август 20, 2014
О традиционных и новых методах работы с неплательщиками нашему изданию рассказала директор по сбыту предприятия "Барнаульский водоканал".
Проблема дебиторской задолженности для любой ресурсоснабжающей организации была и остается одной из наиболее злободневных. Причем цена вопроса, если говорить про услуги водоснабжения и водоотведения (ВиВ), для значительной части должников — немногим более 1 тыс. рублей. Из таких смешных на первый взгляд сумм складывается общий долг за услуги ВиВ жителей Барнаула — более 400 млн. рублей, по данным на 1 августа 2014 года.
Чтобы вернуть эти деньги, Водоканал вынужден идти на весьма жесткие для неплательщиков меры. Например, сейчас ведется кампания по массовому ограничению водоснабжения должников, проживающих в частном секторе. Эти граждане получили уведомления о возможном ограничении водоснабжения, если они не погасят долги. Мы прекрасно понимаем, что остаться без воды в любое время года неприятно. А в летнее особенно. Но растущая задолженность вынуждает прибегать к таким способам воздействия на должников. Предвидим вопрос: а насколько это правомерно? Отвечаем: абсолютно. Мы действуем в рамках закона: предупреждаем должника несколько раз письменно, предлагаем погасить долг. Более того, готовы идти на рассрочку, хотя, как уже было сказано, очень часто долги составляют небольшие суммы. И только после того, как неплательщик не реагирует на предупреждения и не оплачивает накопившиеся долги, будем принимать меры по ограничению водоснабжения.
Успешно применяется и другой метод — ограничение водоотведения. Он используется для жителей-должников в многоквартирных домах. Суть его уже была описана и обсуждена не раз. "Барнаульский водоканал" использует подобный метод работы с дебиторской задолженностью уже больше полутора лет. С момента ограничения до оплаты долгов редко проходит более двух дней.
Еще один способ мотивировать людей на оплату долгов — это ограничение выезда за границу. Наши коллеги давно и успешно используют подобные методы. В этом году применить их решили и в "Барнаульском водоканале". В июне в службу судебных приставов были переданы первые списки должников для ограничения им выезда за рубеж. И здесь мы также действуем в рамках закона: предупреждаем, напоминаем о необходимости оплатить уже полученные услуги, предлагаем рассрочку и только после отсутствия реакции обращаемся к судебным приставам.
Безусловно, намного больше нас устраивают нормальные, цивилизованные отношения между поставщиками и потребителями, принятые во всем мире: полученные услуги оплачиваются вовремя, без дополнительных мер стимуляции. Но, к сожалению, сегодня ситуация такова: некоторые жильцы считают, что коммунальные ресурсы, тем более воду, можно оплачивать "когда захочется" или "когда придется". Например, есть категория жителей, которые оплачивают услуги раз в год. Говорят, так удобнее. Может быть. Но есть четкие законодательные правила для всех: полученные услуги, в том числе по водоснабжению и водоотведению, оплачиваются до 10-го числа каждого месяца. Далее начинается просрочка, на каждый день которой начисляется пеня. Если долг превышает два месяца, Водоканал имеет право ограничить предоставление услуги либо принять другие меры для взыскания задолженности.