июль 29, 2014
Переключение теплоснабжения барнаульских потребителей от котельных на ТЭЦ — не выдумка "каких-то там москвичей", а часть государственной политики, заложенная в "Схеме теплоснабжения Барнаула до 2027 года". В этом уверен Виктор Гейн, заместитель директора дивизиона "Тепло" по техническим вопросам "Сибирской генерирующей компании".
Виктор Гейн.
архив ОАО "Барнаульская теплосетевая компания".
Схема была разработана компанией "Инмар", в июне прошла публичные слушания и сегодня дорабатывается. О новых подходах к теплоснабжению краевого центра, урегулировании тарифных разногласий и целесообразных решениях энергетик рассказал нашему изданию. Политика и здравый смысл
— Виктор Анатольевич, одно из положений схемы теплоснабжения Барнаула — вывод из эксплуатации неэффективных котельных и переключение абонентов на теплоснабжение от ТЭЦ. Почему для Барнаула было выбрано такое решение?
— Это не специальное решение для Барнаула: этот же подход заложен в схемы теплоснабжения других городов, он, как и вся схема, обосновывается расчетами и инженерными решениями, в основе которых — государственная политика в сфере теплоснабжения и здравый смысл. Федеральный закон № 190 "О теплоснабжении" четко расставляет приоритеты — они обозначены в статье 3 этого закона: обеспечение надежности, энергетической эффективности и приоритетное использование комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.
Комбинированная выработка электрической и тепловой энергии более эффективна, а во главе угла сегодня стоит повышение энергоэффективности. Я бы тут привел простой пример: деревообрабатывающее производство. Можно выпускать пиломатериал, а опилки выбрасывать. А можно опилки использовать на изготовление ДСП и множества других продуктов, тем самым повышая эффективность производства. Также и с тепловой энергией. Когда сжигается исходное топливо, оно используется не только для выработки основного продукта (электричества), а еще и для подогрева теплоносителя. В отличие от котельной, которая вырабатывает только тепловую энергию.
— Но сколь бы ни были эффективны ТЭЦ по сравнению с котельными, до 30% тепловой энергии по дороге теряется. Ощутит ли потребитель эту эффективность при таком состоянии труб?
— Давайте техническую сторону отложим на второй план, потому что потери есть во всех тепловых сетях независимо от того, к какому источнику они подключены (ТЭЦ или котельная), а на первый поставим потребителя. Что интересует потребителя? Надежность теплоснабжения, качество и стоимость — чтобы в помещении было тепло и цена была разумной. В Барнауле тепловая энергия, вырабатываемая ТЭЦ, дешевле и, значит, конкурентоспособнее, чем у любого другого источника. Наши тарифы ниже, чем у котельных, в каких-то случаях почти в два раза. Это первое.
Второе: да, централизованная система теплоснабжения — очень большое хозяйство, его поддержание требует значительных капиталовложений. При переходе от плановой экономики к рыночной и в начале 2000-х годов инвестиции в сети были недостаточны, что ударило по надежности. Это факт. Но ведь любая локальная котельная тоже требует средств на поддержание сетей.
— Означает ли это, что все, что недовложили в ремонт и реконструкцию сетей в переходный период, энергетики должны вложить в ближайшие годы, а это неизбежно повлечет существенное увеличение тарифов?
— Политика правительства — сдерживание роста тарифов. Это заставляет производителей искать резервы увеличения эффективности. На это же нацелена и схема, о которой мы с вами говорим. Замещение локальных тепловых источников дает, с одной стороны, снижение тарифа, а с другой — увеличивает загрузку когенерационных мощностей и их эффективность. Это значит, что завтра у ТЭЦ появятся деньги для проведения ремонтов. И не за счет самого простого метода повышения тарифа, а за счет использования заложенных в системе резервов. Таким образом решаются более важные задачи, чем просто замещение старых и ненадежных котельных.
— Схема долгосрочная, рассчитана на 13 лет. Можно ли из этого сделать вывод, что потребители получат эффект от ее реализации лишь к концу срока?
— Потребители конкретных локальных котельных и город в целом почувствуют результат сразу по мере замещения котельных. И мы передали разработчикам схемы свои предложения, где еще мы видим потенциал повышения эффективности. Речь шла в том числе и о замещении котельных "Алтайского завода агрегатов" и МУП "Энергетик". На публичных слушаниях разработчик представил наши предложения, и они были поддержаны подавляющим большинством участников, что отражено в протоколе публичных слушаний.
— Да, сегодня тепловая энергия от ТЭЦ в Барнауле дешевле, чем, скажем, у "Алтайского завода агрегатов". Но "Барнаульская теплосетевая компания" подала в ФСТ заявление, в котором называет свои экономически обоснованные тарифы. И они выше, чем у котельной завода агрегатов. Как вы это прокомментируете?
— Мы начали процесс урегулирования разногласий, связанных с тем, что управление края по тарифам не все наши затраты учитывает при расчете тарифов, и это сказывается на надежности системы теплоснабжения и энергосистемы в целом. Так дальше продолжаться не может. Статистика показывает, что год от года идет рост повреждений, и это неминуемо приведет к снижению качества. Мы хотим, чтобы все участники процесса поняли серьезность проблемы и перешли к конструктивному диалогу. Для этого мы увидели один путь: перенести рассмотрение разногласий на федеральный уровень в ФСТ, которая и подтвердила обоснованность части наших требований.
