июнь 7, 2008
В гостях у программы "Авточас" на "Радио 22 (106, 4 FM) автогонщик и специалист по тюнингу внедорожников Олег Полянский рассказал о преимуществах отечественного УАЗа.
Эфир 6.06.08 г., время 9.00-10.00. В студии ведущие Александр Михельсон (А.М.), Мария Макарова (М.М.) и их гость Олег Полянский (О.П.).
А.М. Сегодня мы попытаемся совместить два вопроса. Первый из них – это рассуждения, рассказы наших слушателей, в том числе нашего гостя в студии Олега Полянского об автомобиле УАЗ. Почему эта тема родилась? Мы договаривались, что мы будем говорить исключительно о том, что интересует наших слушателей и вот, один из звонков, кстати, которых много после эфира – видимо, люди не успевают дозвониться вовремя. Слушатель позвонил и сказал: "Давайте поговорим о каких-то машинах. Вот вы говорите постоянно о каких-то проблемах – правильно это, наверное, проблемы больше нас волнуют. Есть же ведь и позитив. Давайте поговорим о какой-нибудь легендарной машине". "О какой?", - спросил я. Он сказал: "Например, либо о Волге, а лучше об УАЗе".
Поэтому мы сегодня пригласили Олега. Олег – это человек, который по УАЗикам один из крупнейших специалистов в Сибири. Он активный участник всевозможных троффи, кроме Париж-Дакар, и прочих рейдов на УАЗиках. И в том числе победитель в Алтайском крае троффи-рейда 2007 года. Олег, поясните о троффи-рейдах. А я призываю всех, кто нас слышит и всех, кто может что-то сказать об УАЗике – легендарном автомобиле, звонить и делиться своими ощущениями.
М.М. Может, кто-то едет сейчас на этом автомобиле – тем более звоните.
А.М. Но звонить сложно, когда еще едешь на УАЗике. Звонить – это уже высший пилотаж.
О.П. Здравствуйте, радиослушатели. Приятно побеседовать с вами на эту тему – УАЗ, которая для меня больная, родная. Потому что на сегодняшний день у меня уже было подготовлено два УАЗика, готовится третий УАЗик.
М.М. А что значит "подготовлено"?
О.П. Подготовлено – это когда берется стандартная машина, и она делается для езды по бездорожью. Я сразу объясню, что такое троффи-рейд. Троффи-рейд – это соревнование по бездорожью, по болотам, по речкам, по оврагам, по буеракам. Это когда дается определенное время, например 12 часов – с 9 утра до 9 вечера, и нужно пройти дистанцию, определенное количество точек. Каждая точка составляет определенное количество баллов.
М.М.У нас такие дороги, что будет уместно спросить: а это в городе или за городом?
О.П. Нет, это все делается за городом, там подготавливается трасса. Но я думаю, что на сегодняшний день, город – это не исключение.
А.М. Значит, речь идет о том, что есть некоторое количество людей, болеющих в хорошем смысле УАЗиками, в том числе бездорожьем. Так вот, насколько я знаю, основной автомобиль во всем этом – УАЗик. Почему? Потому что он самый дешевый или есть еще какая-то причина?
О.П. Не то, что самый дешевый. Просто это автомобиль, который можно отремонтировать в любом месте, быстро и качественно. И поехать дальше. Со всеми другими автомобилями, это накладно. Так как мы используем эти машины в таких условиях.
