"Подоить" государство. Молочники просят увеличить поддержку их отрасли до 80 млрд. рублей

июль 29, 2014

Уже в следующем году у молочной отрасли России может появиться новая программа развития. Документ, разработанный отраслевым объединением "Союзмолоко", сейчас проходит всестороннее обсуждение. Предполагается, что за шесть ближайших лет поддержка молочной отрасли увеличится в разы. Главный вопрос, который сейчас волнует общественников: пойдет ли на этот шаг государство. Пока правительство и лично президент относятся к инициативам "Союзмолоко" достаточно лояльно.

Молоко.
Лидия Соколова

Парадоксальная ситуация складывается в последние годы в отечественной молочной отрасли. По данным Минсельхоза России, в 2013 году поддержка этого сектора возросла и составила в общей сложности почти 15 млрд. рублей. Однако желаемых результатов это не принесло: в стране снизилось как поголовье скота, так и общий объем производства молока. По прогнозам "Союзмолоко", если ситуацию коренным образом не изменить, уже к 2020 году в стране сырого молока станет еще на 3 млн. тонн меньше.

По задумкам объединения, "перезагрузить" молочную отрасль должна новая программа развития, которая включает несколько новых форм поддержки. Например, с 2017 года предлагается ввести несвязанную поддержку (на 1 стойло-место с коровой). И к 2020 году увеличить ее долю в общем объеме помощи до 34%, одновременно снизив долю непопулярной у фермеров субсидии на килограмм товарного молока. Кроме того, в проекте значится со­здание молочной саморегулируемой организации (СРО) и автоматизированной системы сбора данных от хозяйств. Официальная статистика, по мнению "Союзмолоко", не отражает объективной картины.

Молочники рассчитывают, что к 2020 году государственная поддержка их отрасли возрастет до 80 млрд. рублей. Для отечественного сельского хозяйства — астрономическая сумма. По этой причине многие скептики полагают, что даже если документ и будет принят, статьи расходов в нем существенно сократят. К 1 октября Минсельхоз должен представить первые предложения по реализации данной программы.

Проблемы молочного рынка России

Основные вызовы отрасли

В России сохраняется высокий уровень процентных ставок по кредитам

Средняя ставка по кредитам для сельхозпроизводства в 2010–2011 гг., %

* 6–7% субсидируемая доля процентной ставки.

При этом молочное животноводство — крайне инвестиционноемкий бизнес

Необходимые инвестиции на 1 рубль выручки, рублей

Высокие затраты не позволяют получить прибыль без субсидий.

Показатели на 2013–2014 гг., (руб./л молока)

В себестоимость входят:

  1. Амортизация производства5,9
  2. Проценты к уплате4,5
  3. Затраты на кормовую базу8,0
  4. Прочие затраты5,2

Цифра

Молочная отрасль России — это более 21 тыс. предприятий, включая более 20 тыс. производителей сырого молока;

2 млн. личных подсобных хозяйств (ЛПХ);

более 1,5 млн. человек, занятых в отрасли, или около 2% от всех занятых в России;

около 180 млрд. рублей ежегодных налоговых поступлений в государственный бюджет предприятий молочной отрасли, в том числе 45 млрд. рублей налога на прибыль и НДС, а также 135 млрд. рублей НДФЛ и страховых взносов.

Основные показатели подпрограммы "Развитие производства молока и молочной продукции"

Срок реализации: 2015–2020 гг.

Объемы господдержки, млрд. руб.

Планируемые результаты

По оценке экспертов, низкая эффективность обходится молочной отрасли в 37 млрд. рублей в год.

Топ-15 регионов — лидеров по объему производства молока, тыс. тонн

15 регионов производят больше половины сырого молока в стране, при этом эффективность производства варьируется значительно, особенно в товарном молоке

  1. Республика Татарстан - 1 720
  2. Республика Башкортостан - 1 712
  3. Алтайский край - 1 364
  4. Краснодарский край - 1 324
  5. Ростовская область - 1 079
  6. Саратовская область - 826
  7. Оренбургская область - 814
  8. Воронежская область - 756
  9. Республика Дагестан - 755
  10. Красноярский край - 720
  11. Удмуртская Республика - 713
  12. Омская область - 697
  13. Ставропольский край - 676
  14. Новосибирская область - 671
  15. Московская область - 642
  16. Прочие - 16 232

Топ-10 стран, на которые приходится 57% всего производства сырого молока, млн. тонн (2012 год)

Россия входит в число стран-лидеров по производству молока, но по доле товарного молока и средней продуктивности на одну корову значительно уступает как развитым, так и целому ряду развивающихся стран.

