сентябрь 1, 2014
Санкции на ряд европейских товаров почти не навредили продуктовым магазинам в крае: импорт в их ассортименте составляет в среднем не более 10%. А вот первым барнаульским супермаркетам 90-х годов в такой ситуации пришлось бы туго: больше половины их ассортимента приходилось на товары из Европы. Именно они заставляли жителей Барнаула ехать в самые дальние районы города за продуктами. Те магазины были скорее прообразами нынешних продуктовых гигантов. Но в контексте своего времени они были примерно тем же, чем стала для барнаульцев первая "Лента".
Торговля в Барнауле в 90-е годы ХХ века.
Михаил Хаустов
В конце XX века в Алтайском крае не были распространены ни французские сыры, ни норвежская семга, ни магазины самообслуживания. На прилавках начала 90-х годов был только небольшой ассортимент российских продуктов. Но в 1992 году в краевом центре появились два магазина, которые предложили покупателям невероятное: йогурты от некой фирмы Danone, какие-то кетчупы Heinz и т. д.
Это были магазины компании "Профи". Всего к 1997 году открыли семь таких точек площадью от 70 до 300 кв. метров. По нынешним стандартам ГОСТа они не могут называться супермаркетами (площадь магазина в таком формате должна быть минимум 600 кв. метров). Но предприниматели тех годов утверждают, что это и были первые супермаркеты Барнаула. В них можно было найти то, что не может удивить современного человека, но было новинкой для человека постсоветского.
"Первым новшеством было самообслуживание. Появились открытые прилавки, человек мог сам взять корзинку и набрать продукты, — рассказывает Владимир Гордейчик, бывший директор сети супермакетов “Профи”. — Второе. “Профи” первыми на рынке стали массово привозить европейские продукты. В других, обычных магазинах тоже стало появляться что-то такое: батончики "Марс", жвачка "Дирол", но в небольших количествах. У нас доля импорта была очень высока. Мы предлагали, например, 100 видов пива, первую "заморозку", французские сыры, итальянскую пасту, тайские ананасы. Возили даже питьевую воду в десятилитровых канистрах из Финляндии. Не потому, что она чем-то отличалась от нашей, а потому, что такого товара тогда вообще не было — воды в больших емкостях".
В советскую эпоху тоже открывались магазины самообслуживания. Однако широкого распространения и развития они тогда не получили. В основном царили розничные точки прилавочного типа.
"В прилавочных магазинах были отделы — молочный, кондитерский, хлебобулочный и т. д. Их в среднем было по пять в магазине, в больших гастрономах типа “Под шпилем” доходило до десяти. В каждый отдел нужно было отстоять очередь. Очереди были всегда, — вспоминает Виктор Косихин, директор компании “Ренессанс Косметик”. — А в “Профи” появилось относительное изобилие, и я часто туда ездил".
Поставщиков продукции в те годы было немного. У "Профи" были "свои люди" в Москве. По словам барнаульских предпринимателей, возить зарубежные продукты тогда можно было только из столицы. Логистики как таковой не существовало. Поначалу товар транспортировали только в почтово-багажных вагонах, иногда — самолетами. Поэтому в основном привозили продукцию длительного хранения. В частности, консервы, шоколад, алкоголь. Небывало широкий выбор последнего давал сети "Профи" 50% выручки.
"Одно время в магазинах было сложно найти даже кильку. И вот представьте: появляется скумбрия из Бельгии. Стоит в три раза дороже, чем должна, но зато у нее есть ключ-открывашка", — приводит пример алтайский предприниматель Павел Тулин.
Цены на продукты, по признанию руководства сети "Профи", были в два-три раза выше, чем на те, что можно было купить в обычных магазинах. Первые супермаркеты были предназначены для людей с достатком выше среднего. Но несмотря на дороговизну и то, что некоторые магазины находились в отдаленных районах города (самый первый появился на пересечении улиц Мало-Тобольской и Промышленной), люди активно туда ехали.