А.М. Просто у меня у самого есть такая трогательная история, связанная с автомобилем Первая моя машина - Запорожец, на котором я год проездил. Этот бедный Запорожец за год проездил где-то около 20 тысяч км и никто не верил, что это вообще возможно. Когда я поступил в университет и переехал в город Барнаул, по наследству мне достался автомобиль УАЗ. Но потом выяснилось, что коробки там, по сути, нет и я со своим братом, наверное, в течение полугода, в каком-то холодном гараже зимой, собирали этот УАЗик. И самое поразительное, что мы его таки собрали. Хотя я уже к концу этого полугода, был уверен, что ехать это все не может. Тем не менее, мы его завели, он поехал, покатались по грязи, а потом удачно продали. Теперь я об УАЗиках вспоминаю с теплотой. И это только одна история, у меня их много. Олег, вы, наверное, лучше меня расскажете историю УАЗиков. Вообще эта машина, насколько я знаю, появилась для нужд армии. Сейчас я не знаю, такое есть или нет: на капотах стоят такие штуки для крепления пулеметов. Сейчас может быть, железо дорогое и они перестали это делать. И раньше купить УАЗик – было событием. Я имею в виду совковые так называемые времена. УАЗики были у всех председателей, у разных начальников, как Волги. Купить частному лицу УАЗик было фантастическим событием, мало было таких счастливцев. Когда вы свой первый УАЗик купили?
О.П. Первый свой УАЗик я купил в 2006 году. Это была рама, кабина, двери. Всего остального на этом УАЗике не было, он был 1977 года выпуска. Год мы потратили на то, чтобы именно подготовить УАЗик для езды по бездорожью. На сегодняшний день УАЗики используются в сельском хозяйстве, сейчас председатели конечно на них уже не ездят.
М.М. Есть же у нас патриоты.
А.М. Нет, не так. У кого есть деньги, они на УАЗиках уже не ездят, те, у кого нет, продолжают ездить на УАЗиках.
О.П. УАЗики сейчас покупают люди, у которых есть основная хорошая машина. Они покупают УАЗики для рыбалки, охоты. Они подготавливают их для езды по бездорожью не для соревнований, а для себя. У нас за год подготовлено примерно 20 машин именно для рыбаков-охотников. Люди, которые приезжают, говорят: "Нет, мы соревноваться не будем, когда я показываю им подготовленные машины. Я отвечаю им, что эти машине уже не для соревнований, это для экспедиций. Сейчас народ очень активно стал ездить в экспедиции: выбирается определенная точка, например Горный Алтай, и любыми путями, любыми дорогами эта точка достигается. Это проходит примерно 2-4 дня.
А.М. Олег, я где-то час до того, как мы вошли в студию, эфир слушал и заметил, что автомобильная тема постоянно появляется в новостях. Вы когда рассказывали что такое троффи-рейды, я хотел пошутить: а "зеленые" в курсе, что вы по болотам ездите? Вот и смс: "Ваше троффи в прошлом году "загадило" Бобровский заказник?".
О.П. Я не знаю, я не был организатором этих соревнований. Я понимаю, о чем идет речь. Вообще, все соревнования согласовываются с администрацией того района, где все это будет происходить. Собирается много подписей, согласуется с главами районов. То есть, это все происходит официально. Мы сдаем даже экологические сборы, организаторы потом за эти деньги, территорию убирают. Я не могу ответить, поскольку я никогда не уезжал последним с того места, где проходили соревнования.
А.М. Так "загадили"?
О.П. Я скажу, что нет.
М.М. В смс рассуждение по поводу УАЗа от Дениса: "УАЗ хорошая машина, в армии ездил. Надо развиваться, улучшать модели УАЗ. Сейчас у меня Круизер, я доволен". И еще, от Эраста Петровича: "Я бы в Горный на УАЗе не поехал, слишком ненадежен для дальних поездок". Что вы Олег на это ответите?
О.П. Я могу этого человека пригласить 11 числа съездить в Горный на 4 дня. У нас планируется поездка – экспедиция на Альбаган, и мы проверим. У нас пойдет 4 УАЗика.
