сентябрь 12, 2014
Федерация автовладельцев России (ФАР) проверила качество бензина на 400 автозаправках в Москве, Санкт-Петербурге и шести регионах страны. Выяснилось, что на 70% из них в бензине (АИ-92 и АИ-95) на 25-48% превышены нормы содержания топливных присадок, применение которых ограниченно Техническим регламентом.
АЗС.
Михаил Хаустов
Мониторинг качества бензина ФАР ведет с марта. Для этого общественники используют экспресс-тесты, разработанные Институтом нефти и газа им. Губкина. По результатам исследований, ситуация с качеством горючего в розничной продаже обстоит значительно хуже, чем по официальным данным, согласно которым контрафактное топливо занимает от 3% до 10% рынка.
Мотивы недобросовестных поставщиков некачественного горючего также известны: использованием недорогих и вредных компонентов в сочетании с низкооктановым (прямогонным) бензином поднять октановое число топлива и продать его дороже. С этой целью на нефтебазах бесконтрольно добавляют бензол, толуол, монометиланилин (ММА) и другие того же рода вещества.
Пользуясь тем, что автомобилисты не в состоянии проверить экологические и другие параметры бензина, представители "серого" рынка фальсификатов практически без затрат создают конкуренцию добросовестным производителям: ведущие ВИНКи (Газпром, Лукойл, Газпромнефть, Башнефть) уже фактически отказались от применения ММА или свели их применение к минимуму. На начало 2014 года из 25 крупных НПЗ, производящих высокооктановые бензины, только на пяти использовали ММА, программа модернизации продолжается. Эти заводы затратили миллиарды рублей на модернизацию технологического оборудования ради получения топлива, соответствующего современным эконормам.
Тем не менее, представители ряда компаний нефтеперерабатывающего комплекса активно высказываются за то, чтобы добиться продления разрешения на использование того же ММА, которое ограничили в 2011 году.
министрам промышленности и энергетики, а также главному санитарному врачу России, в котором просят об обратном - ограничить нормативами оборот ряда компонентов товарного бензина, в первую очередь – бензола, толуола и ММА, которые чаще всего используются в производстве суррогатного автотоплива, а также активнее выявлять производителей контрафактного горючего.