То есть факт недофинансирования нашел подтверждение в ФСТ. Второй вопрос, как решать проблему? Можно за счет компенсации из бюджета, если власти региона проводят политику социальной поддержки. Мы не против. Еще один путь компенсации потерь, которые наша компания несет ежегодно, — переключение абонентов котельных на источники с комбинированной выработкой.
— Хотите ли вы сказать, что результатом урегулирования ваших разногласий с управлением края по тарифам не обязательно будет рост тарифов?
— Рост тарифов для потребителей ограничен федеральным законодательством. И мы тоже уверены, что рост тарифов — не системное решение. Схема теплоснабжения, конструктивное взаимодействие с органами власти, переключение абонентов с менее эффективных котельных на ТЭЦ — системное.
— Однако согласно проекту схемы теплоснабжения, радиус эффективного теплоснабжения для ТЭЦ-3 составляет 13 км, тогда как микрорайон, который переключают от котельной "АЗА" на эту ТЭЦ, расположен в 17 километрах — по крайней мере, об этом власти заявляли пять лет назад. Можно ли считать это решение экономически целесообразным?
— Радиус эффективного теплоснабжения зависит от многих факторов. В среднем по стране он принимается на уровне 15 километров. Но локальные расчеты могут быть скорректированы в зависимости от топологии сети. Что касается микрорайона, о котором вы говорите, то у нас есть техническая возможность обеспечить его теплом от любого источника — и от ТЭЦ-2, и от ТЭЦ-3. Скептики могут говорить о том, достаточна ли у нас пропускная способность сети или недостаточна. Но в таких случаях надо всегда руководствоваться расчетами. Любые разговоры о возможности оптимального обеспечения той или иной зоны от того или иного источника должны иметь технико-экономическое обоснование. Сейчас все разговоры о том, что у нас не хватит пропускной способности, — это только суждения, расчеты подтверждают техническую возможность и эффективность данного решения.
— Довольно давно в стране обсуждалась идея закольцевать в городах сети — там, где это возможно, чтобы одна ТЭЦ могла "подстраховать" другую. В барнаульских компаниях группы СГК эта идея реализуется. Однако схема не отражает ее в полной мере. Почему?
— Система теплоснабжения Барнаула, если смотреть топологию сети, закольцована. Если же оценивать технологическую возможность передачи тепловой энергии из контура одного источника в контур другого, то существуют сетевые ограничения. Это еще не кольцо, хотя частично взаимозаменяемость источников уже возможна. Мы указали разработчикам схемы, что для повышения надежности системы необходимо разработать варианты обеспечения резервирования контуров ТЭЦ. И разработчики отразили эти предложения, но пока только в первом приближении. Почему? Потому что этот вопрос требует проработки, как лучше это сделать.
Ответ на этот вопрос зависит еще и от того, как будет идти прирост нагрузки в районах города, где какого диаметра трубопровод надо будет прокладывать. Это очень серьезный и дорогостоящий вопрос, и чтобы не нагружать инвестпрограмму ненужными инвестициями, нужно проработать его более серьезно с учетом перспектив развития города. Думаю, когда наступит необходимость актуализации схемы теплоснабжения Барнаула, расчеты будут сделаны.
— Какова правовая сила этой схемы? Обязаны ли будут все участники системы теплоснабжения следовать именно ей?
— Схема теплоснабжения входит в пакет документов по территориальному развитию города — я бы сказал, что это, по сути, подраздел генерального плана. И в случае ее принятия уполномоченным органом — а для городов свыше 500 тыс. человек это Минэнерго РФ, — этот документ становится обязательным к исполнению на территории того города, где он принят. Все развитие системы должно идти в соответствии с теми сценариями, теми проработками, которые заложены в схеме. Заложено замещение котельных — соответственно, должно проходить планомерное замещение, если оно обосновано. Заложено развитие котельных? Значит, должно происходить развитие котельных, если оно обосновано в схеме.
В Барнауле есть локальные контуры теплоснабжения, куда дотянуться сетями от ТЭЦ экономически нецелесообразно, потому что потребители находятся на значительном удалении. Что это означает? Что потери тепловой энергии до данного контура будут очень высокими, поэтому отапливать объекты от удаленных источников бессмысленно и целесообразнее поставить небольшую котельную. Но таких участков в Барнауле очень мало, и большинство котельных расположены в зоне действия ТЭЦ.
— Есть еще одна сторона дела: в городе могут прекрасно работать ТЭЦ, в сетях может теряться минимум тепла, но если в доме нет теплового пункта, желательно с погодозависимой автоматикой, если трубы в доме не промываются, жильцам все равно будет холодно. Этой темы в схеме нет. С чем это связано?
— Схема теплоснабжения по законодательству решает блок вопросов, связанных с развитием и повышением эффективности системы централизованного отопления. Отразить ситуацию со всеми бытовыми потребителями, которых очень много, она не в состоянии. Внутридомовые сети — не наша зона ответственности, это вопрос эффективного управления жилищным фондом, где действует другое законодательство и нужны другие инструменты. Установка автоматических узлов в доме — окупаемый проект. Оснастив дом такими устройствами, можно экономить на платежах за тепловую энергию, особенно в те периоды, когда на улице еще тепло, а тепловая энергия уже должна подаваться. Но это поле деятельности энергосервисных компаний, управляющих компаний и ТСЖ, и решение об установке таких устройств должно приниматься по инициативе и воле жителей.
16 млн. рублей в год будет экономить бюджета Барнаула при переключении потребителей микрорайона № 17 на теплоснабжение от ТЭЦ.