А.М. Я бы по-другому сказал. Олег же говорил, ведь прелесть УАЗа в том, что его в любое время, в любом месте можно отремонтировать. Я хочу рассказать еще одну свою историю про УАЗик. Комфорт – не сильная сторона УАЗика. Был у меня опыт поездки из Барнаула в Камень-на-Оби на этой машине. Сначала, в течение часа был постоянно слышен какой-то звон, причем удаляющийся. УАЗик – уникальная машина во всем. Вот внутри под капотом – маленький двигатель. Так вот владелец этого автомобиля – мой дядюшка, там приспособил чехол от электрической бритвы – туда положил много ключей. И забыл. Он там был как-то прикреплен. Так вот, когда мы ехали в течение часа на кочках эти ключи по одному выпадали. Как только он застегнул чехол, ключи перестали падать. Эта картина до сих пор у меня перед глазами. Я на переднем сидении, дядя за рулем. Доля секунды, удар – хотя трассу я вижу, там ни во что врезаться нельзя было. И вместо дороги перед глазами зеленая пелена. Согнуло на ходу капот, стекло выбило. В общем, поездки на УАЗике – это экстрим, однозначно. Ну а для охоты, рыбалки – бесценный автомобиль.
Меня интересует вопрос, Олег так толком и не сказал – по поводу подготовки. Сколько на это уходит времени, сил, финансовых затрат?
О.П. На сегодняшний день уходит от трех до четырех недель. Мы меняем колеса на более агрессивные, ставим лебедки, ставим специальные бампера, делаем люфт кузова. И по желанию владельца автомобиля, ставим разные нюансы. Приходят машины с других регионов.
М.М. Напоминаю, что у нас в гостях Полянский Олег, джиппер, активно участвует в соревнованиях, победитель Алтайского края по троффи-рейду 2007 года. Как правильно тебя назвать: мастер по УАЗам?
О.П. Меня называют совдеповец по машинам. Потому что у меня все машины российского производства. Может быть потому, что в иномарке нечего делать. А в советской машине что-то можно доработать – для души будет приятно. И машина будет выделяться.
Джон спрашивает: а насчет люфта кузова повторите, пожалуйста, не расслышал.
Люфт кузова - это увеличение дорожного просвета между рамой и кузовом. То, что мы делали, это максимально 6,5 см . Еще многое зависит от резины: можно поставить на 31 дюйм , а можно на 37. Дюйм – это 2,5 см . Буквально на днях ко мне приезжал человек, консультант по резине. Мы сравнили 31 и 32, это большой просвет получается.
А.М. Я в начале сказал, что будет две темы. Тема УАЗиков плавно переходит в тему путешествий. Звоните, те, кто может рассказать про джипы – не только про УАЗики, но и про путешествия. У меня есть знакомый, состоятельный человек, который из УАЗика, так называемой "таблетки", сделал чудо, которое стоит раза в три больше изначальной цены машины. Это все он делал для рыбалки. Он говорил, что там и мосты как-то меняются, и что-то с двигателем делается. Радикальный тюнинг. У меня еще один вопрос: сколько стоит тюнинг?
О.П. Минимальный тюнинг – в размере 200 тысяч рублей. Сам УАЗик сейчас стоит порядка 340 тысяч рублей. Максимальный тюнинг с заменой мостов – в районе 400-450 тысяч рублей. Тюнинг любой другой машины-иномарки – намного дороже.
- Добрый день. Меня зовут Олег. После дефолта в 1998 году "получился" УАЗик у меня. Я объездил весь Горный Алтай. Когда я его продавал, было около 90 тысяч км. Мы сидели во всевозможных ямах, вытаскивали нас тракторами, и сами вылезали, когда ничего не было. Чем более проходимая машина, тем дальше бежать за трактором.
А.М. То есть, здесь вопрос скорее всего о той самой пресловутой прокладки между рулем и сидением.
- Однажды мы были на Кипринских лугах, ехали на рыбалку. Река разлилась: объехать нельзя. С той стороны машин десять стоит, которые поймали рыбу и хотят уехать. И с этой стороны машин сорок, которые хотят рыбу поймать. Ситуация такая: один УАЗик разгоняется и пролетает две трети этих луж и плюхается на "брюхо" и все. Потому что машина все-таки не летает. Достоинство УАЗика в том, что его можно сделать на ходу, если есть запчасти. Проблема этой машины в том, что она является "пылесосом", то есть щели страшные везде. Можно сделать раму, ее вварить в кузов – чтобы дверь закрывалась нормально. УАЗик не стоит 300 тысяч, стоит 180.
