Отпуск про запас. В Барнауле активизировалось продвижение отдыха по системе таймшера

май 7, 2014

Если вам за 30, вы состоите в браке и регулярно посещаете барнаульские торговые центры — вам уже предлагали или предложат по­участвовать в необычной рекламной акции, связанной с туризмом. В городе они появились в последние два года. Промоутеры говорят, что представляют новый турпродукт, и спустя какое-то время по телефону зовут на его презентацию. И если прийти, вам предложат купить несколько недель отдыха в разных странах на несколько лет вперед. В Алтайской региональной ассоциации туризма (АРАТ) уверены: в Барнаул пришел таймшер с новым лицом.

Канары.
stormcrew.ru

Таймшер — вид международных туруслуг. У него много форм, но по сути это деятельность по предоставлению права периодического пользования объектами недвижимости на различных мировых курортах. "Таймшер" переводится с английского как "разделенное время": девелоперские компании в разных странах поделили год на недели, объединили свои курорты в системы "обмена отдыхом" и сдают одни и те же апартаменты разным туристам на срок, кратный неделе (обычно на одну-две в году).

Право на отдых в апартаментах, входящих в систему, фиксировано на несколько лет вперед или до конца жизни клиента. Он оплачивает это право заранее на весь срок (так что цена выходит немалая). Потом клиент сам выбирает, в какие даты использовать свое фиксированное время и на каком курорте. Нередко владельцев прав на такой отдых объединяют в клуб — потому таймшер называют и "клубным отдыхом", и "системой владения отдыхом".

За рубежом проблем с таймшером нет: там у него долгая история и отдельная законодательная база. Чего нельзя сказать о России.

Ирина Тюрина,
пресс-секретарь Российского союза туриндустрии:

Сам по себе таймшер не обман, а нормальный бизнес, который прекрасно развивается за границей. Однако, появившись в России в 90-е годы, он себя дискредитировал. Тогда возникло много фирм, которые продавали сертификаты на проживание за рубежом, а потом исчезали. Люди оставались без денег и отдыха.

Чай, кофе, шампанское

После 90-х схема работы была одна. В торговых центрах и аэропортах промоутеры "отлавливали" в толпе солидно выглядящих людей. Проводили анкетирование, уточняя их достаток и частоту поездок за рубеж. Звали на некую презентацию.

Интернет полон полуистерических отзывов о таких мероприятиях. Рассказывают, что людей заводили в комнаты без опознавательных табличек. Там под громкую музыку почти гипнотизировали и даже подсыпали в напитки психотропные вещества. Все для того, чтобы пришедшие тут же подписали договор на покупку нескольких недель отдыха на несколько лет вперед. После выяснялось, что в купленную услугу не входит цена авиабилетов, питания, страховки и визы.

Жительница Барнаула Анна И., пожелавшая остаться анонимной, рассказала про такую встречу в 2004 году в Норильске.

Анна И.,
жительница Барнаула:

Все было замечательно: чай, кофе, шампанское. Рассказали о сути нового вида отдыха. Провели розыгрыш призов для участников презентации. Кто-то выиграл кофеварку, а я — бесплатную неделю отдыха на Канарах. Я съездила. Все понравилось, был персональный гид… Он отвел на другую презентацию, где предложили купить пакет на неделю отдыха ежегодно на всю жизнь за 10 тыс. евро (не только на Канарах, в ряде стран). Почему-то я заплатила. Через два года решила снова полететь, но не смогла связаться с той фирмой — она исчезла.

Неудивительно, что компании "Сибнова", "Меридиан" и "Азимут 360", которые начали предлагать "отдых по неделям" в Алтайском крае, боятся слова "таймшер" как огня. По мнению Ирины Тюриной и местных экспертов туристического рынка, деятельность этих фирм содержит все признаки продвижения отдыха, связанного с таймшером. Сами компании презентуют его как "семейный" или "индивидуальный" отдых. Все они появились на местном рынке в последние два года, самая старшая — "Сибнова".

Форма новая, наживка та же

Алтайские продвиженцы "семейного отдыха" стремятся вызвать доверие к себе. Все трое — официальные юрлица и расположены в помещениях с хорошим ремонтом.

Ульяна Соловьева,
гендиректор компании "Меридиан":

На наших курортах отдыхают только семьи. Не всем такой отдых подходит, он относится скорее к разряду элитного. Наша компания предоставляет не номер в отеле, а виллы и курортные комплексы из апартаментов уровня 4–5 звезд, в которых есть по нескольку комнат с кухней. Они меблированы, со всей необходимой бытовой техникой. Мы продаем проживание в них на период времени, кратный неделе, на срок до трех лет с открытой датой — турист сам может выбрать любое время в году, чтобы посетить курорт. Также предоставляем индивидуального гида. Билеты, визу и страховку клиент может оформить сам или в нашем отделе бронирования.

Схожим образом о себе рассказали и конкуренты "Меридиана".

"Азимут 360" — в реестре российских туроператоров, имеет девять офисов в стране. В барнаульском офисе компании сообщили, что она сотрудничает напрямую с компанией BG Holiday Club, владеющей и арендующей курортную недвижимость за рубежом. Работает ли этот партнер по системе таймшера, уточнить не смогли.

