФон” обратился в середине января, написал заявление за пять минут, а 17 февраля мне перенесли номер. В этот день меня предупредили, что будут сбои при входящих и исходящих вызовах. В течение двух часов входящие вызовы у меня вообще не работали. Сейчас все нормально, я доволен. С оплатой услуг проблем не возникало".
Житель Барнаула Дмитрий рассказал, как ушел от "Билайна" в "МегаФон". По его словам, у "Билайна" ему не нравился "Личный кабинет" и слишком много рекламы на мобильный. Зато номер при подписании контракта он получил хороший — один из первых в номерной емкости оператора в нашем регионе с DEF-кодом 903. "Связь на перенесенном номере отличная, — говорит Дмитрий. — Правда, при первом платеже за связь возникла проблема — банк относил мой номер к сети “Билайна”. Но я вышел из положения. У “МегаФона” есть возможность подключить несколько номеров к одному лицевому счету, я так и сделал".
Виктор Чуданов, гендиректор "Центра технологического развития информационных технологий" (входит в холдинг "Алтайские закрома"), рассказал, как сотрудников компании "Алтайские закрома" переводят с "МТС" и "МегаФона" на "Билайн". "Холдинг “Алтайские закрома” пользуется проводным интернетом и фиксированной телефонной связью “Билайна”. Многие наши сотрудники используют и мобильную связь этого оператора. У нас работает услуга FMC — она позволяет объединить фиксированные и мобильные номера в одну группу и разговаривать внутри нее бесплатно. Но дело в том, что в эту группу нельзя включить мобильные номера других операторов, поэтому мы решили воспользоваться MNP".
По словам Чуданова, с января на "Билайн" было переведено более 20 сотрудников холдинга. В первые дни возникали проблемы со связью — не доходили сообщения, вызовы, были проблемы с платежами за связь. "Это продолжалось где-то в течение трех дней, а потом все стало хорошо, — вспоминает он. — Мы планируем перевести на “Билайн” около 50 сотрудников". Виктор Чуданов говорит, что корпоративному клиенту очень удобно пользоваться проводной и мобильной связью от одного оператора, это позволяет экономить. "Зависимости от оператора нет. Если качество услуг перестанет устраивать, всегда можно уйти — сейчас цены и набор сервисов у всех примерно один и тот же. С появлением MNP все еще сильнее упрощается".
Многие крупные корпоративные клиенты, у которых обслуживаются тысячи номеров, уже давно определились с оператором связи. И MNP не мотивирует их на переход к другому поставщику услуги. Василий Радьков, начальник информационно-аналитического отдела завода "Ротор", рассказал, что предприятие уже около трех лет пользуется услугами своего оператора и сервис MNP пока неинтересен. "На корпоративной связи у нас около 1 тыс. номеров. Возможно, когда мы три года назад меняли оператора из-за высоких тарифов, MNP мог бы быть нам интересен", — сказал он. В пресс-службе "Алтайвагона" также сообщили, что MNP на предприятии использовать не собираются, так как обслуживающий оператор полностью устраивает.
Вам могут отказать в смене оператора с сохранением номера, если у вас есть задолженность перед прежним оператором; если SIM-карта оформлена не на вас и отсутствует доверенность; если вы пришли с заявлением о смене оператора не в том регионе, в котором зарегистрирована ваша "симка"; если ваши паспортные данные не совпадают с указанными в договоре. Перенести можно только девятизначный номер.