март 26, 2014
Автомобилисты Барнаула недовольны состоянием весенних дорог в краевом центре. Особенно активные борцы с ямами просят поддержки у прокуратуры и ГИБДД. Городская прокуратура уже вынесла предписание барнаульским властям. Мэрия говорит, что дороги вскоре будут отремонтированы, но надо дождаться благоприятных погодных условий. Редакция нашей газеты попыталась выяснить, где этой весной самые плохие дороги, почему ситуация повторяется из года в год и как с этим пытаются бороться простые горожане.
Дороги в Барнауле.
Михаил Хаустов
Утро 17 марта для тысяч барнаульских автомобилистов получилось нерадостным. Тем, кто добирался на работу через кольцо на пересечении улиц Малахова и Антона Петрова, пришлось постоять лишние полчаса-час в пробке. Все из-за глубоких ям, которые с началом весны появились на переезде через трамвайные пути. Некоторые автовладельцы и вовсе стали пленниками "кольца". Очевидцы рассказывают, что несколько машин в этот день провалились и застряли в ямах. Вытаскивать пришлось с помощью троса.
На следующий день барнаульская прокуратура указала городским властям на нарушение закона по содержанию дорог. К среде ямы засыпали. Но местным автомобилистам легче не стало — в выбоинах почти весь остальной город.
Если взглянуть на некоторые дороги Барнаула, то можно подумать, что наша страна действительно находится на военном положении. Только события происходят не в Крыму, а в городе Барнауле, по улицам которого не то что проехали танки, а прошла бомбежка. А на отдельных дорогах и вовсе можно проводить учения военно-морского флота. Из-за проблем с ливневой канализацией (кое-где она отсутствует совсем) некоторые улицы покрыты слоем воды от растаявшего снега.
Например, улица Гоголя (участок от пр. Красноармейского до ул. Челюскинцев), куда мы отправились с фотокорреспондентом Олегом Богдановым, чтобы оценить состояние городских дорог. Если продолжать
метафору с бомбежкой, то улица Гоголя точно была ее эпицентром. На небольшом отрезке практически нет ровного асфальта. Ямы скрыты слоем воды. Внедорожный Renault Duster, который рекламируется
производителем как "неубиваемый" автомобиль для российских дорог, проваливается в яму как минимум до середины колеса и кренится на правый бок, но проходит испытание. Отличное место для
тест-драйва внедорожных качеств автомобиля, но почему оно расположено в центре краевой столицы?
Там же, на Гоголя, на участке между ул. Ядринцева и Революционным переулком, дорога разбита с обеих сторон, поэтому встречные автомобили фактически не могут разъехаться. Либо ждать, либо нырять. Без
опаски едут разве что КамАЗы.
На улице Власихинской между Фурманова и поворотом на Ленточный бор тоже сложно найти продолжительный участок ровного дорожного полотна. В районе "Водоканала" по нечетной стороне две довольно глубокие ямы диаметром примерно с метр. Пока Олег Богданов фотографирует одну из них, перед нами тормозит пожилой водитель грузовика ISUZU и рассказывает, что в городе уже начали заделывать отдельные ямы. Но почему-то засыпают их, по словам водителя, даже не щебенкой, а снегом.
Тем временем на ремонт дорог в Барнауле ежегодно уходят сотни миллионов рублей. В прошлом году на это потратили 542 млн. рублей. В этом году
Местные власти каждый раз утверждают, что этих денег недостаточно. И это чистая правда. В 2012 году Генпрокуратура проверила федеральные трассы и дороги в муниципалитетах и установила, что более половины из них не соответствуют нормативам. Чтобы привести дорожное хозяйство в порядок, требуются сотни миллиардов рублей.
Даже в отдельно взятом Барнауле на приведение дорог в порядок нужен не один миллиард. Несколько лет назад барнаульские строительные компании заказали в питерском проектном институте проект реконструкции дорог, который должен был избавить краевую столицу от пробок. Специалисты тогда посчитали, что на это потребуется около 30 млрд. рублей. Естественно, такой суммы в муниципальном бюджете нет, не стоит ждать ее и в виде помощи из центра.
Но даже те "небольшие" деньги, которые выделяются на ремонт, часто в буквальном смысле проваливаются сквозь землю. На той же отремонтированной в прошлом году улице Кутузова уже появились выбоины. Есть колдобины и на пересечении пр. Строителей, Павловского тракта и ул. Советской Армии — под железнодорожным мостом в крайнем правом ряду по направлению движения из центра. В прошлом году здесь была проведена реконструкция развязки с заменой асфальта. Почему так?
Александр Токарев, заведующий кафедрой организации и безопасности движения АлтГТУ, утверждает, что, во-первых, в этом виновата наша сибирская погода.
"Зимой от мороза в покрытии появляются трещины, весной в них попадает вода, асфальт разрушается, — говорит Токарев. — Поэтому у нас редкая дорога обходится без ремонта до окончания гарантийного срока".
