Дорогой наш капремонт. Депутаты разрешили создать еще одно бюджетное учреждение

апрель 3, 2014

Тема изменений в краевой закон о капремонте многоквартирного жилфонда, внесенных администрацией края, стала одной из самых обсуждаемых на сессии АКЗС 26 марта. Против ряда поправок возражали эсэры, считавшие, что одна из них будет способствовать росту расходов бюджета на управление системой капремонта, другая же увеличит риск дополнительных поборов с граждан. Но закон был принят в редакции чиновников.

Жилой дом.
Олег Богданов

Базовый закон о капремонте в крае депутаты приняли еще в июне 2013 года. Но пока власти готовились к внедрению системы капремонта, Госдума внесла в законодательство изменения. В итоге свои поправки пришлось вносить и в краевой нормативный акт.

По сути, новшества дают жильцам больше времени на выбор способа формирования фонда кап­ремонта в доме, а органам власти — право не включать в краевую программу дорогостоящие в ремонте ветхие дома, способные перетянуть на себя деньги жильцов более новых домов.

Протест вызвали две поправки. Первая — о возможности собирать дополнительные деньги, если решение о капремонте в доме принято, а воспользоваться накоплениями его жильцы не могут.

Людмила Суслова,
лидер фракции эсэров:

Предлагаем уточнить условия, при которых собственники не имеют возможности воспользоваться средствами фонда капремонта.

Суслова не исключила, что расплывчатая формулировка даст основания взимать дополнительные поборы, ведь накопленных средств все равно не будет хватать на "все про все". Взнос граждан будет составлять 4–6 рублей с квадратного метра, а на покрытие потребности краевого многоквартирного жилфонда в капремонте, по оценкам специалистов, надо собирать по 28–30 рублей.

Но глава экономического комитета АКЗС Всеволод Кондратьев пояснил, что допсредства пойдут на оплату работ, не предусмотренных программой капремонта, если граждане "захотят чего-то особенного". "И второе: если люди пожелают перенести срок капремонта на более ранний, отбирать у них это право не совсем правильно", — предположил единоросс.

Вторая спорная поправка дает возможность передать функции регионального оператора капремонта по учету взносов в госбюджетное или казенное учреждение. Но Суслова полагала: если такая организация будет создана, рост затрат на администрирование системы неизбежен. "Если бы эту функцию передали на аутсорсинг существующей компании, которая занимается чем-то подобным, имела бы место оптимизация затрат. А здесь создается новая структура со своим штатом", — пояснила Суслова, предложившая исключить и эту поправку.

Но замруководителя профильного управления крайадминистрации Андрей Голубцов, представлявший законопроект, заявил, что такие учреждения уже созданы в ряде регионов. И в крае оно появится, только если их опыт будет положительный. В итоге закон был принят, случаи сбора дополнительных денег не конкретизировали, возможность создания еще одной бюджетной структуры оставили.

Общественник Константин Емешин тоже не исключает, что создание новой структуры может привести к росту бюджетных затрат. "Законодательство запрещает рег­оператору создавать филиалы в городах и районах, поэтому и было принято решение о возможности создания отдельной структуры, занимающейся учетом поступлений взносов граждан на местах".

А между тем дата начала работы системы капремонта остается неясной. Краевая программа не опубликована, размер взноса не утвержден, хотя, по словам Голубцова, рассчитан и проверен в прокуратуре. Ряд экспертов полагает, что в крае оттягивают решения, чтобы не беспокоить граждан накануне выборов.

Справка

Согласно новым изменениям в краевом законе взносы на капремонт жители края начнут платить через восемь (а не четыре, как раньше) месяцев с момента опубликования краевой программы кап­ремонта. На выбор способа формирования фонда капремонта в доме собственникам помещений дается шесть месяцев, а не два, как раньше. В программу не будут включать дома, износ которых превышает 70%, порядок капремонта таких домов будет приниматься отдельными нормативными актами.