июль 23, 2014
Покупая гаражные боксы в центре Барнаула и оформляя договор аренды на землю под ними с администрацией района, автовладельцы даже не предполагали, что через несколько лет они могут лишиться приобретенной недвижимости. Уверенность им придавало то, что их гаражный кооператив создавался при непосредственном участии районных властей. Но именно так и произошло: "неожиданно" оказалось, что гаражи стоят на территории детского сада и их необходимо убрать. За свой счет. И подобных историй в краевой столице немало.
Скоро центр Барнаула потеряет еще три десятка гаражей.
Олег Богданов
К расположенному по адресу ул. Партизанская, 88 гаражному кооперативу № 383 "аппендиксом" примыкают еще 27 бетонных боксов. Их установили там в середине нулевых. Площадка оказалась подходящим местом для того, чтобы перенести туда гаражи с места будущего строительства жилого дома по адресу ул. Партизанская, 92 (через дорогу от "Колизея", справа от краевого управления Пенсионного фонда).
Как подчеркивают владельцы гаражей, их боксы — не "самострой", без решения руководителей района на этом месте ничего бы не появилось. "Мы привыкли доверять людям власти. Гаражи же строила администрация. А теперь нас заставляют освободить эту площадку, — показывает благоустроенный и полностью заасфальтированный "закуток" пенсионер Петр Кондратенко, владелец одного из попавших под удар гаражей. Он демонстрирует список владельцев боксов в их ГСК: в них фигурирует фамилия одного из бывших заместителей главы Центрального района, несколько лет назад за ним числилось сразу пять гаражей.
Владельцы бетонных строений утверждают, что приобретали их у администрации. Но сейчас непросто сказать, покупали они их у чиновников как у частных продавцов или как у должностных лиц. Например, Андрей Карташев, который приобрел в этом кооперативе бокс в 2010 году, показывает договор купли-продажи, где продавцом значится Максим Игоревич Савинцев, сын барнаульского сити-менеджера (копия договора имеется в распоряжении редакции).
Но в любом случае администрация Центрального района официально заключила со всеми владельцами договор об аренде земельного участка под их гаражами. Люди исправно платили около 1 тыс. рублей в год, обустроили территорию, поставили эстакаду и даже создали свой ГСК. Собирали деньги и документы на приватизацию — но куда-то испарился председатель кооператива. Оставшиеся неприкаянными автомобилисты заключили договор на обслуживание с соседним ГСК № 383 и платили ему за свет и охрану. И не ждали никакого подвоха.
Но с прошлого года администрация отказалась продлевать договоры аренды. С тех пор на воротах периодически появляются предписания убрать гаражи. Причина — кооператив стоит на территории детского сада № 226.
Автомобилисты обратились в администрацию с вопросом: а как же вы изначально дали разрешение поставить гаражи на территории образовательного учреждения? Замглавы города Вячеслав Франк ответил, что раньше в здании садика располагалась централизованная бухгалтерия комитета по образованию Центрального района и "в целях наведения санитарного порядка было принято решение о предоставлении данной территории в аренду под временные сооружения (гаражи)". А теперь здание используется по назначению — будьте добры покинуть территорию.
Однако давно живущие в этом квартале автомобилисты говорят, что в последние годы здесь всегда был садик. Более того, его заведующая тоже имела здесь гараж, но вскоре уволилась, а бокс продала. Следующей заведующей гаражи не мешали, и только после разграничения земли, когда в отношении детсада стали применять санкции за нецелевое использование вверенной территории, руководство учреждения встало по другую от автомобилистов сторону баррикад.
Позицию заведующей по этому вопросу узнать не удалось — до августа она находится в отпуске. Однако в садике нас заверили, что гаражи им действительно мешают: в последние годы детей стало больше, и играть им негде. На освобожденной площади руководство учреждения намерено оборудовать дополнительные детские площадки.
В управлении архитектуры и градостроительства администрации Центрального района Барнаула не смогли подтвердить или опровергнуть, действительно ли эти гаражи ставила здесь сама администрация. "В процессе разграничения земли территория под гаражами отошла детскому саду. Теперь он платит за нее, но не может ее использовать. Кроме того, есть определенные ограничения по санитарной зоне — на каком расстоянии гаражи должны находится от образовательных учреждений. В данном случае это расстояние не выдерживается. Владельцы гаражей должны убрать их в максимально короткие сроки. В противном случае детсад будет подавать исковые заявления в суд", — рассказала Алиса Фалалеева, главный специалист управления. Она добавила, что альтернативных мест размещения администрация предлагать не будет и убрать гаражи придется за свой счет.
