Работа городского транспорта глазами барнаульцев, администрации и перевозчиков

апрель 14, 2014

В редакцию постоянно поступают сообщения о городском транспорте. 

Кондуктор.
Михаил Хаустов

Вот что говорят барнаульцы.

Илья:

Летом в автобусах душно, особенно в 35-м или 53-м. Все эти немецкие автобусы оборудованы кондиционерами, раз у них мало открывающихся окон. У нас почему-то не включают их. Однажды я спросил кондуктора, почему это не делается. Оказывается, их не включают, чтобы автобус не сгорел. Странная логика, в Германии они не загораются от кондиционеров, а у нас обязательно сгорят.

Сергей Михайлович:

Сервис в нашем транспорте иногда просто ниже плинтуса. Хамоватые кондукторы, от которых несет куревом. Водители включают громко музыку и не реагируют на просьбы сделать потише. Кроме того, некоторые водят настолько безобразно, что боишься ехать в таком автобусе, как бы не покалечиться.

Марина Павловна:

В сторону центра с Солнечной поляны или ул. Малахова уже в 21.00 бывает невозможно уехать. Приходится или полчаса ждать любого автобуса, который идет в ту сторону, и ехать с несколькими пересадками, или вообще идти несколько кварталов пешком. При этом в обратном направлении автобусы ходят прекрасно. Совершенно непонятно, до какого времени у нас общественный транспорт в городе работает в принципе.

Надежда:

На 55-м автобусе в час пик уехать невозможно. Иногда хожу до конечной пешком, на вокзале стоят по пять автобусов. Долго стоят, не едут. Значит, на линии этих пяти автобусов не хватает. При этом у ЦУМа или на пл. Спартака уже большая толпа стоит!

О "Фрайбус-транспорте" говорят, что автобусы всех маршрутов работают до 22.00. Кроме того, после ходят так называемые дежурные автобусы, но, безусловно, их приходится ждать очень долго. В компании "Евробус" добавляют, что на регулярность движения влияют поломки транспорта и другие непредвиденные обстоятельства. Но тем не менее последний автобус на маршрут выходит в районе 22.00, так что и в позднее время люди могут воспользоваться общественным транспортом.

На бумаге все хорошо

Предпринимателей, обслуживающих городской транспорт, выбирают на конкурсной основе, объясняют в администрации Барнаула. Главное условие, которое ставит город перед потенциальным перевозчиком, – оказание населению услуг высокого качества. Причем показатели качества определены: работа по расписанию, отсутствие претензий от пассажиров, техническая исправность автобусов. Все положения прописаны в договорах, которые заключают с перевозчиком. Во время конкурса проект договора и условия работы доступны всем желающим на сайте городской администрации.

Чтобы в городе появился новый маршрут, нужно большое количество людей, заинтересованных в нем. Новые строящиеся микрорайоны и районы индивидуальных домов сейчас самые перспективные зоны для появления этих новых линий общественного транспорта. Тем не менее конкретные планы на развитие дорожной сети в администрации пока не уточняют.

Количество машин, одновременно обслуживающих маршрут, определяется его длиной, количеством людей, которые им пользуются, и необходимым интервалом движения.
Все сбои в регулярном движении автобусов в администрации города объясняют пробками, ДТП и поломками автобусов. Частота движения транспорта зависит от времени. В "пиковые" часы – когда люди едут на учебу и работу утром и обратно вечером – интервал движения самый маленький. В остальные дневные часы интервал увеличивается, а после 19.00–20.00, когда поток пассажиров снижается, он возрастает до максимума, и тогда свой автобус приходится ждать дольше.

Расписание учитывает также время труда и отдыха водителей согласно действующему законодательству. Время труда на линии не должно превышать 12 часов. Ситуацию усложняет то, что организовать двухсменный график работы невозможно из-за нехватки людей в этой отрасли. Между тем администрация города считает, что на сегодняшний день общественный транспорт полностью справляется с перевозкой людей.

Цена билета

В феврале в редакции ИД "Алтапресс" был предприниматель Олег Бесчастный, который рассказал о том, как устроены пассажирские перевозки в городе. Сейчас его предприятие обслуживает маршруты № 59, 73 и 75. По его мнению, у нас нет правильной политики, регулирующей стоимость проезда. Повышать тарифы нужно, но постепенно, объявляя заранее на несколько лет график повышения цен. Плановое изменение в рубль для людей не будет таким неприятным моментом, как резкий скачок на два-три рубля, о котором не предупреждали заранее.

Более того, устанавливаемая администрацией единая цена для всех маршрутов – это не единственный возможный путь. Маршруты с автобусами большой вместимости дотируются из бюджета, и там такая политика оправданна. Но на всех остальных перевозчик сам в состоянии определять цену. Конечно, на некоторых маршрутах от этого цена повысится, но на большинстве направлений движения маршрутных такси она только упадет. Перевозчик сам будет заинтересован в том, чтобы давать услуги высокого качества (прежде всего соблюдать регулярность движения), тем самым привлекая больше пассажиров.

Прежде всего это смогут реализовать предприниматели с большим автопарком. Если у фирмы несколько машин, то в нынешних условиях она и не способна работать качественно, потому что просто не в состоянии держать штат сотрудников для технического обслуживания.

Из получаемых доходов примерно 70% идет на повседневные расходы: зарплату сотрудников, содержание автопарка, налоги. Оставшиеся 30% формально составляют прибыль, но, учитывая, что предпринимателю нужно регулярно покупать новые машины, реальная прибыль – 15–18%. Еще одна сторона проблемы – что имущество движимое и всегда есть риск того, что оно придет в негодность.

Транспортный кризис

По мнению Бесчастного, самые лакомые для перевозчика маршруты в городе – № 1, 10, 35, 55. Они выгодны при любом подходе к делу сами по себе из-за большого пассажиропотока. Если говорить о маршрутах автобусов малой вместимости, то здесь все зависит исключительно от перевозчика. Важно соблюдать четкий интервал движения, чтобы пассажир знал, что его автобус подойдет вовремя. Если будут постоянные задержки в 20–40 минут, то люди перестанут пользоваться маршрутом и найдут более выгодный для себя.

Сейчас можно говорить о том, что пассажироперевозки в городе умирают. Становится все меньше предпринимателей, готовых обслуживать маршруты. За несколько лет число перевозчиков сократилось почти вдвое, и автобусных маршрутов стало меньше. При этом город постоянно растет и нуждается в новых автобусах. Количество общественного транспорта на проспекте Ленина не должно вводить в заблуждение. На остановках постоянно останавливается два-три автобуса, но это вызвано пробками и нерегулярностью движения, а также узкой дорогой. Кроме того, часть автобусов, обслуживающих городские маршруты, летом уходит в пригород.

Справка

"Ч!Г" приводит телефоны и адреса крупнейших перевозчиков города.

Кстати

Уже несколько лет действует , где в режиме реального времени можно отследить, в какой части города находится конкретный автобус, и понять, когда примерно он окажется возле вашей остановки. В начале своей работы сайт позволял отслеживать только некоторые транспортные маршруты. Теперь же большинство не только автобусов, но и троллейбусов и трамваев оборудованы спутниковой навигацией и доступны на сайте.

Цифры