сентябрь 18, 2014
Александр Карлин оставил далеко позади всех своих соперников на губернаторских выборах, набрав убедительные 72,97% голосов. "Мы боролись не против кого-то или чего-то, — отметил он в ночь после выборов. — Мы боролись “за” — за наш край, за достойную жизнь". Теперь победителю и его обновленной команде предстоит решать непростые социально-экономические задачи.
Выборы.
Анна Зайкова
, отметила председатель крайизбиркома Ирина Акимова. Максимальная доля избирателей, проголосовавших за него, имела место в Кулундинском районе (86,74%), минимальная — в Каменском (53,52%). В то же время ближайший его соперник коммунист Сергей Юрченко, набравший 11,22%, не сумел обойти его ни на одном из округов.
В пользу Карлина сыграла и довольно высокая доля досрочного голосования (в среднем по краю 5,6%, в Барнауле 9,7%), которое, по мнению оппонентов Сергея Юрченко и справоросса Олега Боронина, носила "упреждающий" характер.
На ряде избирательных участков при досрочном голосовании доля проголосовавших за врио губернатора составляла более 90 процентов.
Тем не менее Андрейчук признает: даже если вообще исключить "досрочников" (что, разумеется, можно сделать лишь теоретически, ведь "досрочка" предусмотрена законом), победа Карлина сомнений не вызывает.
Явка на губернаторские выборы составила всего 34,38% — это самый низкий показатель за всю историю губернаторских выборов в крае. И все же, как поясняет политолог Сергей Асеев, среди 30 губернаторских кампаний, проходивших в стране 14 сентября, наш регион показал среднестатистический результат.
35–40% — традиционная явка избирателей в странах так называемой развитой демократии.
Тем не менее фактически за врио губернатора проголосовали лишь 25% от общего числа избирателей, включенных в списки. "С точки зрения легитимности, а также для большей стабильности и спокойствия вновь избранного губернатора хотелось бы иметь результат получше", — продолжает Асеев.
Впрочем, по словам политолога, кремлевской администрацией данный показатель явки признается как объективный — в чем-то он ей даже импонирует, показывая меньшую популярность региональной власти по сравнению с федеральной. Более того, "в Кремле предлагают это расценивать как свидетельство стабильности: очевидно, население, которое не ходит на выборы, все устраивает", — полагает политолог.
Прошедшие “управляемые” выборы были далеки от идеала. Но в целом был сделан небольшой шаг вперед в направлении к нормальной публичной политике. Нужно и дальше возвращать сам смысл выборов. Когда будет реальная конкуренция, когда люди почувствуют, что от их голоса может что-то измениться к лучшему, явка поднимется (как это наметилось в Республике Алтай). И тогда на электоральном поле появятся не только “спойлеры”, но и вполне перспективные кандидаты.
Как бы то ни было, вновь избранному губернатору придется искать адекватные ответы на внешние вызовы и, естественно, решать внутренние проблемы — как старые, так и новые. О некоторых из них рассказали экс-кандидаты.
"В регионе надо начинать отопительный сезон. Мои поездки показали: край в полном объеме к нему не готов, при этом у муниципалитетов накопилась огромная задолженность за уголь и газ за предыдущие отопительные сезоны, у многих муниципальных администраций арестованы счета. Есть большие проблемы с муниципальными бюджетами, куда ни приедешь — нет экономической базы для развития территории", — напоминает Олег Боронин. По словам Боронина, компетентные кадры на муниципальном уровне есть, но в целом кадровая проблема острейшая.
Сергей Юрченко говорит о негативной роли внешнего фактора: "Международная экономическая обстановка не позволит решить те задачи, которые были озвучены в ходе избирательной кампании врио губернатора. И в крайкоме КПРФ намерены взять под контроль выполнение предвыборных обещаний и ежеквартально рассказывать народу о том, что для этого делается".
Собственно, внешний фактор — растущая инфляция, связанная с международными санкциями по отношению к России, — может стать одним из самых сложных. Следствием роста цен может стать нарастание социального недовольства, которое придется тем или иным путем гасить. "Губернаторы всегда были зависимы от федерального центра. И сегодня они попадают в еще большую зависимость, поскольку в случае ухудшения ситуации внутренних ресурсов в регионах не хватит", — резюмирует Сергей Асеев.
Еще одна задача, которую будет решать вновь избранный губернатор, — это создание правительства. Намерения реорганизовать систему госуправления в регионе, сделать ее более эффективной у краевых властей сохранились — это подтверждали нам незадолго до выборов источники в администрации края и АКЗС. Ряд из них полагали: новая структура начнет работать, скорее всего, с 1 января 2015 года. Нужно это и для того, чтобы войти в новый электоральный цикл 2016 года (выборы в Госдуму РФ) с уже отлаженным управленческим механизмом.
Но само по себе создание правительства — еще не гарантия его эффективности. К тому же ряд направлений нуждается в новых подходах, считают опрошенные. В частности, как полагает Юрий Чернышов, было бы полезно усилить блок, работающий с общественностью, с населением. "Это звучит неправдоподобно, но за последние годы многим экспертам и общественникам ни разу не довелось хотя бы издали увидеть того чиновника, который до августа 2014 года руководил департаментом по связям с институтами гражданского общества".
Но так или иначе, многие опрошенные согласны: пройти через прямые выборы весьма полезно для политиков. "Переживая за свои электоральные рейтинги, политики чаще проявляют заботу о реальных нуждах избирателей", — говорит Чернышов. И в этом эксперты видят, пожалуй, главный итог прошедших выборов.
Год |
Губернатор |
Процент проголосовавших за |
Явка избирателей |
Число проголосовавших за |
1996 |
Александр Суриков |
49%* (второй тур) |
55,57% |
533 691 (второй тур) |
2000 |
Александр Суриков |
77,41% |
71,23% |
1 086 832 |
2004 |
Михаил Евдокимов |
49,53%* (второй тур) |
57,48% (второй тур) |
569 035 (второй тур) |
2014 |
Александр Карлин |
72,97% |
34,38% |
480 086 |
* В тот момент в бюллетене для голосования присутствовала графа "против всех".
В течение месяца после объявления официальных результатов выборов должна пройти инаугурация вновь избранного губернатора. В ходе этой процедуры губернатор принесет присягу перед АКЗС и приглашенными, после чего начнет исполнять свои обязанности.