  1. США - 90,9
  2. Индия - 54,0
  3. Китай - 37,8
  4. Бразилия - 32,3
  5. Россия - 31,8
  6. Германия - 30,5
  7. Франция - 24,0
  8. Австралия - 20,1
  9. Турция - 16,0
  10. Великобритания - 13,9

Доля товарного молока (реализованного на собственную переработку), % (2012 год)

  1. Австралия - 99
  2. США - 98
  3. Франция - 97
  4. Великобритания - 97
  5. Германия - 95
  6. Турция - 80
  7. Китай - 73
  8. Бразилия - 70
  9. Россия - 57
  10. Индия - 55

Средняя продуктивность на одну корову, тонн (2012 год)

  1. США - 9,3
  2. Великобритания - 7,7
  3. Германия - 7,5
  4. Франция - 6,8
  5. Австралия - 5,0
  6. Китай - 4,4
  7. Россия - 3,9
  8. Турция - 2,9
  9. Бразилия - 1,4
  10. Индия - 1,2

Основные механизмы подпрограммы

Создание саморегулируемой организации участников молочной отрасли (СРО)

Срок реализации: 2015–2020 гг. Расходы: 5,1 млрд. рублей (100% отрасль).

2015 год. Определение и законодательное утверждение полномочий СРО. Это техническое регулирование, контроль качества, ценовое регулирование, сбор данных, образование, маркетинг. Определение и законодательное утверждение правил финансирования деятельности СРО за счет (обязательных) взносов с литра товарного молока от производителей и переработчиков.

2015–2016 гг. Регистрация организации в качестве СРО и начало деятельности.

Ожидаемые результаты: доля участников отрасли, вступивших в СРО, должна увеличиться с 50% в 2015 году до 95% в 2020 году.

Валерий Деккерт,
председатель объединения "Алтайсоюзмолоко", директор ПЗ "Чистюнь­ский" (Топчихинский район):

Я полагаю, что такое молочное СРО будет нежизнеспособным. Во-первых, предприятия нашей отрасли инертны. Во-вторых, взносы в размере четырех копеек с литра товарного молока кому-то могут показаться большими. Ведь есть крупные хозяйства, а есть маленькие фермы, возможности которых ограничены.

Создание автоматизированной системы сбора данных от отдельных хозяйств

Срок реализации: 2014–2020 гг. Расходы: 0,5 млрд. рублей (50% — СРО, 50% — государство).

2014 год. Определение перечня собираемых от производителей молока данных и периодичности сбора. Рекомендовано ежеквартально собирать информацию о показателях производства и реализации, поголовье, основных фондах, финансовых показателях деятельности.

2015 год. Принятие законодательных норм, обязывающих всех производителей молока, претендующих на получение господдержки, предоставлять утвержденный перечень информации.

2015–2016 гг. Разработка и запуск системы автоматизированного сбора и анализа информации силами СРО.

2017 год. Координация с системой идентификации скота.

Ожидаемые результаты: доля производителей товарного молока, установивших систему автоматизированной отправки данных с 30% в 2016 году до 95% в 2020 году.

Алексей Бабаков,
генеральный директор сель­хоз­предприятия "Ок­тябрь­ское" (Зональный район):

В настоящий момент объективной картины происходящего в молочной отрасли действительно нет. Однако я не уверен, что новая система сбора данных каким-то образом сможет это исправить. В любом случае на каком-то этапе информация будет искажаться.

Субсидирование части процентной ставки по текущим инвестиционным кредитам

Срок реализации: 2015–2020 гг. Расходы: 82 млрд. рублей (100% государство).

