январь 28, 2008
Чартером я летал один раз в жизни. Это было четыре года назад, когда мы вместе с супругой возвращались из Антальи в Москву. Помнится, мы благополучно добрались до аэропорта, прошли регистрацию и сели в самолет. Чартер тогда выполняла авиакомпания «ВИМ-Авиа».
Усевшись поудобнее в кресле, я через несколько минут уснул. Дело в том, что в отеле нас подняли в шесть утра, затем автобус долго петлял по Кемеру и Антальи, собирая других пассажиров, а рейс был назначен только на два дня. Примерно через час я проснулся и с удивлением обнаружил, что самолет по-прежнему находится на стоянке. Как в детском стихотворении: «А с платформы говорят: «Это город Ленинград!» Становилось душно, водички нам никто не предлагал. Ожидание становилось утомительным, и некоторые пассажиры начинали потихоньку бузить. Слава богу, еще через час мы взлетели. А ведь могли просидеть и до вечера, как это было в случае с пассажирами опять-таки чартерного рейса из Барнаула в Анталью летом прошлого года.
Эту историю я вспомнил совсем недавно, когда прочитал в одной из российских газет отчет Росавиации, которая взялась проверять чартерные программы наших авиакомпаний. Контрольные мероприятия были проведены в праздничные дни на туристических направлениях, а также в Израиль и Саудовскую Аравию. Проверка показала, что только 4% чартерных рейсов были выполнены с опозданием, тогда как в прошлом году этот показатель был равен 8,5%. Всего же за период с 28 декабря по 14 января российскими авиаперевозчиками было выполнено 1730 чартерных рейсов. Так что, количество брака вы можете посчитать сами.
Конечно, задержки рейсов могут происходить по разным причинам. И не только по вине авиакомпании, но и «благодаря» нерасторопности персонала или, допустим, различных накладок в работе аэропорта. Да и по вине самих пассажиров, кстати говоря, тоже. До сих пор помню, как представители различных авиакомпаний бегали по аэропорту Антальи и громкими криками искали отдельных россиян, которых давно ждали на борту самолета. А пассажиры тем временем в баре…
Но факт остается фактом: порядка в сфере перевозок стало немного больше. По крайней мере, об этом свидетельствует статистика. А ведь, если помните, к наведению этого порядка привели конкретные действия надзорного органа. После того, как ряд авиакомпаний («ВИМ-Авиа», «КрасЭйр», S7 и некоторые другие) сорвали несколько чартерных рейсов в прошлом году, Росавиация ограничила их программы. Затем федеральная служба составила черный список перевозчиков, чьими услугами пользоваться вообще не стоит. И, наконец, контролеры жестко прописали, что «в случае задержек рейса на два часа и более авиакомпания обязана предоставить пассажирам напитки, если задержка составляет четыре часа и более - горячее питание» и т. д. Самым злостным нарушителям дисциплины вообще грозил отзыв лицензии.
Теперь эксперты рынка говорят о том, что ужесточение общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов (они вступили в действие с октября 2007 года) привели к повышению дисциплины на линиях. Я, конечно, не эксперт в области перелетов, но тоже очень рад наступлению некоторой ясности. Как, собственно говоря, и тому, что Росавиация отменила составление черного списка в 2008 году.
Кстати, на прошлой неделе исполнилось три года с тех пор, как правительства стран ЕС и Европейский парламент одобрили законопроект, по которому пассажиры, сидевшие в аэропортах из-за задержек рейсов, их отмены или избыточного бронирования, имеют законное право на получение компенсаций. Как заявили разработчики закона, новые правила помогли снизить случаи избыточного бронирования (когда продается больше билетов, чем мест в самолете), а также наладить выполнение рейсов по графику. Скоро и мы до этого доживем.