Почему тогда в Канаде, Финляндии или Норвегии, где климат не лучше сибирского, дороги не выглядят как после бомбежки? "Я интересовался этим вопросом, когда был в Финляндии, — объясняет Токарев. — Рецепт простой: там технология соблюдается от и до. Сначала обязательно делают подушку из грунта на 2–2,5 метра, следом заливают бетон и только потом кладут асфальт. Мы же на предварительных работах обычно экономим. Поэтому до окончания срока гарантии “доживает” редкая дорога".
По словам Токарева, российские дорожники экономят и на самом покрытии — оно не морозоустойчивое. Решением могло бы стать проведение тщательной экспертизы при приемке отремонтированных дорог. "Но институт экспертизы фактически не работает. Когда принимали ремонт Павловского тракта, то нарушений не нашли. Но уже спустя год на отдельных участках дорога начала разрушаться", — приводит пример Токарев.
500 заявлений
С ямами пытаются бороться и простые горожане. В апреле прошлого года барнаульский юрист возвращался на своем автомобиле домой и по пути попал в одну из многочисленных колдобин. "Тогда я решил, что надо бороться с плохими дорогами правовым путем, — вспоминает Евгений. — Сначала думали направить заявления в правоохранительные органы только от себя и своих знакомых, но когда начали заниматься данной проблемой, стало понятно, что людей в десятки и сотни раз больше".
Воодушевившись интересом барнаульцев к акции, Дедов надеялся собрать заявления не менее чем от 10 тыс. человек. "Если судить по перепостам и лайкам в соцсетях, то акцию поддержали около 15 тыс. человек, — рассказывает Дедов. — Но в реальности мы собрали только 500 жалоб. Причем, если на форумах и соцсетях выступали мужчины, то с жалобами приходили в основном женщины. Некоторые организовали сбор заявлений у себя в офисах и приносили нам пачки жалоб".
Евгений Дедов признает, что в итоге его не устроил не только количественный, но и качественный результат прошлогодней акции. "Из ГИБДД ответ получили только организаторы, прокуратура разослала письма всем заявителям. Однако ответы были формальными. Да, контроль ведется, да, будут приняты меры. Но в итоге ни один чиновник не был наказан, большинство дорог осталось в прежнем состоянии".
Этой весной Дедов решил предпринять еще одну попытку и снова объявил о сборе жалоб. Но с отличием: теперь к заявлениям будут прилагаться фотодоказательства с указанием конкретных адресов с разбитыми участками дороги. Юрист надеется, что в этом случае надзорные ведомства не смогут отделаться общей отпиской, а должны будут разбираться конкретно с теми, кто отвечает за данные участки. По словам Дедова, к сегодняшнему дню он собрал уже около 100 жалоб, которые скоро направит в прокуратуру и ГИБДД.
Еще один способ борьбы с плохими дорогами — наказывать безответственных коммунальщиков рублем. В 2011 году газета "Свободный курс" . Ущерб тогда составил 43 тыс. рублей. Суханов обратился в суд, сумел доказать вину подрядчика и городских служб, после чего получил компенсацию. Но на это у него ушло почти девять месяцев.
Редакции известны еще несколько случаев, когда автовладельцы выходили победителями в тяжбах с коммунальщиками. Но пока это скорее единичная практика.
"Как правило, судебный процесс занимает не менее полугода. Найти ответственного за данный участок тоже не всегда просто, к тому же подрядчики и чиновники пытаются переложить вину друг на друга. Поэтому большинство автовладельцев предпочитают не ввязываться в судебные процессы и ремонтируют машины за свой счет", — констатирует Евгений Дедов.
25 марта . По данным городского комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи, проблемные участки уже начали засыпать щебнем, но это временная мера. К текущему ремонту городских дорог с использованием асфальтобетона дорожные службы приступят, как только наступит стабильно теплая погода. Пока же специалисты выявляют проблемные участки, на которых будет проведен ремонт.
В течение лета администрация обещает завершить ремонт ул. Кутузова, реконструировать участок дороги по проезду Северному Власихинскому от ул. Лазурной до Попова, капитально отремонтировать улицу Загородную.
Правда, гарантий, что деньги, вложенные в ремонт барнаульских дорог, не уйдут под землю уже следующей весной, никто не дает.
Напомним, что информационный портал аltapress.ru решил выяснить, где в краевой столице самые плохие весенние дороги. Для этого мы собрали отзывы посетителей нашего сайта, слушателей программы "Авточас", а также пользователей соцсетей и форумов. После этого корреспонденты altapress.ru сами отправились по указанным адресам, чтобы оценить состояние дорог. В антирейтинг вошли следующие улицы:
1. Гоголя (от Красноармейского до Челюскинцев).
2. Власихинская (от Фурманова до Ленточного бора)
3. Ядринцева (от Партизанской до Папанинцев).
4. Загородная.
5. Северный Власихинский проезд