"Ведь этих магазинов общей площадью примерно 1 тыс. кв. метров было шесть на все 600 тыс. человек населения", — замечает Владимир Гордейчик.
Кроме "Профи" супермаркет в 1994 году пыталась запустить фирма "Осень". Ее бывший директор Валерий Кирилловский сообщил, что магазин "Золотая осень", чья вывеска до сих пор висит над зданием, где сегодня расположен ресторан "Ползунов", в формате супермаркета просуществовал всего полгода. Кирилловский тогда не стал уделять рознице особого внимания, делая упор на оптовые поставки продуктов в другие регионы.
Из-за отсутствия конкуренции первым супермаркетам "Профи" не требовалась ни реклама, ни промоакции. Привычные сегодня дегустации, например, нескольких видов колбас, устраивали не для покупателей, а для продавцов. Их учили, как рассказывать потребителям о товаре, приучать их к непривычному формату.
То, что все продукты стало можно брать самостоятельно, было чревато кражами. Современных систем видеонаблюдения не было. Штрихкоды на товарах, программное обеспечение для учета товародвижения стали распространены только во второй половине девяностых. В сущности, за честностью покупателей следили только продавцы.
"Инвентаризация была страшным днем, — вспоминает Гордейчик. — Постоянно обнаруживались злоупотребления со стороны сотрудников, неточности пересчета, кражи покупателей. Первое время отслеживать все это можно было только визуально".
В 1997 году бизнес "Профи" распался. Современники рассказывают, что у предприятия была большая закредитованность. И однажды учредитель "Профи" Евгений Мухин просто переехал в Сочи, бросив свое барнаульское дело на произвол судьбы. В итоге все его магазины один за другим закрылись, как и собственное производство. Его Мухин тоже стал развивать при рознице первым в краевом центре.
"Производственный цех открылся при первом супермаркете, — рассказал Андрей Караваев, бывший директор по производству "Профи". — Начинали с пиццы и полуфабрикатов. Пельмени, манты, вареники... Мощности были не очень большие. Потом расширяли ассортимент хлебобулочных изделий. Стали продавать продукцию и в "Марии-Ра", и в других магазинах..."
По воспоминаниям очевидцев, продукты "Профи" создавались на примитивном уровне. Более серьезно этим занялся Павел Тулин. В 1997 году он открыл свой супермаркет "Максим маркет" площадью 350 кв. метров в торговом центре "Вавилон" — этажом выше современного "Холидея". Его ассортимент был шире, чем у "Профи", а собственная продукция более качественной; но цены оставались слишком высокими для основной части населения города. По словам Тулина, из-за остававшейся сложной логистики. "Максим маркет" проработал до 2001 года, когда предприниматель решил сменить площадь в "Вавилоне" на большую и занялся развитием супермаркетов "28 апельсинов".
В нулевых заграничное продовольствие стало постепенно проникать в магазины в массовом количестве. Формат супермаркета тоже становился обычным. В 2000 году Виктор Филипчук открыл первый "Новэкс" — сразу в виде супермаркета. Учредитель компании "Мария-Ра" Александр Ракшин решился перейти к самообслуживанию только к 2002 году.
"“Мария-Ра” к тому времени уже имела около 15 магазинов. Ракшин мне говорил: “Тебе-то что, а у меня вот шоколадки и коньяк будут тырить”, — рассказывает учредитель “Новэкса”. — У нас мелкие вещи из ассортимента, которые можно положить в карман, продавали в закрытом отделе, остальное было в свободном доступе. Мы сразу заложили в расчетах, что 1% товара персоналу магазинов можно “терять”. Сверх этого количества уже должен был компенсировать коллектив магазина из своего кармана". Как Александр Ракшин пояснял нашему изданию в своем интервью, толчок к супермаркетам "Мария-Ра" дал приход на местный рынок сети "Холидей".
