История общения государства с гражданами на примере одного гаражного кооператива

июнь 23, 2014

Больше 30 лет назад режиссер Эльдар Рязанов, побывавший на собрании гаражного кооператива, был так потрясен, что снял после этого хрестоматийный "Гараж". Потому что тема гаражей в России, как показывает практика, — это классика. Со временем изменились только сюжеты. Например, отдельный сценарий можно написать об оформлении земель под гаражами в собственность.

Примерно в 10 тысяч рублей каждому владельцу гаража обошлось оформление земли под ним в собственность.
Анна Зайкова

История кооператива № 8, расположенного в центре Барнаула, началась с того, что прошел слух, будто бы гаражи могут снести и построить на этом месте дом. Председатель кооператива, взявшийся за оформление прав собственности, рассказывает о том, как он проходил этот тернистый путь, со смесью иронии, возмущения и благодарности тем, кто ему помогал.

Хотелось бы подчеркнуть, что эта история — частная. Однако она, как мне кажется, отражает особенности системы взаимоотношений населения и разного рода ведомств, когда стремление к порядку оборачивается чудовищным крючкотворством, а беспечность граждан — необходимостью погружаться в самые глубины бюрократии.

Архивные раскопки

Итак, в марте-апреле 2013 года 28 членов кооператива (гаражей — 30), расположенного между ул. Привокзальной и пр. Строителей, решили, что нужно оформить землю в собственность — подстраховаться на случай появления строителей. Провести эту процедуру возможно только при согласии и участии всех без исключения собственников.

"Я пошел узнавать, можно ли как-то или кому-то оформить бумаги бесплатно", — рассказывает председатель кооператива, пенсионер Владимир Федоринов. Выяснилось, что можно, но только тем, кто владел гаражом еще до 2001 года. "Я начал собирать бумаги, кто с какого времени является хозяином, — продолжает председатель. — Как оказалось, зря". В самом кооперативе не оказалось документа, подтверждающего, что данный земельный участок был ему выделен. А строился кооператив в далеком 1969 году. Федоринов отправился в администрацию Железнодорожного района, там ему посоветовали сходить в краевой архив.

В архиве председатель написал заявление с просьбой предоставить ему копию документа, подтверждающего, что земля под гаражи когда-то была выделена. "Прихожу в следующий раз, а меня спрашивают: “А вы кто такой?” — рассказывает Владимир Федоринов. — Я говорю, что председатель. “Но в бумаге написано, что земля была выделена Алтайскому отделению Западно-Сибирской железной дороги. Вы оттуда?” — “Нет”. И они меня отправили за бумагой, которая бы давала мне право забрать их бумагу".

Что делать? Пошел в Алтайское отделение железной дороги, или просто отделение, как его зовут железнодорожники. Тут следует добавить, что Владимир Федоринов сам проработал на железной дороге почти 37 лет. В отделении дороги его направили сначала к юристу, а тот — в местный архив. Там, спасибо коллегам, ему выдали документ, в котором выражалась просьба выдать нужную справку представителю Алтайского отделения Федоринову Владимиру Николаевичу. Только после этого в краевом архиве удалось получить документ. Это стоило около 400 рублей.

"В советское время же все так и было — частник не мог построить сам себе гараж", — поясняет Владимир Федоринов. Построенные Алтайским отделением гаражи были переданы кооперативу "Железнодорожник". Подтверждающие это документы, слава богу, были. Но с тех пор кооператив много раз переименовывался, и это уже никто не фиксировал. Тем не менее, собрав все имевшиеся бумаги и справку из архива, председатель отправился в городской комитет по архитектуре: "Как-то — сам не знаю как — я смог убедить сотрудницу, что все эти бумаги касаются одного кооператива. Она, конечно, понимала, что речь идет об одном и том же, и пошла мне навстречу — выдала документ, подтверждающий, что наш кооператив — правопреемник “Железнодорожника”".

Ларису Юрьевну хочу!

Следующая остановка — Главное управление имущественных отношений Алтайского края. Именно между этим ведомством и кооперативом нужно было заключить договор купли-продажи земли. "В управлении меня попросили предъявить документ, подтверждающий, что участок с таким-то кадастровым номером принадлежит такому-то кооперативу. А у нас такой бумаги не оказалось — прежние председатели не видели необходимости ее оформлять", — продолжает Владимир Федоринов. Это значило одно — бесплатно оформить документы не получится. На собрании решили не останавливаться и заплатить. Цена вопроса — порядка 10 тыс. рублей на каждый гараж. Это был уже июнь 2013 года.

