апрель 17, 2008
В преддверии начала высокого туристического сезона в Белокурихе прошел «круглый стол», посвященный проблемам развития гостиничного бизнеса на Алтае. Одной из наиболее обсуждаемых тем неожиданно стало отсутствие тесного сотрудничества между туркомпаниями и расположенными прежде всего в Барнауле и Бийске гостиницами.
«Я хотела бы понять, почему агентства практически не предлагают туристам для размещения наши гостиницы? – подняла эту тему Надежда Фатеева, заведующая гостиницей «Аэропорт» в Барнауле. – Я видела, как однажды группа иностранных туристов спала в аэропорту на своих рюкзаках, в то время как мы не можем добиться нормальной загрузки гостиницы. Этих людей следовало направлять к нам, где туристы могли бы нормально поспать и поесть».
К сожалению, сегодня нет достоверных данных о том, сколько туристов проезжает через Барнаул и Бийск – специально или транзитом по пути в Горный Алтай. По данным, которые были озвучены руководителем филиала РосОЭЗ в Алтайском крае Евгением Востриковым, только за прошедший год край посетили около 900 тыс. отдыхающих. Подавляющее большинство из них просто не могли проехать мимо двух крупнейших городов региона. Однако совсем небольшой процент туристов останавливался в гостиницах Барнаула и Бийска. Основной контингент алтайских отелей – это участники проходящих выставок, конгрессов, спортивных соревнований и крупных административных собраний. Туристы же, которые большим потоком направляются в край особенно в летний период, по-прежнему остаются лишь потенциальными клиентами. По мнению руководителей гостиниц, туркомпании края могли бы оказать неоценимую помощь в изменении ситуации.
«Мы готовы к сотрудничеству с туроператорами и турагентствами, к тому, чтобы выслушать от компаний пожелания, что нам необходимо сделать, – говорит Мария Гайнутдинова, директор гостиницы «Аникс», расположенной на въезде в Бийск. – Мы способны стать хорошим перевалочным пунктом, где можно переночевать, набраться сил. Но у меня есть ощущение, что для достижения этой задачи нам нужно просто привозить к себе представителей агентств».
Необходимость саморекламы со стороны гостиниц признала директор компании «Хорст-тур» Елена Шушакова: «Мы не все про вас знаем. Приглашайте, рекламируйте себя». Ее поддерживает и директор по развитию компании «Охота» Татьяна Сажаева: «Да, предложения гостиниц, за исключением «Сибири», «Барнаула», «Улитки» и «Ники», мы знаем мало. Это наша недоработка. Но это и упущение самих гостиниц, они вяло идут на рынки, не всегда умеют работать с агентской сетью, у них невнятная политика по информированию о спецпредложениях».
Елена Шушакова, кроме того, объяснила и другие, на ее взгляд, основные причины недостаточно тесного взаимодействия туркомпаний и гостиничного комплекса. Самая важная кроется в экономической плоскости. «Существует проблема взаимовыгодных условий сотрудничества, – пояснила г-жа Шушакова. – Есть гостиницы, с которыми мы работаем, потому что нам предлагаются такие условия. А есть те, с кем мы не можем найти общий язык. С ними мы будем работать только в крайних случаях, когда иного выбора разместить туриста просто не будет».
Впрочем, и вопрос о взаимовыгодном сотрудничестве не является единственным. Скажем, по словам Марии Гайнутдиновой, их гостиница вполне готова к взаимодействию: «В случае если мы размещаем группы, то делаем 20%-ную скидку. Эти проценты мы готовы оформлять как агентские. Никаких проблем!» – призналась она. Однако, как отметила Елена Шушакова, есть и другие причины непопулярности городских, даже транзитных гостиниц. «Из чего складывается стоимость турпродукта? Мы должны туриста где-то разместить, чем-то его покормить, что-то показать. Европейский турист платит еще и за перелет. В таких условиях целесообразность размещения туриста где-то еще, помимо основного средства размещения, просто отпадает, – объяснила она. – Бийск будет востребован только в том случае, если у вас появится хотя бы один хороший конференц-зал. Если бы была снижена стоимость перевозки, у нас появилась бы экономическая возможность размещать туристов в гостиницах». Те же проблемы, по ее словам, касаются и Барнаула, гостиницы которого востребованы только в период масштабных выставок: «Мы здесь размещаем только иностранцев. Во всех остальных случаях – бегом из города. Даже наши замечательные музеи мы не посещаем».
С коллегой согласна и Татьяна Сажаева: «Сегодня Барнаул и Бийск – только лишь «пункты перелета», до начальной точки маршрутов, ради которых туристы и летят на Алтай, 250-300 километров. Дополнительное бронирование гостиниц при такой транспортной доступности нелогично».
Выходом из создавшейся ситуации, по мнению представителей туркомпаний, могло бы стать создание единой программы развития туризма в крае, в которой было бы определено, где и какие виды туризма должны развиваться. «Тогда будет понятно, какие средства размещения необходимо строить», - говорит г-жа Шушакова. Татьяна Сажаева предлагает составить целый календарь событийных мероприятий: «Нам нужно генерировать события – гостиницам, операторам, науке, власти. Будет ли это какая-то программа совместных действий на нейтральной площадке или целая стратегия развития туризма в регионе – не знаю. Главное, чтобы было желание конкретных, заинтересованных в конечном результате людей».
Сколько средств размещения в городах края
По данным специалиста «Алтайского центра сертификации» Татьяны Малышевой, в Барнауле сегодня расположены 33 средства размещения: три санатория и 30 гостиниц. Из них пять – крупные гостиницы (90 мест и выше). Они занимают 67% номерного фонда. Средние гостиницы (от 10 до 90 мест) включают 22% номерного фонда. Что касается остальных, то, по словам Татьяны Малышевой, их сложно отнести к категории отелей – зачастую это всего лишь пара номеров и сауна. Таких средств размещения – порядка 10–12. В Бийске – семь средств размещения, из них крупные гостиницы занимают около 80% номерного фонда. В Рубцовске – четыре гостиницы.