июль 21, 2014
Надежда Скалон, обозреватель ИД "Алтапресс".
Во всех странах энергостанции строятся для того, чтобы снабжать энергией. А у нас — чтобы сверх того еще и… Хотела сказать "воровать", но у меня еще есть надежда, что цели у строителей газопоршневой теплоэлектростанции в Белокурихе были благие. Просто в расчеты вкрались ошибки, что-то недооценили, помешал кризис — ну, мало ли бывает неудачных инвестпроектов в любой стране.
А идея этой станции выглядела красиво. Ее авторы из московской компании "Росгазификация" мечтали сделать Белокуриху энергоавтономной. Говорили: вот построим эту небольшую, но современную и надежную станцию, и у города-курорта не будет ни дефицита энергии, ни сбоев в энергоснабжении.
Правда, злые языки намекали, что только-то и нужно городу, что реконструировать подстанцию, и это куда дешевле. Но, помнится, убедительно прозвучал на открытии станции аргумент вице-губернатора Якова Ишутина: "Наверное, нет дураков выбросить деньги на ветер". Полагаю, в том смысле, что частный инвестор знает, на что тратиться — в конце концов рискует же он своими деньгами.
Не буду излагать историю строительства и перепродажи проекта другому инвестору (московской компании "Инновация"), которую . Добавлю лишь, что представители нового собственника в 2009 году уверяли: проект окупится за четыре года... Как показывает дело в арбитражном суде, к окупаемости инвесторы шли своим непростым путем.
"Не дураки", как выясняется, рисковали не только своими деньгами. Получив в 2008 году банковский кредит примерно на 600 млн. рублей на хороших условиях (гашение начиналось только через год после выдачи), они так и не начали его гасить. Может быть, причиной было то, что станция из-за ошибок в расчетах не заработала на полную мощность? Тогда вопрос: как негосударственный банк дал такие деньги на столь плохо проработанный проект? Тоже ошибся?
А тем временем эта маленькая станция вырабатывала не только электричество, но и долги. Так, "Инновация" несколько раз выдавала векселя на миллионы рублей, получая взамен деньги, — этим, скорее всего, занимались московские собственники. Причем векселя брали фирмы, в которых должны были бы иметь полное представление о проблемах станции: к примеру, акционеры "Инновации" из "Энилон финанс корпорейшн".
Не исключаю, что вексельные займы и шли на поддержание существования станции. Но теперь это долг, который только усугубил ее положение. Ведь теперь "Инновация" банкротится. Станцию готовятся выставить на продажу, и, в общем-то, не факт, что покупатель станции, кем бы они ни был, сможет когда-нибудь довести ее до ума...
Этот инвестпроект хотелось бы все же считать ошибкой, а не финансовой схемой, позволившей набить карманы всевозможным посредникам. Но ведь что интересно: независимо от истинных причин неудачи вложенные в проект деньги позволили улучшить показатели эффективности управления и инвестпривлекательности региона и города. Такая вот пятерка в табеле за проект, который так и остался, в сущности, не очень-то нужным.