План Карлина. Почему не получается довести долю местных товаров в магазинах до 100 процентов?

ноябрь 7, 2007

На фоне осеннего ценового скачка тема “покупай алтайское” вновь стала объектом внимания властей. "Наша продукция производится в избытке - все основные группы продовольственных товаров производятся на месте, но при этом цены в наших магазинах не ниже, чем в соседних регионах", - сокрушался губернатор Карлин на недавнем рабочем совещании. Долю алтайских товаров на продовольственном рынке края в 53% он назвал позорно низкой и призвал увеличить ее минимум до 70%. "Это выглядит примерно так же как, если бы в Кузбасс завозили уголь", - съязвил Карлин.

Достичь100%?

Поговаривают, что краевые власти озвучивали и более амбициозную цифру - 100%. В нынешних условиях такая задачка представляется труднорешаемой, ведь сумма состоит из нескольких слагаемых - производителя, продавца и власти. А они пока договориться не могут. Недавний "круглый стол", посвященный продвижению местных товаров в розничных сетях, тоже, увы, не помог приблизиться к решению задачи.

Слагаемое 1: производители

Производители план Карлина поддерживают, но при этом жалуются на проблемы с торговыми сетями.

- Главная проблема - высокие входные бонусы, - признается Андрей Караулов, заместитель директора по развитию ТД “СПТК”. - Все остальные экономические условия для нас приемлемы. Хотя бывают случаи, когда розница просто не желает видеть у себя определенные марки товаров. В таком случае выставляют завышенные требования, которые изначально экономически нерентабельны.

Олег Ермолаев, директор ОАО “Добрый знак” (торговая марка “Золотой Алтай”), уверен, что жесткие требования розницы отражаются не только на рентабельности, но и на качестве продуктов.

- Сети требуют от производителя, чтобы товар был конкурентоспособным по цене, - говорит он. - Но при этом загоняют нас в такие условия, что приходится работать над себестоимостью своей продукции, а это может повлиять на качество товара. Посмотрите на растительное масло на полках - нет гарантии того, что оно произведено из натурального сырья.

По мнению алтайских производителей, больше остальных на них давят крупные федеральные сети - “Холидей” и “Лента”, которые диктуют свои условия. Зато свои обязательства исполняют не всегда.

- С “Лентой” мы вели переговоры полтора месяца, подготовили все документы и договоры и буквально перед открытием нам объявили, что мы не попадаем на полки, жалуется Андрей Коростелев, руководитель ООО “Удачный выбор плюс”. - И уже в течение месяца можем пробиться даже к менеджерам. Хотя договора все подписаны, входные бонусы заплачены, ассортимент оговорен.

Слагаемое 2: крупные сети

Сетевики же уверены, что проблема в самих производителях.

- Какой нам смысл не пускать местных производителей? - удивляется Владимир Горбачев, руководитель алтайского филиала торговой сети “Холидей”. - Те производители, которые на виду и имеют хорошие объемы, работают с нами. И не только по краю, но и по всей Сибири. Например, производитель “Озорного племяшки” ("Удачный выбор плюс") поставляет свои пельмени по всей нашей сети.

- Наши требования к производителям просты - объемы, качество, цена. Если все это есть в одном пакете, мы готовы работать, - отвечает Владимир Горбачев. - Но не по всем позициям. Например, по алкогольной продукции. Ведь кроме водки в этом сегменте есть еще коньяк, вина и прочее. А на Алтае такие товары не производят.

Слагаемое 3: мелкая розница

Другой вопрос - почему производители говорят только о сотрудничестве с крупными сетями?

- Мы продаем не меньше продукции, но цену нам выставляют заведомо выше, возмущается Людмила Болотова, директор ООО “Люкс”.

Забавная ситуация получается: если крупные сети порой выкручивают руки производителям, то последние делают то же самое с мелкой розницей.

- Сетям выставляется одна цена - 39 рублей за бутылку масла, а мелким магазинам - 46-48 рублей. И как мы должны это объяснять покупателям? С кем вы потом останетесь работать, когда все захватят сети? - обратилась Болотова к производителям.

