июнь 2, 2014
"В загранпаспортах восьмилетних детей сегодня бывает по десять визовых штампов из разных стран", — говорит директор одного из барнаульских турагентств. Нынешнее юное поколение края путешествует в разы больше, чем все предыдущие. Но поездки с образовательными целями в Алтайском крае исчисляются не десятками тысяч, а несколькими сотнями в год. Зарубежные языковые курсы летом — в пиковый сезон для школьников, желающих подтянуть английский за каникулы, — остаются элитным продуктом. По словам экспертов рынка, в последние несколько лет его приобретают одни и те же родители.
Олег Богданов
Геополитическая обстановка и колебание курсов валют этой весной повлияли и на образовательный туризм.
До этого мы три года подряд отправляли ребят в Англию, в Лондон. В этом году группа поедет на Мальту — и думаю, это было правильное решение. В Великобританию в этом году очень сложно получить визу. Насколько мне известно, ее приходилось ждать по три месяца. А ведь весь пакет документов наша компания оформляет самостоятельно. Подготовка начинается за семь–восемь месяцев до поездки, все расписано, проволочки недопустимы.
Мы столкнулись с тем, что несколько родителей отказались от поездок, испугавшись, что их детей не примут. Особенно по Америке. Но у меня там живут друзья, так что я могу получать информацию из первых рук: они говорят, там все воспринимают гораздо спокойнее, чем мы здесь.
Тем не менее в языковых школах и турагентствах, с которыми удалось связаться нашей газете, заявили, что все их клиенты получили и английские, и американские визы для поездок в летнем сезоне. Как пояснили участники рынка, задержки с британскими визами были связаны только со сменой визового оператора. Уже к концу весны его работа отладилась, на радость барнаульским школьникам: именно США и Англия пользуются наибольшим спросом в отношении летних практикумов для детей. Едут и в другие англоговорящие страны: на Мальту, в Австралию, Канаду и т. д. Школьники стремятся учить английский, исключения редки.
"Если раньше еще спрашивали про французский и немецкий, то сейчас нет, — констатирует Лариса Васильева, директор "Турагентства Васильевой", которое уже 12 лет профильно занимается образовательным туризмом. — Востребован только английский".
Короткие курсы в основном выбирают подростки в период каникул. Такие небольшие программы для иностранных школьников — дополнительный источник дохода как для известных университетов, так и для "средних" языковых школ за границей. Благодаря растущей популярности английского там это отдельный и давно отлаженный бизнес.
Каникулы в нашей и европейских странах, в общем, совпадают. Так что лето там — сезон для приема иностранных школьников, когда местные студенты отдыхают. Любой известный университет, включая Оксфордский и Кембриджский, предлагает летние программы для иностранцев. Многим школам, с которыми мы работаем, больше 50 лет. Поэтому, конечно, можно рассчитывать на то, что питание, размещение и прочие вещи там будут качественными.
Со временем частью этой образовательной системы стали и семьи местных жителей. Они предоставляют свои дома для проживания иностранным школьникам как альтернативу резиденциям (общежитиям) при школах и вузах. За это семьи получают плату от образовательного учреждения, заключая с ним договор. В зависимости от его условий семья обязуется обеспечить ребенку двух- или трехразовое питание, общение и досуг на выходных.
Идею семьи как делового партнера и часть туристической инфраструктуры понимают не все русские граждане. Некоторые алтайские языковые школы из-за разницы в менталитете и культуре видят потенциальные проблемы в таком виде проживания.
"Примерно в середине нулевых я полностью отказалась от размещения в семьях, — рассказала Лариса Денисенко. — Бывало, что в группе из 12 человек восьмерым повезет, а у четверых проблемы. Начиная от бытовых и заканчивая внутрисемейными отношениями. Кто-то может экономить на питании, кого-то могут поселить далеко от школы — а это дети. Ими очень сложно управлять, когда они в разных местах. А в резиденции с ними круглосуточно находится руководитель".
Однако Наталья Гордеева, директор турфирмы "Алтайтурист", говорит, что такой вид партнерства очень строго регламентирован за границей. Для приема иностранных учащихся семьи, их дом и доход проходят серьезные проверки в течение шести месяцев. Семьи не заинтересованы в потере ни репутации, ни дополнительного заработка. Руководитель "Алтайтуриста" считает, что ребенку просто нужно быть готовым принять определенные правила дома, в который он попадет: "Придется соблюдать принятый там режим дня. Возвращаться вечером домой не позже восьми часов, приходить к столу в определенное время, если таков внутрисемейный распорядок. Естественно, если такие требования не соблюдаются, возникают конфликты".