Не сделали этого и в "Сибнове", которая работает с One Worlds Holidays в Англии. "О системе работы партнеров ничего не могу сказать", — говорит Татьяна Глотова, директор "Сибновы" в Барнауле. "Сибнова" и "Меридиан" — не туроператоры, а компании, продвигающие размещение на курортах своих партнеров. Они предлагают почти идентичный набор из 10 стран (Канарские острова, Черногория, Кипр, Таиланд и т. д.). "Азимут 360" работает с 14 странами.

На презентации "Сибновы" автору этой публикации сообщили, что пакет "15 недель на семь лет" стоит 11 250 евро. "Азимут 360" и "Меридиан" предлагают свой продукт к реализации на срок до трех лет. В "Меридиане", по словам гендиректора, наиболее востребованы пакеты по три-четыре недели на три года.

Клиентов для фирм ищут промоутеры. И если уж они сочтут вас подходящим и пригласят на презентацию, не прийти трудно: обещают подарки для всех — фотоаппараты, ноутбуки, веб-камеры и проч. Впрочем, Ульяна Соловьева открыто поясняет, что 80% подарков — бесплатная неделя проживания на одном из курортов, что продвигает фирма.

Расскажут не все

Посетить презентацию можно только с супругом, хотя бы одному из вас должно быть от 30 лет. Только на презентациях действует акция: 20–30% скидки на небольшой пакет недель. Менеджеры культурно, но настойчиво постараются убедить пришедших принять "выгодное предложение". Задача презентаций выглядит очевидной: продать хоть что-то, но немедленно.

Многие из барнаульцев после акции просчитывали дома конечную стоимость отдыха и понимали, что заключили договор на невыгодных для себя условиях.

"Мы приобрели двухнедельное размещение в апартаментах на два года, — рассказывает клиент "Сибновы" Иван И. — Отдали 40 тыс. рублей. Авиабилеты, как мы дома посчитали, по большинству направлений обойдутся в два раза дороже, чем в обычном турпакете. Но теперь придется поехать".

"Придется" потому, что в договоре, который Иван заключил, указан пункт, на который мало кто обращает внимание: в случае досрочного расторжения 60% суммы, уплаченной по договору, останется у фирмы. По словам Ульяны Соловьевой, в случае расторжения договора с ее компанией в течение 10 дней с момента подписания удержание составит 10%. В "Азимуте" отказались уточнять эту цифру. Сегодня в интернете можно найти немало судебных разбирательств жаждущих прекратить договорные отношения с "Азимутом 360" и омской "Сибновой".

Но настойчивый маркетинг и нюансы договоров — пока единственный негатив, о котором свидетельствуют клиенты фирм, принесших в Барнаул "семейный отдых". Есть и те, кто слетал за рубеж по подарочному сертификату, который получил на презентации, и остался доволен. Правда, они же утверждают, что в таких поездках клиента зовут на еще одну презентацию, где убеждают приобрести уже крупный пакет недель.

Председатель АРАТ Наталья Гордеева указывает: в России клубный отдых не обозначен в законодательстве. А если договор придется заключать напрямую с иностранной фирмой, то в случае ее банкротства или нежелания вас обслуживать вернуть уплаченные деньги будет почти невозможно. Для барнаульцев это пока лишь риски. Просто нужно помнить, что на презентациях о них не расскажут.

Ирина Тюрина,
пресс-секретарь Российского союза туриндустрии:

Загвоздка в том, что фирмы, продвигающие клубный отдых в России, почти никогда не дают клиентам как следует изучить договор. Если все честно, почему не позволить забрать документ домой? Но этого не допускают. Согласно положению "О лицензировании деятельности по продаже прав на клубный отдых", в таком договоре должен быть пункт о том, что клиент имеет право в течение двух недель его аннулировать без объяснения причин и получить обратно свои деньги. Но это положение с 2006 года утратило силу. Как правило, люди читают договор невнимательно и платят деньги. Фирм, задействованных в продаже отдыха по системе "таймшер", сегодня стало меньше, но они существуют по сей день в разных видах. В Москве так работает компания La Costa, юридическое название у нее другое. Но она входит в реестр туроператоров и легитимно работает. Хотя в договорах этой компании также нет пункта, о котором я сказала.

Геннадий Малков,
директор агентства недвижимости "Дом":

В таких странах, как Испания, Греция, Кипр и т. д., кризис. Вероятно, застройщикам там сложно окупать свои вложения в отельную недвижимость и они ищут новые способы. Мне буквально на днях предлагали стать собственником отеля в Болгарии. Обещали, что я смогу получать большие дивиденды. Спрашиваю: зачем же вам я, если это так перспективно?.. Продвигать же такие проекты проще всего в рамках туризма. На мой взгляд, для собственников недвижимости таймшер — способ привлечения инвестиций вроде беспроцентного кредита. Я думаю, хорошая аналогия здесь — популярный на Западе способ организации общепита под названием "Буфет": платишь 15 долларов и ешь сколько угодно. Но по факту ты не можешь съесть больше, чем на 10 долларов. Получается, ты платишь больше денег, чем тебе надо продукта.

Факт

Таймшер придумали в Европе в 60-х годах как совместное владение недвижимостью с возможностью пользоваться ей одну-две недели в году в течение многих лет. Систему обмена неделями, позволившую не приобретать долю в недвижимости, а арендовать ее и каждый год отдыхать на новом месте, позже придумали в США.