август 19, 2014
В апреле 2014 года в Нью-Йорк из Москвы пришла посылка, упакованная в грубую бумагу и перевязанная бечевкой. Внутри были алтайский мед, пихтовое масло, кедровая шишка из тайги, другие алтайские товары, а также открытка с надписью From Siberia with love.
Посылки "из Сибири с любовью".
Проект From Siberia with love ("Из Сибири с любовью") по доставке алтайских продуктов запустил бывший барнаулец, а ныне москвич Константин Зырянов. Идея появилась на почве растущего интереса россиян к здоровому образу жизни и натуральным продуктам. В интервью "СК" автор проекта рассказал, почему в Москве интересуются Сибирью и как облепиха может стать экономическим символом Алтая.
— Сошлось несколько факторов. Моя подруга детства работала в "Алтайбрэнде" — компании Сергея Мухортова (учредитель производственного предприятия "Алтайский букет". — Прим. ред.). Они делают подарочные чемоданы из кедра с алтайской продукцией. Но один такой чемоданчик продается по 4 тыс. рублей в рознице. Подобные вещи востребованы, например, бизнесом или органами власти. Большинству же такие наборы не по карману. Для меня подобный продукт был бы приемлем по цене бизнес-ланча.
Еще один фактор — моя сестра работала маркетологом в "Алтайском букете". Она мне всегда давала в столицу облепиховое и пихтовое масла. Плюс друзья из Москвы и Питера постоянно просили что-нибудь привезти с Алтая. Например, "Малавит", мед, кедровые шишки.
Еще одна моя подруга работала в "Алтай-Старовере". Она как-то обмолвилась, что хорошо было бы открыть интернет-магазин с подобной продукцией. Алтай — раскрученный бренд в сфере оздоровления. В любом крупном городе есть магазин с названием вроде "Дары Алтая".
Когда в ноябре я уволился с очередной работы, с сайта "Йополис", подумал, что пора наконец этим заняться. Хотелось даже не подзаработать, а иметь какое-то дело помимо работы.
Взял все свои накопления (около 100 тыс. рублей) и понял, что готов ими рискнуть и попробовать сделать что-то свое. Сразу решил начать с набора, потому что на интернет-магазин требовалось больше денег. Там нужно поддерживать постоянный широкий ассортимент, оперативно обрабатывать заявки и так далее.
А с набором можно было начать даже со знакомых. Моя идея заключалась в том, чтобы комплект был именно "из Сибири с любовью". Чтобы его можно было неспешно распечатать. При этом получатель подарка не всегда заранее знает, что будет внутри.
— Шесть алтайских компонентов. Прежде всего мед. На сайте производителя написано, что мед из Чойского района Республики Алтай, хотя сам предприниматель зарегистрирован в Троицком районе Алтайского края. В Москве еще со времен Лужкова меда полно — чуть ли не каждый месяц устраиваются ярмарки, где можно купить продукт на вес. Тем не менее алтайским медом здесь интересуются.
Также в набор входят: кедровая шишка, облепиховое и пихтовое масла от "Алтайского букета", чайный сбор из трав и жевательная смолка от "Алтай-Старовера". Набор стоит 390 рублей с доставкой до метро. Как раз по цене московского бизнес-ланча.
Думаю, это перспективная сфера. Я вижу, что спрос на это есть, он развивается. А учитывая, что вводят разные санкции и вообще все отчетливее проявляется патриотическая нотка, то, возможно, даже будет всплеск интереса к алтайской продукции. Лицом повернутся те, кто раньше думал, что в России не делают ничего качественного.
— Все очень просто. У меня четыре поставщика компонентов. Мне подсказали, с кем там общаться. Многое пришлось заказывать по обычной стоимости (без оптовой скидки), так как у меня пока небольшие объемы.
Но сейчас уже понимаю, что можно активнее торговаться и искать товары-заменители. Например, сначала мне дорого обошлась смолка — больше 20 рублей за пачку. А точно такая же у других производителей есть и по 13–15 рублей. Поэтому с производителями можно разговаривать: "А почему у вас такая дорогая смолка? Давайте подешевле".
Когда ты только начинаешь, то всего этого не знаешь, особенно если не работал в торговле. Но на тот момент я смотрел не на цену, а на рекомендации проверенных людей. Сейчас при подборе поставщиков я буду осмотрительнее. Не для всех людей цена — определяющий фактор, но многие на нее смотрят.
Хотя меня многие спрашивали — почему так дешево? Мол, 390 рублей за шесть компонентов — это мало, и, значит, что-то тут не так. Возможно, действительно стоит поднимать цену до 490 рублей — тогда будет солиднее. Но надо смотреть на свою аудиторию, какие у нее потребности, и уже от этого отталкиваться.
— Скорее москвичи, но не только. Я много пишу про каждый продукт в социальной сети Instagram, людям это интересно. Из приехавших с Алтая как раз мало людей. Пожалуй, только моя подруга Оля — та самая, которая уже несколько лет живет в Нью-Йорке. Кстати, в Америку отправлял комплект обычной почтой — все нормально доставили, ничего не пролилось. Правда, посылка шла более месяца.
Конечно, я ориентируюсь на молодых активных людей 20–45 лет. К этой теме растет интерес — я вижу, как формируется мода на здоровые продукты. Хотя дело не только в моде — среди моих клиентов есть много людей, которых я бы условно назвал традиционалистами.