Оказалось, что не у всех хозяев оформлены свидетельства о собственности на гаражи (строения, не землю). К тому времени, как все оформили, заканчивался август. Потом еще нужно было собрать у собственников нотариально заверенные доверенности — при оформлении документов одновременно должны физически присутствовать все владельцы, что, конечно, невозможно. "Не все быстро и без проблем соглашались давать доверенности. Кто-то опасался, что я деньги прикарманю. В общем, в итоге согласились все, кроме двух человек", — делится председатель.

В Главном управлении скачали на флешку специальную программу, благодаря которой можно было в электронном виде заполнить необходимые документы. "Я их оформил и отнес в МФЦ (Многофункциональный центр. — Прим. ред.), все оплатил. Это было 27 августа. Сказали, что документы будут готовы в течение месяца", — вспоминает с усмешкой Федоринов.

Первый раз позвонили недели через три. Сообщили, что не могут найти кооператив в налоговой базе. Оказалось, это необходимо, чтобы Росреестр смог снять кооператив с учета как арендатора земли. "При чем здесь налоговая, я так до конца и не понял — налоги-то кооператив как юрлицо не платил, не с чего", — рассуждает председатель. Ну да ладно. Пришлось идти в налоговую инспекцию, писать заявление с просьбой объяснить, почему кооператив не могут найти в базе. Примерно через неделю был дан официальный ответ, что "о кооперативе № 8 по эксплуатации гаражей для индивидуального транспорта сведений не имеется". Как так? Оказалось, что в 2002 году кооператив должен был перерегистрироваться, но не сделал этого. Прежний председатель пояснил, что не видел причин — опять же потому, что кооператив налогов не выплачивал.

"Пошел я к сотруднице имущественного управления Ларисе Юрьевне, которая со мной работала. Объяснил ситуацию. Она говорит: “Первый раз с таким сталкиваюсь”. Пошла посовещалась. Мы, говорит, пойдем длинным путем, но верным — напишем письмо в Росреестр с просьбой снять вас с учета как арендаторов, приложим ответ налоговой, Росреестр даст официальный ответ, и мы тогда уже оперативно оформим документы. Вот, думаю, как хорошо", — со смехом вспоминает Владимир Федоринов.

Письмо в Ростреестр написали. Через месяц председатель звонит: "Лариса Юрьевна, ну что?" Оказалось, ответа нет. Лариса Юрьевна пообещала позвонить Нине Карловне — представителю в МФЦ, уточнить. Звонок еще через три дня: "Лариса Юрьевна?" — "Так они не могут вас в налоговой базе найти!" — отвечает та. Оказалось, что ответ налоговой Росреестр не устраивает из-за краткости формулировки — из него не ясно, почему "сведений не имеется". Да что ты будешь делать! Но Лариса Юрьевна в беде не оставила, сама договорилась с налоговой, чтобы дали расширенный ответ, его нужно было только забрать. Это уже было 27 декабря.

Далее, рассказывает председатель, история развивалась так: "Я — в налоговую. Нашел нужного сотрудника. Он говорит — да, помню разговор. Написал бумагу, пошел к начальнице. Та читала — бур-бур-бур, он пошел переписывать, опять к ней, та снова — бур-бур-бур, еще раз переписал, смотрю — подписывает. Читаю ответ — “гаражно-строительный кооператив № 8 не прошел в 2002 году регистрацию, поэтому сведений о нем не имеется”. Два слова буквально добавили! Приношу: вот, Лариса Юрьевна". А тут — новогодние каникулы.

В конце января стало известно, что Росреестр принял-таки бумагу. С учета кооператив как арендатора сняли. Документы об этом пришли в краевое управление из Росреестра только в апреле! "А ко мне народ-то ходит. Осенью ведь за месяц все обещали сделать", — добавляет Владимир Федоринов. Тогда, в сентябре, приходилось писать заявление о приостановлении процедуры, в апреле — о продлении. "Но я к тому времени уже философски ко всему относился, — улыбается председатель и добавляет: — Но ни к Ларисе Юрьевне, ни к Нине Карловне у меня вообще никаких претензий нет, они все делали, чтобы нам помочь, и спасибо им за это".

Договор купли-продажи был наконец подписан. Затем все документы направили через МФЦ в Росреест для получения свидетельств о регистрации права собственности владельцев гаражей на доли в земельном участке. 2 июня 2014 года документы были получены. "И это хорошо, что за это время никто не умер и гараж не продал!" — радуется Владимир Федоринов. Иначе всю канитель пришлось бы проходить по новой.

Анекдот о гаражных воротах

Истории с регистрацией прав собственности на землю под гаражным кооперативом № 8 предшествовала другая — более локальная, касающаяся только председателя Владимира Федоринова. Когда он купил здесь гараж, тот значился в документах складским помещением, потому что в нем была маленькая дверь. Хозяин, тогда еще никакой не председатель, поставил гаражные ворота, решил узаконить изменения и зарегистрировать свою собственность именно как гараж. И эта история, не будь она правдой, могла бы быть чистым анекдотом. Рассказывается от первого лица, комментарии здесь излишни.