С середины нулевых продуктовые магазины росли в площади и количестве, а самостоятельный набор продуктов уже никого не удивлял. И хотя это было всего 10 лет назад, сегодня все свидетели первых попыток развивать самый популярный ныне формат в рознице вспоминают их как дела глубокой давности.
До 5 тыс. наименований доходил ассортимент в супермаркете "Профи". В барнаульской "Ленте" на Власихинской, 67 — больше 20 тыс. наименований товаров.
Евгений Мухин. Бывший учредитель "Профи" основал сеть продовольственных магазинов "Кайрос" в Сочи и руководит ей. Он переехал туда из Барнаула с Яной Рудковской (продюсер певца Димы Билана), которой тогда приходился гражданским мужем. "Кайрос" — крупнейшая сеть в Сочи, включает 19 минимаркетов, 26 супермаркетов, 3 магазина прилавочного типа, премиум-супермаркет, 2 кафе, супермаркет детских товаров.
Владимир Гордейчик. Бывший директор сети магазинов "Профи" в 2002 году стал управляющим барнаульского фитнес-клуба "Аврора", в 2006 году принял участие в создании клуба "Сафари-Фитнес", в 2009 году в качестве управляющего запустил в эксплуатацию велнес-клуб "Магис-Спорт". Сейчас является его генеральным директором.
Андрей Караваев. Бывший руководитель производства "Профи" открыл производственную компанию "Элоранта". Она поставляет продукцию (мясные и другие полуфабрикаты, а также хлебобулочные изделия) более чем 300 алтайским фирмам, включая сети "Мария-Ра" и "Аникс". Караваев также руководит четырьмя пекарнями "Печки-лавочки".
Была такая история. В 1999 году мы первыми в городе запускали систему штрихкодирования в "Максим маркете" (в те годы это была совершенно неизвестная для рынка возможность идентифицировать товар и "отбивать" его по коду на кассе). Мы долго готовились, запустили. В магазин заходит мэр города Владимир Баварин. Мы думаем: ну сейчас покажем, какие мы красавцы. Баварин взял какие-то продукты, вокруг него собралась толпа, он подошел к кассе... и у него ничего не "отбилось". Штрихкоды не работали. Конфуз был огромный! Другой градоначальник, может, принялся бы публично критиковать нас. Но, к счастью, Баварин не стал. Он оценил, что мы это делали впервые, и только сказал: "В следующий раз приду с женой, надеюсь, у вас все будет работать".
В начале работы с супермаркетами у меня были случаи, которые сейчас просто невозможны. Например, мы объявили конкурс на вакансии продавцов. Нам нужно было около 12 человек. На собеседование пришли 300! Вы представляете, какую должность сегодня надо предложить, чтобы заявилось столько людей? Мы выбирали вшестером часов 10. В итоге набрали таких звезд, что впоследствии многие вышли замуж за богатых сегодня людей города. Эти девушки работали на кассах в строгих костюмах офисных сотрудниц, которые предоставила наша фирма. И они регулярно уходили домой с чаевыми. Причем не по три рубля, чаевые могли доходить до 20% от покупки.
Из-за низкой платежеспособности сельских жителей в большинстве районов края супермаркеты стали распространяться только с приходом крупных сетей. Как заявляет предприниматель из Ключевского района Петр Жук, он был первым и единственным, кто в 90-е годы открыл супермаркет за пределами краевого центра. Точка отличалась от первых магазинов такого формата в Барнауле. "Магазин площадью около 200 кв. метров открыли в 1998 году в селе Табуны. Цены были на уровне рынка, не выше, — рассказал Жук. — Магазин пошел очень хорошо. Потом в 2002 году открыли такой же магазин на 250 кв. метров. Он пошел похуже — место было менее удачное, чем в Табунах. Практически вся продукция была отечественная, импорта не больше 2%. Оба магазина перепрофилировали, когда стали заходить сети. Один под продажу стройматериалов, второй — автозапчастей".
Факт
Один из первых барнаульских супермаркетов открыли на ул. Пролетарской, где впоследствии появился ночной клуб "Пилот".