Последнее возмущает автовладельцев сильнее всего. С тем, что чиновники выживают их с насиженного места, они, похоже, смирились, а вот необходимость нести дополнительные расходы они считают верхом несправедливости. "Пригнать кран, загрузить, транспортировать гараж с сопровождением ГИБДД — это обойдется не меньше чем в 30 тыс. рублей! — прикидывает Андрей Карташев. — Если администрация ставила их сюда, почему мы-то должны за свои деньги их убирать?"
Члены кооператива на Партизанской — не единственные автолюбители краевой столицы, чьи железные кони в последние годы лишились крыши над головой. Опрос барнаульских автомобилистов показал, что последние два-три года чиновники все активнее пытаются навести порядок с расположением пристанищ для машин. Особенно с теми, что находятся ближе 10 метров от образовательных заведений, — это не положено по антитеррористическому законодательству.
Но самый распространенный повод согнать гаражников-арендаторов — выделение земли под строительство. По этой причине убрали гаражи возле дома на пр. Красноармейском, 61, потихоньку ликвидируют боксы за ТЦ "Европа" и в нескольких других местах.
Наибольший резонанс вызвала очистка участка на Северном Власихинском проезде от временного гаражного кооператива № 1 (ПВГК № 1). В 2012–2013 годах отсюда убрали 558 боксов, потому что участок отдали в аренду "Алтайскому заводу металлоконструкций", который заявил о желании построить гаражные комплексы на территории квартала 2003а. Владельцы строений выходили тогда на митинг, но отстоять право ставить машины в гараж там, где они делали это почти 20 лет, не смогли. А пока на образовавшемся пустыре так ничего и не строят.
Более свежий пример — в марте 2014 года под удар попали более 70 гаражей возле дома № 171 на ул. Гущина. На их месте мэрия разрешила компании "Западное" возвести гостиницу.
Иногда расположенные где попало гаражи серьезно мешают окружающим и особенно — коммунальным службам. Так, в конце июня семь незаконно поставленных гаражей на пр. Сибирском помешали рабочим оперативно устранить повреждение теплотрассы. В итоге жители одной пятиэтажки получили горячую воду на неделю позже остальных.
Всякий раз, когда администрация отказывается продлевать аренду очередному кооперативу и на месте гаражей вырастают другие объекты, это неизбежно сопровождается разговорами о том, что "и так машину поставить негде, все дворы забиты". Безусловно, это справедливо. По данным ГИБДД, в последнее время автопарк Барнаула увеличивается примерно на 10 тыс. авто ежегодно. А число относительно доступных гаражей — нет.
Впрочем, время от времени чиновники выделяют территории в аренду для размещения боксов. Например, с восточной стороны от многоквартирного жилого дома № 2 на ул. Веры Кащеевой до ул. Попова вдоль проезжей части установят металлические и сборные железобетонные гаражи. Общая площадь участка под аренду составила около 30 тыс. квадратных метров.
В конце мая мэрия объявила, что администрация Октябрьского района города также предоставит в аренду несколько земельных участков под гаражи. Речь идет о площадях в 36 квадратных метров на ул. Карла Маркса, 34-б (два участка), проезде Тупиковом, 3 (два участка), ул. Крупской, 56-а (два участка) и ул. Чудненко, 87. Гаражи там разместят временно, аренду придется продлевать ежегодно. А значит, никакой уверенности в незыблемости позиций "домиков для авто" на этой земле у их владельцев не будет.
Купить гараж вместе с землей удается не так часто. Как правило, земля под ними сдается в аренду. При покупке гаража без земли нужно внимательно изучить договор аренды и узнать в местном органе власти о будущих планах на этот участок.
Выгодным приобретением считается гараж, участок под который выделен в вечное пользование. Тогда согласно закону о дачной амнистии такую землю можно бесплатно приватизировать. Гаражные кооперативы, имеющие долгосрочную аренду земли, также могут выкупить свой пай, но для этого нужно, чтобы каждый владелец гаража прошел процедуру государственной регистрации права собственности. Для этого необходимо собрать правоустанавливающие документы на гараж.
После этого, если на собрании кооператива автовладельцы решат, что землю надо приватизировать, подается соответствующая коллективная заявка в органы местного самоуправления.
От 190 до 800 тыс. рублей стоят железобетонные гаражи с местом в центре Барнаула.