— Я долго над этим думал — что использовать в названии? Алтай или Сибирь? И остановился на Сибири, потому что ее знают чуть больше. Особенно за границей. Изначально я ориентировался и на покупателей-иностранцев. Отчасти поэтому название на английском.
Оно хорошо как для иностранцев, так и для русских, которые понимают язык и хорошо знают эту фразу. Особенно сибиряки. Помните, были такие деревянные расчески? Кажется, они были у каждого. У меня до сих пор где-то лежит такая в Москве.
Но пока иностранцы ничего не покупали. Я отправлял посылки в Оман и тот же Нью-Йорк, но русским людям, которые там живут.
— Немного смущает. Но название яркое, интересное и узнаваемое. Мне не хотелось придумывать какой-то неологизм — это создало бы много сложностей. Да, под этим названием кто-то в Якутии делает изделия из серебра, они тоже продаются в Москве. Эти люди даже планируют участвовать в тех же выставках, что и я. Но у них другая аудитория и другой ассортимент. И у них это скорее маркетинговое название. А у меня оно заложено в саму суть продукта — он именно из Сибири.
— Сначала планировал размещать набор на сайте бесплатных объявлений "Авито", но они отклонили заявку. Потому что здесь содержатся БАДы — масла проходят именно по этой категории. А "Авито" не может их продавать, хотя похожие товары там есть в ассортименте.
Я предлагал набор в близкие по духу торговые точки. Например, приходил в "Чайную высоту" — это кафе в парке Горького и на Покровке. Оно не премиальное, но цены там чуть выше среднего. Но они сказали, что им это неинтересно. Хотя я предлагал им хорошие условия, готов был придумать дополнительный брендинг.
Сейчас информацию о товаре я публикую на своей странице в Facebook и "ВКонтакте", но в основном продвигаюсь через Instagram. На него приходится примерно пятая часть продаж. Вообще это удобный формат для продвижения продукта — можно выставлять фото и делать подпись к нему.
Кстати, я смотрел, что публикуют по тегу #fromsiberiawithlove в Instagram. В основном продукты. Фотографируют кедровые орехи, грибы, рыбу и почему-то дальневосточную икру.
Конечно, работает сарафанное радио — друзья, друзья друзей и так далее. Хочу делать и сайт — интернет-магазин с большим ассортиментом. Обязательно с медом. Я думал, что мед — это такой "боян", который не особо интересен. А на самом деле по оборачиваемости и деньгам это очень хороший продукт.
Что касается пихтового масла, то оно еще, конечно, не раскручено. Ты, например, знаешь, что с ним делать?
— Да, а еще можно добавлять в аромалампы, использовать как освежитель воздуха. Масло заказывают от варикоза и кучи других болячек.
Облепиховое тоже очень полезное масло. При том что его можно использовать как заправку для салата — оно богато витаминами. Подходит и для наружного применения — например, как маска для волос.
Кстати, я думаю, что облепиха имеет большой потенциал и со временем может стать экономическим символом Алтайского края. То, что сейчас с этим продуктом делает Мухортов, — это очень здорово. Те же облепиховые смузи можно купить в ГУМе на Красной площади — в "Гастрономе № 1". Я их ел — это действительно вкусно.
Хотя я и понимаю, что такую продукцию сложно доставить и продать в Москве. Это у нас в регионе все знают, что Алтай — это самое лучшее, свежее, экологичное. А в Москве алтайские товары все же не так раскручены. Знают мед, а все остальное не очень известно. Поэтому надо еще серьезнее продвигать наши продукты.
— Стал бы с самого начала брендировать продукт, упаковку, отдельные компоненты. Я понял, что качество продуктов — это важно, но чтобы быть успешным на рынке, нужно работать еще и над упаковкой. Это чуть ли не первый по важности фактор.
Возможно, не стоило вкладывать облепиховое масло. У него много достоинств, и, главное, оно дешевое, но при этом лопается, имеет самый маленький срок годности из всех компонентов. Хотя, может, оно кого-то и привлекает.
Еще я хотел добавить седьмой компонент — сушеную ягоду, например чернику. Я нашел поставщика, но он предлагал слишком большую фасовку. Плюс на ягоду достаточно высокая цена.
И думаю, сразу стоило делать сайт со всей нужной информацией. Но все ошибки идут на пользу и делают тебя сильнее.
Констанин Зырянов родился 8 июня 1986 года в Барнауле. Окончил факультет журналистики Алтайского государственного университета и магистратуру Высшей школы экономики. Пока жил в Барнауле, работал в газете "Молодежь Алтая", занимался организацией походов в Горный Алтай. После переезда в Москву работал в ряде СМИ: "Дождь", "Йополис" и др. В данный момент пишет сценарии к циклу программ на телеканале "Россия 2".
Есть мысль сделать более премиальный продукт. Чтобы мед был не в пластике, а в стеклянной таре — это сразу смотрится дороже. Возможно, стоит включить туда продукты не промышленного производства, а ручной работы.
• Алтайский мед
• Жевательная смолка
• Пихтовое масло
• Облепиховое масло
• Кедровая шишка
• Травяной сбор
@from1siberia2with3love — так называется страница проекта в Instagram.