— 8 ноября 2013 года я написал заявление в БТИ с просьбой выдать мне новый техпаспорт, где складское помещение значится как гаражный бокс. Отдал за это 1539 рублей. Они мне его подготовили всего за две недели — 20 ноября я паспорт получил. В БТИ мне сказали, что теперь я должен идти в администрацию района, где мне согласуют переименование. Я пошел. Выстоял очередь в кабинет, мне на входе сказали, что мой вопрос решается в нем. Захожу, а мне говорят: "Так у вас нежилое помещение, а нежилыми занимаются вон в том кабинете".

Пошел туда, сдаю документы, заявление. Девушка их посмотрела, почитала, приняла. Через две недели приходит письмо, в нем написано, что согласно п. 11 Приложения 1 постановления администрации города от 25.03.2009 № 1442 произведенные работы в перечень согласований районной администрации не входят, обращайтесь в суд. Я было в суд собрался, но решил заглянуть в интернет, узнать, что за постановление. Оказалось, что оно касается жилых помещений. Прихожу к ним, спрашиваю. А она мне: "Ой, а мы дали типовой ответ". Типовую отписку то есть. Но чтобы дать мне ответ, ссылаясь на постановление, касающееся жилых помещений, мои бумаги надо просто не смотреть. Ведь там же технический паспорт на гараж! И она отправила меня в архитектуру (комитет по строительству, архитектуре и развитию города. — Прим. ред.).

Выяснилось, что мне нужно сделать две вещи: во-первых, изменить функциональное назначение помещения — из складского на гараж, а во-вторых, переименовать. Это стоит 2784 рубля. "Вы сначала, — говорят мне, — напишите заявление, чтобы назначение изменить, а потом, когда получите документы, отдадите их на процедуру переименования". Я спрашиваю: "А что, переименованием другое ведомство занимается?" "Нет, — отвечают, — здесь же, но в другом кабинете". "А с одного кабинета в другой бумаги перенести трудно?" — поинтересовался я. Мне ответили, что такой порядок. В архитектуре же меня отправили в ООО "Алтайпроектстрой", где мне за 1,5 тыс. рублей — после осмотра помещения — выдали бумагу, подтверждающую, что строение может быть гаражным боксом.

20 февраля 2014 года я пришел получать документы об изменении функционального назначения. Взял их и тут же обратно их девушке в руки отдал — на переименование. Окно-то одно! Позже мне согласовали и переименование в гаражный бокс. Пошел в "Ледокол" (здание в Барнауле, где с гражданами работают несколько госучреждений, в том числе Росреестр, кадастровый центр и др.), чтобы получить кадастровый паспорт. Ох, и народу там. Пять часов отстоял. А девушка в окне бумаги у меня не берет! Говорит, что формулировка "может использоваться как гаражное помещение" ее не устраивает, надо написать как-то утвердительно, например, "согласовано". Я — в архитектуру. Мне сотрудник их говорит: "Как так? Я всем такие бумаги пишу". Я его попросил написать "согласовано". Он отказался: "Раз я написал “может”, значит, “может”". Я спрашиваю: "Мне-то что делать?!" Он отвечает: "Сошлитесь на меня". У меня челюсть отпала — а вот эта подпись в документе не является ссылкой на него? Да провалитесь вы, думаю, пойду в МФЦ. Там все взяли без слов!

Через три дня мне уже выдали кадастровый паспорт. Я листаю, смотрю — там старый чертеж с маленькой дверью. Я спрашиваю: "Почему?" А мне отвечают: "Так положено. Идите к юристу". Тот мне говорит: "Правильно, это вам промежуточный вариант выдали. Теперь вы должны идти в БТИ, они напишут техническое задание, чтобы мы исправили маленькую дверь на большую". "А тогда-то, — спрашиваю, — мне окончательный вариант дадут?" Ответили, что да. Зачем этот промежуточный вариант — я не знаю! Пошел в БТИ, они мне техзадание написали. Это еще 1805 рублей. С ним я опять пошел в МФЦ. И тогда уже мне оформили нормальный новый кадастровый паспорт. И наконец в июне мне Росреестр выдал свидетельство о праве собственности на гаражный бокс, а не складское помещение. Итого — семь месяцев и около 10 тыс. рублей.

Примерно в 10 тыс. рублей каждому владельцу гаража обошлось оформление земли под ним в собственность. Фото Анны Зайковой

Цифра

Согласно указу президента уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления муниципальных и госуслуг к 2018 году должен быть не менее 90%.