ноябрь 29, 2007
Накануне выборов каждый из нас - прямой объект для агрессивных политтехнологий. Как они "работают" и на чем зарабатывают голоса политические партии? Какие ценности нам предлагают и на каких струнах играют, чтобы мы сделали "правильный выбор"?
Сохранить статус-кво
Что отличает предвыборную кампанию-2007? Социолог Геннадий Оболянский* говорит об использовании традиционалистского сознания людей:
- Одно из направлений традиционализма - любовь к вождям и одновременно страх потерять то, что устоялось. Сегодня это давление осуществляется при помощи самых разных избирательных технологий, в том числе и административного ресурса. Предлагается сохранить статус-кво. При этом используется набор идей, которые разделяет большинство людей, - сильное государство, антиамериканизм, патриотизм, русская духовность, регулирующая роль государства в экономике.
Зачем нужны "шаги"
В любой агитации есть и психологическая составляющая: социологи говорят о том, что, когда усиленно предлагают сделать конкретный выбор, очень хотят что-то навязать, это вызывает подозрения, сопротивление, отторжение. Геннадий Оболянский в этой связи вспоминает выборы губернаторов, борьбу Евдокимова и Сурикова. По его словам, после того как только появились растяжки "Остановить вторжение!", большая часть избирателей, голосовавших за Сурикова, повернулась в сторону Евдокимова.
Прежде всего на психологический эффект рассчитаны и большинство политических заявлений перед выборами: многие партии, например, предлагают "шаги", по которым они будут действовать. Это один из самых простых способов донести до избирателя предполагаемый "план действий". Естественно, что рядовому избирателю трудно разобраться в деталях, и он ориентируется только на то, звучит жесткая критика или нет. "В то же время у избирателей по отношению к партиям, общие лозунги которых повторяются из года в год, возникает ощущение старого поношенного пиджака - его и не выбросишь, но и надевать уже не хочется", - комментирует Геннадий Оболянский.
Адресаты одни и те же
- Все партии обращаются к одним и тем же адресатам - пенсионерам, молодежи, рабочим. Пенсионеры вообще основной адресат для всех политических партий, потому что это самая дисциплинированная часть общества, они обязательно пойдут голосовать, - говорит наш эксперт. - Обращения зачастую общего характера: студенты и молодежь, землю - крестьянам, заводы - рабочим… Но ведь студенты очень разные, а у пенсионеров и уровень жизни разный, и интересы! На мой взгляд, политики оторвались от народа и не совсем представляют, чем он живет, не знают нужды конкретных социальных групп, национальных общностей.
Обыватель, может быть, не читает внимательно газет, но у телевизора сидит, и у него есть свое мнение. Это необязательно мелкий служащий, и профессор может быть обывателем по отношению к политике. Обыватель смотрит на политический мир или из глубины колодца, когда виден только кусочек неба, или в лучшем случае с крыльца своего дома или с чердака. Этой категории людей нравится, когда власть критикуют, когда есть шоу. Пусть даже олигархи абстрактные, чиновники абстрактные, главное - кандидат призывает отобрать все нахапанное и наворованное… И обывателям его позиция очень нравится: молодец, как оно хорошо критикует и не щадит даже президента!..
Как влияют на нас рейтинги
- Я не верю в то, что каждую неделю появляются данные свежих соцопросов, - говорит Геннадий Оболянский. - Техника обработки полученной первичной социологической информации такая сложная, что за несколько дней разобраться с ней невозможно. Поэтому сами рейтинги и цифры в них, на мой взгляд, сомнительны.
Конечно, публикация рейтингов - одна из технологий, которая используется для того, чтобы работать на какую-то политическую силу. В отношении избирателей действует и принцип умолчания, суть которого "я не согласен, но раз все, то и я так проголосую", и принцип "белой вороны": "я не хочу выделяться и голосую, как все". Или, например, человек видит, что, по прогнозам, симпатичная ему партия набирает два процента, начинает думать, что его голос уйдет в никуда, и, соответственно, принимает другое решение. Так что все это может повлиять на результаты выборов.
В обществе социальная апатия
- Сейчас трудно предсказать, как отмена графы "против всех" может повлиять на результаты выборов, но ясно, что те 15-20% людей, которые пока еще не определились с выбором, могут этого и не сделать. В таком случае они просто могут не прийти на выборы.
Помимо этого, социологи говорят о таком массовом состоянии, как "социальная апатия", и она сейчас просматривается в нашем обществе. Апатичный человек думает: "Какой толк идти голосовать, если все равно ничего не изменится?" На мой взгляд, социальная апатия есть примерно у 40% населения, у остальных она постепенно сменяется надеждой. И это не зависит от власти, люди сами решают, что хватит жить плохо, - общество само себя строит. Мы адаптируемся, где-то приспосабливаемся, и это дает возможность чувствовать себя уверенней и более оптимистично смотреть на будущее.
О культе личности
- Тот культ личности, который критикуют сегодня либералы, - совершенно другое, что было при Сталине. Культ личности Сталина - это прежде всего обожествление вождя, а сегодня речь о персонификации власти. Власть ассоциируется с определенным лидером, достаточно популярным у людей разных возрастов. Но вот какой парадокс возникает: президент назначает и формирует правительство, а правительству не доверяют примерно 80% населения страны. Парадоксальное сознание в том и проявляется, что люди бегут от самих себя в противоположных направлениях и у них в голове сочетаются самые разные идеи. Это наше сегодняшнее состояние, и образцом его является персонифицированное отношение к губернатору, президенту и, с другой стороны, недоверие к законодательной и особенно к исполнительной власти.
Чтобы это противоречие разрешилось, стране нужна консолидирующая идея. Какой она должна быть? Ответа пока нет. Многие исследователи-ученые склоняются к тому, что она будет консервативной - это соответствует нашему традиционалистскому сознанию. Но прежде нужно понять, что произойдет после выборов.
В моде справедливость
В этот предвыборный сезон многие партии сделали ставку на идею справедливости. В то же время такие демократические ценности, как свобода, равенство и прочее, отошли на второй план. Связано это с тем, что справедливость затрагивает интересы всех и каждого, а свобода - понятие для души, и увлечь ею избирателя сегодня трудно.