2015–2020 годы. Выпол­нение обязательств по субсидиям процентной ставки по инвестиционным кредитам, взятым до 1 января 2015 года.

Ожидаемые результаты: объем товарного молока в существующих сельхозорганизациях и КФХ увеличится с 2015 по 2020 годы на 1,9 млн. тонн.

Петр Боос,
директор племзавода "Степной" (Немец­кий национальный район):

Возобновление субсидирования инвестиционных кредитов я воспринимаю только положительно. Как показывает практика, реализовывать проекты в молочном животноводстве без поддержки государства сложно. Срок окупаемости слишком высок, а средства на строительство привлекаются в основном заемные.

Возмещение части инвестиционных затрат по новому строительству и модернизации (после ввода в эксплуатацию)

Срок реализации: 2016–2020 гг. Расходы: 152,3 млрд. рублей (100% государство).

2014–2015 гг. Утверждение правил компенсаций. Рекомендация: компенсация 40% затрат на строительство, инфраструктуру, технику и оборудование на третий год реализации проекта; компенсация 40% стоимости нетелей на пятый год реализации проекта. Средства направляются на кредитный счет в банке и используются для досрочного погашения тела кредита.

2015–2016 год. Отбор и подтверждение будущей поддержки для первых проектов.

2018 год. Перечисление поддержки в адрес первых проектов.

Ожидаемые результаты: прирост производства товарного молока от реализуемых с 2015 года проектов с 1,2 млн. тонн до 8,7 млн. тонн.

Владимир Никифоров,
директор АКХ "Ануйское" (Петропавловский район):

Если государство будет компенсировать затраты на строительство объектов, это только положительно отразится на молочной отрасли. Сейчас затраты на проектировку и возведение ферм очень выросли. Как показывает практика, многие предприятия, реализующие крупные молочные проекты, не всегда справляются своими силами.

Несвязанная поддержка

Срок реализации: 2015–2020 гг. Расходы: 76,7 млрд. рублей (100% государство).

2015 год. Подготовка и утверждение правил предоставления несвязанной поддержки производителям молока.

2016 год. Формирование в рамках единой системы сбора данных о производителях молока, управляемой СРО, источника информации о базе расчета объемов поддержки.

2017 год. Начало предоставления несвязанной поддержки хозяйствам. Постепенный отход от поддержки на 1 кг товарного молока с замещением ее несвязанной поддержкой.

Ожидаемые результаты: прирост поголовья КРС с 2016 по 2020 годы на 613 тыс. голов.

Юрий Титов,
директор сель­хоз­предприятия "За­пад­ное" (Ключевский район):

Молочное производство за последнее время стало очень дорогостоящим. Возросла цена на кормозаготовительную, кормораздаточную технику. Компоненты для кормов, которые приходится закупать за рубежом, тоже подорожали. Из-за нехватки оборотных средств многие предприятия оказались в затруднительном положении. Государство как-то старается выравнять ситуацию. Главное, чтобы новые формы поддержки не оказались запоздалыми.

Стимулирование потребления через государственные закупки и дотации на питание социаль­но незащищенных слоев

Срок реализации: 2015–2020 гг. Расходы: 184,9 млрд. рублей (100% государство).

Школьное питание

2014 год. Утверждение правил бесплатного предоставления молочной продукции учащимся 1–4-х классов.

2015 год. Организация процесса снабжения школ и начало предоставления питания.

Питание военнослужащих

2015 год. Увеличение норм потребления молочных продуктов в пайке.

Питание населения, живущего ниже черты бедности

2014 год. Разработка и утверждение правил предоставления поддержки для покупки молочных продуктов.

2015 год. Создание системы распространения карт, взаимодействия с розничными магазинами. Распространение карт и запуск поддержки.

Ожидаемые результаты: дополнительное потребление молочных продуктов в молочном эквиваленте по 1,9 млн. тонн каждый год.

Валерий Абронов,
директор КФХ "Наука" (Егорьевский район):

Стимулирование спроса на отечественную молочную продукцию — это мера поддержки прежде всего переработчиков. Пока на рынке не будет стабильности, сельхозпроизводитель жить хорошо не будет. Постоянные скачки цен не позволяют хозяйствам нормально развиваться.