Слагаемое 4: власть

Все участники рынка согласны, что решить эту задачку можно только при участии властей. Правда, каждый считает, что власть должна быть именно на его стороне.

- Власть должна лоббировать наши интересы, - уверен Андрей Караулов. - Потому что мы платим налоги в нашу казну.

- Надо помогать таким предприятиям, как мы, - соглашается Евгений Коростелев, представитель фирмы “Модест”. - Власть должна договариваться, чтобы сети обратили внимание на социально значимые предприятия.

И власть договориться пытается. Иногда по-хорошему - заключает с ритейлерами соглашения. Иногда по-плохому - ставит административные барьеры. Однако, судя по доле алтайских товаров у иногородних ритейлеров “Холидея” и “Ленты” (51% и 24% соответственно), договориться пока удается не всегда.

Чему равен х?

Пикантность ситуации в том, что за спорами забывают о главном слагаемом - потребителе.

- Торговля реализует то, что покупают, - напоминает Борис Шеляков, председатель комитета по потребительскому рынку и услугам администрации Барнаула. - И именно потребитель определяет набор товаров на полках.

- Мы просто вынуждены, например, покупать кузбасские колбасы, потому что их спрашивает покупатель, - соглашается Людмила Долгова, руководитель магазина “Рассвет”.

Владимир Горбачев предлагает производителям присмотреться к тому, что предпочитает потребитель.

- Например, фасованный картофель покупатели выбирают помытый и упакованный в пластиковый пакет, - говорит он. - С хорошими товарным видом и вкусовыми качествами. Именно над этим надо работать местным производителям. Те, кто приходит с предложениями и старается продвигать товар, не имеют проблем. Теоретически стопроцентная доля местных товаров реальна. Но это возможно только в том случае, если Алтайский край готов предоставить потребителю все товары, которые он привык видеть на полках.

Все входящие - платно

Бонусы за вход на полки торговой сети, по уверению товаропроизводителей, основной барьер, мешающий увеличить объем поставляемой продукции. При этом платить приходится за все - за вход, за место на полке, а порой даже за то, что бы товар стоял этикеткой к покупателю. Чем больше сеть, тем выше цена за вход.

- Мы предприятие муниципальное, и цены нам утверждает городской комитет по ценам. И плата за вход в себестоимость не входит. Поэтому это сильно бьет по нам, - рассказывает Евгений Коростелев.

Сами розничные сети практику взимания платы за вход афишировать не любят и публично в этом не признаются.

- Есть, наверное, какие-то условия, но какие именно, я не знаю, - ответил “СК” Владимир Горбачев на вопрос о бонусах. - Лично этим вопросом не занимаюсь, это прерогатива коммерческого отдела в Новосибирске.

К тому же производители признаются, что нередко входную плату приходится отдавать неофициально - в конверте. Российские депутаты уже не первый год говорят о законодательном запрещении бонусов, но пока законопроект завис.

Сколько стоит вход?

В каждом конкретном случае плата за полку бывает разной - все зависит от размеров торговой сети, популярности бренда и вида товара. Наши собеседники не стали называть цифры. Но в прошлом году газета “Ведомости” выяснила, сколько денег берут за позицию в год в российских торговых сетях.

Кетчуп - по $ 10-50.

Замороженные овощи, морепродукты - $ 300.

Кондитерские изделия - $ 50-1000.

Алкогольная продукция - $ 1000-10000.

Сигареты - $ 1000-10000.

Сумма может умножаться на число единиц товара, выставленного на прилавке, и число магазинов в сети.

Доля продукции алтайских производителей в крупнейших сетях Барнаула

“Раздолье” - 74,8%

“Пятерочка” - 72,6%

“Аникс” - 63,9%

“Мария-Ра” - 58,1%

“Ладья” - 51,9%

“Холидей” - 51,3%

“Лента” - 24,2%

Источник: комитет по потребительскому рынку и услугам администрации Барнаула.