Только в семье можно как следует узнать страну, ощутить колорит местного быта. Когда ребята поселяются в резиденциях, они так или иначе общаются друг с другом по национальному признаку: русские с русскими, французы с французами и т. д. Вывести их на общее взаимодействие в таких условиях сложно. В семье же они вынуждены общаться на национальном языке страны, а ведь это — главная цель поездки.
Летние курсы занимают в среднем две-три недели, хотя можно уехать и на пару месяцев. В программу обычно входят 15–20 часов занятий в неделю плюс экскурсионная программа. Языковые школы и турагентства края признают: такие поездки стоят недешево. В зависимости от страны тур на две недели обходится от 120 тыс. рублей (включая авиаперелет, страховку, обучение и все прочие расходы). Поэтому спрос на такой продукт далек от массового.
"Многое зависит от расстановки приоритетов. Кому-то важнее купить новую шубу или машину, кому-то — инвестировать в образование детей, — комментирует Елена Греб. — У нас, например, в Троицком районе есть офис, и там одна бабушка оформила кредит, чтобы отправить внука поучиться в Англию".
Спрос на летние языковые курсы барнаульские турагентства и школы характеризуют как волнообразный, подверженный кризисам в экономике. За летний сезон большинство участников рынка отправляют в среднем по 20–80 ребят в год. При этом костяк людей в крае, которые могут позволить "зарубежные каникулы" для своих детей, не меняется. Параллельно в последние несколько лет в фирмах отмечают увеличение интереса к полноценному образованию за границей.
Спрос на академические программы в последние годы явно растет. Все больше людей хочет, чтобы их дети получили высшее образование за рубежом, все больше студентов стремятся окончить там магистратуру. Это повышает их шансы на хорошую карьеру в международных компаниях в будущем.
И все же пока жители края и их дети гораздо охотнее едут за границу, чтобы отдыхать, а не учиться.
Эффективность таких поездок зависит от степени готовности ученика. Есть шесть европейских уровней владения английским языком. Ребенку перед поездкой с образовательной целью желательно быть хотя бы на А2 (вторая ступень). А начать занятия иностранным языком можно, как только у ребенка стабилизировался родной. Как это делали дореволюционные представители интеллигенции? В семье обязательно был какой-нибудь французик-гувернер из Бордо, и дети параллельно с русским осваивали и иностранный язык. Это не то что одно занятие раз в неделю. Поэтому такие люди, как Александр Пушкин, владели тремя-четырьмя европейскими языками, не считая древнегреческий и латынь. Когда родители выбирают для ребенка языковые программы за рубежом, им нужно четко понимать цели, которых они собираются достичь, — ведь это вложение денег. Прокатиться просто, чтобы потом сказать: "Я там был", — деньги на ветер. А вот если человек специально занимался и уже понимает, что язык — это ключ к стране, тогда есть смысл.
Отправлю на месяц в деревню к бабушке и дедушке, чтобы был здоровый отдых. Последние два года возили детей в Турцию, так младший там часто болел (подхватывал инфекцию). Старшая дочка учится в школе с углубленным английским и занимается с репетитором. Но ей всего 11 лет, думаю, пока рано отправлять ее за рубеж. В дальнейшем — почему нет. Я думал про Шотландию и Ирландию, там дешевле, чем в Англии. У моих знакомых там дети получают полное среднее и высшее образование. Качество, конечно, гораздо лучше российского.
Старшая у меня сдает ЕГЭ, поэтому этим летом ей ничего не светит. Младший окончил пятый класс, сейчас рассматриваем вариант какого-нибудь пионерского лагеря в нашем регионе либо в Горно-Алтайске. Дочь в предыдущие годы два раза ездила в Англию на языковые курсы при университетах. По 20 и 30 дней соответственно. Второй раз жила в семье. По деньгам получилось ненамного дороже, чем обошлась бы организация отдыха в России. А эффект в плане изучения языка несравним ни с чем: в первый раз дочь подняла уровень владения на одну ступень, во второй раз — на две.
Пока над этим вопросом не думала. В связи с последними геополитическими событиями за границу мой ребенок точно не поедет. Отправлю, наверное, в один из российских лагерей, например в "Орленок". Вообще, он учится в гимназии с углубленным изучением английского. Ребенку пока всего восемь лет, поэтому, думаю, отправлять его в языковую среду рано. Ему должно исполниться не меньше 15, чтобы поехать за границу. Но такие планы есть.
Младший с нами, средний — к бабушке, старший, по всей видимости, отправится в какой-то из лагерей в крае. Считаю, что детям важно переключаться полностью. Летом дети должны отдыхать, не вижу смысла, чтобы они еще чем-то занимались. Что касается изучения языков, у моих детей нет мечты попасть в чужую страну и говорить там на национальном языке. Они учат английский в школе как рядовой предмет вместе с математикой и другими.