май 14, 2014
Александр Бречалов, руководитель "ОПОРы России".
new.opora.ru
Налоговая система должна быть предельно понятной, а фискальная нагрузка — стабильной на протяжении хотя бы пяти лет. Тогда бизнес сможет планировать свою работу и быть более эффективным. Так считает Александр Бречалов, руководитель общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРа России", с которым нам удалось побеседовать в Санкт-Петербурге на медиафоруме, организованном "Общероссийским народным фронтом".
Система страховых взносов в фонды для предпринимателей — конструкция кривая, неправильная. Я считаю, повторюсь в сотый раз, должен быть дифференцированный подход к фискальной нагрузке. Для предпринимателей, ведущих сезонные, непостоянные работы, необходимо предусмотреть патент без регистрации. Мы добились того, что в правительство внесены предложения по организации выдачи патентов — не тех, которые были введены два года назад. Существующая система не может работать, потому что здесь, в отличие от упрощенной системы налогообложения, к ставке налога добавляется еще и страховой взнос. А тот патент, который мы предлагаем, можно будет купить на три, шесть месяцев, соразмерно заплатив часть страхового взноса. Над формулой вычисления стоимости патента мы сейчас как раз работаем. Думаю, что будет даваться корректировка на территориальный фактор: должны учитываться удаленность, численность населения.
Мы также предлагаем введение режима "один платеж — одно окно". Ведомства должны сами определять, какая часть платежа пойдет на страховые взносы, какая — на налоги. То есть у нас установка такая: индивидуальный предприниматель, если он на "упрощенке", должен платить 6% — и все. А государство пусть внутри делит этот платеж, как ему угодно. Насколько я владею информацией, нас услышали, и такие поправки сейчас готовятся.
Но при этом сама по себе фискальная модель не решит проблем. Наша главная проблема — ее нестабильность. В течение последних лет нагрузка по страховым взносам в среднем выросла с 1,8 тыс. до 17 тыс. рублей. О каком планировании может идти речь? Кроме того, фискальная модель для ИП должна быть максимально проста. Скажем, сидит у вас предприниматель, камнерезным делом занимается, он знает, что с 10 тыс. рублей ему надо заплатить 60 или 600 рублей. Все. Больше его ничего не должно интересовать. И второе — такая модель должна быть стабильна на протяжении 5–7 лет.
Последние изменения в Налоговый кодекс с нами не согласовывались. Это проблема. Мы на нее указываем. Но я понимаю причины, по которым этот вопрос решался кулуарно. Это действительно камень в огород предпринимателей, но не ИП и не "упрощенцев", а тех, кто покрупнее, кто дробит бизнес и раскидывает баланс на несколько ООО-шек, сидящих на "упрощенке". И это огромная проблема. Здесь мне нечего возразить. Но я надеюсь, что проблему фискальной системы мы сможем урегулировать и "причесать".
Вместе с тем моя позиция такова: это чушь, бред и глупость — считать, что в России очень тяжело вести бизнес. Я занимаюсь им с 17 лет: в военном училище я делал электрошоковые удочки, потом продавал "Твиксы" и "Марсы", в коптерке сделал видеосалон и постепенно дошел до создания банка. Да, сложно. Но за ту маржу, которая есть в бизнесе, эти трудности можно и потерпеть. Я не идеализирую ситуацию. Действительно сложно. И с нашими возможностями все могло быть в разы лучше. У нас могли бы быть раза в три больше налоговые поступления от того же малого и среднего бизнеса. Но когда мы сваливаемся на плач Ярославны, это тоже неправильно. Вот я вчера встречался с одним бизнесменом, у которого точно все хорошо. А он мне говорит, как все плохо. Я его спрашиваю: "Ты откуда вернулся?" А он мне отвечает: "Из Ниццы".
У меня есть масса знакомых предпринимателей, который считают, что в России можно и нужно делать бизнес. Они сравнивали условия ведения бизнеса в России и в Европе, сравнивали с другими юрисдикциями и считают, что и по фискальной модели, и по другим параметрам в России можно работать вполне успешно.
Что касается лояльности нашей организации к власти. Например, в Ульяновской области губернатор — член "ОПОРы России". Но это не говорит о том, что повестка формируется им. Я приезжал, и мы с ним на Общественном совете спорили по вопросу нестационарной торговли. Нельзя сказать, что у нас все так очень "френдли", это легко отследить по СМИ. Но мы договариваемся. А есть территория, где руководитель нашего отделения по любому поводу и без повода "мочил" власть. Начали выяснять. Оказалось, его не включили в Общественный совет. Такое бывает. И вот он начинает "вкручивать", что власть все делает не так. Это путь в никуда. Губернатор — человек, который наделен властью президентом России. Твой талант как предпринимателя и общественника — использовать это для развития бизнеса. Я считаю, правильно, когда наш лидер в регионе пытается выстраивать конструктивные отношения с властью: с губернатором, с главой МВД, с прокуратурой.
Мы никогда не придумаем идеальную модель того, каким должен быть наш региональный представитель. У нас есть KPI для них, за 2013 год девять лидеров мы сменили. Люди-то живут на земле. Мы понимаем, что они бывают зависимы и на них могут воздействовать. Ваш Павел Аркадьевич Нестеров, который уже сейчас, правда, не возглавляет алтайское отделение, работал хоть и осторожно, но действительно защищая права предпринимателей.