октябрь 2, 2014
В Госдуме разработали новые поправки в закон "О СМИ". В профильном комитете предлагают обязать редакции указывать профиль своей деятельности, чтобы не позволять журналистам писать на темы, "непрофильные" для издания. Автор идеи, депутат Вадим Деньгин, уверен, что в эпоху информационной войны журналистам "нужны границы", пишет znak.com.
До Нового года в Госдуме запланировано провести обсуждение новых поправок в закон "О СМИ". Будет предложено регламентировать понятия "общественно-политическое СМИ", "развлекательное СМИ", "СМИ для детей" и так далее законодательно, рассказал первый зампред думского комитета по информационной политике Вадим Деньгин.
"Поймите, я – государственник, – объясняет свою позицию Деньгин. – Да, я не имею отношения к медиабизнесу и к журналистскому сообществу, но почему я не имею права что-то предлагать? Я считаю ненормальным в эпоху информационной войны, когда на страну идет массированная информационная атака, что люди, которые специализируются на развлекательных СМИ, начинают скупать общественно-политические СМИ или перестраивать развлекательные СМИ под общественно-политические, как это делает, к примеру, ИД Hearst Shkulev Media. Лицензия – это лишь ориентир, но владельцы легко могут грани этого ориентира переходить, и четкого раздела все равно нет. В эпоху информационной войны мне кажется, что четкие грани необходимы", - сказал Деньгин.
Ранее Деньгин стал одним из авторов законопроекта, запрещающего иностранцам владеть более чем 20% от общего капитала СМИ. Эти поправки, в частности, ставят под удар существование независимой газеты "Ведомости", а также большинства глянцевых журналов. Они были восприняты в медиасообществе крайне негативно, тем более что их принятие заняло всего неделю и было произведено без какой-либо общественной дискуссии или консультаций с представителями отрасли.
К новой инициативе Деньгина у профессионалов отношение тоже резко негативное. В частности, медиааналитик Василий Гатов назвал инициативу Деньгина "идеей фельдфебеля, который ничего не понимает ни в индустрии, ни в политике": "Его понимание массовых коммуникаций не просто осталось в прошлом, оно описано Салтыковым-Щедриным в главе "Органчик". Так всегда бывает с малокультурными и недалекими людьми, которые сталкиваются со сложными явлениями: они стремятся их “упорядочить” по собственному разумению".
В последние годы глянцевые журналы, в основном пишущие о развлечениях, иногда позволяли себе "фрондировать": так, премию "Журналист года" мужской журнал GQ недавно вручил журналисту Илье Азару, тексты которого не отличаются лояльностью к Кремлю. Иногда в женском глянце появляются интервью с оппозиционными политиками, в мужском – репортажи на проблемные темы.
Бывший главный редактор "Газеты.Ru" Светлана Лолаева отмечает, что фронда в глянце не может быть массовой и депутаты "пытаются подстелить соломку там, где это сделать теоретически невозможно".
"Покупатели глянца хотят читать о новинках моды, косметики и так далее, и многие из них даже не будут читать интервью с оппозиционером и рассказ о его тяжелой судьбе. Депутаты, видимо, хотят жестко прописать в новом законе о СМИ, о чем вообще писать можно, а о чем нельзя. Но проще поступить иначе: оставить на всю страну один глянцевый журнал, один телеканал, одну газету и так далее. Мне кажется, депутатам пора остановиться и задуматься, что жизнь не заканчивается завтра, вспомнить об истории СМИ в нашей стране – к примеру, о том, сколько было СМИ в начале 20-х годов и сколько их осталось к 30-м. Пусть подумают, как это все было и чем это все было", – сказала Лолаева.