О.П. Это б/у.
- Почему? Это новая машина.
О.П. Новая машина стоит 340 тысяч на сегодняшний день – УАЗик Hunter. Других УАЗиков сейчас больше не выпускают. Дальше идет Patriot, у него цена совсем другая.
- Patriot я не вижу смысла покупать. Тогда стоит покупать .
О.П. Patriot стоит в районе 450-500 тысяч, а Land Rover от 30 тысяч у.е. – неподготовленный.
А.М. Олег, две темы были сформулированы: одна из них УАЗики, а другая путешествия. Есть какие-то интересные путешествия, с УАЗиками связанные?
- Я с семьей путешествую на УАЗике – по Горному. Я бы хотел съездить на Байкал, но там нет необходимости ездить на УАЗике. Я проехал все на "короле" – оттуда сюда, гнал машину из Владивостока. Там негде на УАЗике ездить. В Горный получается, что едешь 300 км по хорошей дороге и 15 км нужно доехать. Хотя я сейчас езжу на охоту к людям в Горный Алтай, они ездят на простых Жигулях, там, где мы ездим, казалось бы, на УАЗике. И проезжают везде.
О.П. Проехать можно везде. Вот, буквально в конце 2007 года, я прочитал статью в журнале о том, что один человек из Москвы купил себе "таблетку" и поехал на ней в Магадан. Меня статья заинтересовала, я написал ему письмо. Как раз начались снега, он не доехал до Магадана тысячу км. Меня это заинтересовало, потому что там много было описано. Человек не искал легких путей – с Москвы, купил УАЗик и поехал с семьей. Потом он все-таки доехал до Магадана с семьей.
М.М. По поводу дверей от Андрея сообщение. "Лет пять назад ездили в командировку в Чарыш, чтобы там ездить в горные села. Глава района выделил нам УАЗик, а свою "десятку" мы поставили в гараж. УАЗик раньше принадлежал тогдашнему полпреду президента Шубе. Шуба в нем перевернулся и оставил УАЗик в районе. Там "перевертыш" отремонтировали, но не до конца. Я ездил на переднем пассажирском сидении и правой рукой всегда придерживал дверь. Она на каждой кочке открывалась. Когда уже уезжали домой на десятке, я все время держал дверь и этой машины – за сутки привык. А в "таблетке" ужасно холодно".
А.М. Ну не может автомобиль в 300 тысяч или 180 тысяч быть идеальным. Все-таки автомобиль УАЗик, который был раньше таким божком, на нем ездили начальники, сейчас переходит в разряд легенды, который никто не будет покупать как единственный автомобиль. Тенденция очевидна. Хотя я знаю одного человека, который категорично не хочет пересаживаться с УАЗика на другой автомобиль.
О.П. Я, конечно, не буду доказывать, что УАЗик – это самая лучшая машина в мире. Но если вы покупаете новую машину, то у нее двери в любом случае открываться на ходу не будут. Если машина стоит 30-50 тысяч, и она там вся сгнила после аварии, у нас на соревнованиях люди сразу на старте привязывают двери проволокой, чтобы двери не открывались. Первый подготовленный УАЗик был у меня зелено-желто-оранжевый, и когда мы первый раз на нем выехали, резонанс в городе был бешеный. Люди удивлялись, смотрели. Даже на трассе люди-междугородники нас приветствовали, показывали знаки, что красиво и т.д.
М.М. Фандорин нам пишет смс: "Кстати мой знакомый ездил на УАЗе и был всегда в тонусе и хорошей физической форме. Сейчас ездит на иномарке и по УАЗу очень скучает как по хорошему спортивному тренажеру".
А.М. Я знаю, что скоро будут соревнования проходить. Для тех, кто, послушав нашу программу, вдруг почувствует тягу к серьезному мужскому железу в виде УАЗика, чтобы они могли это все воочию увидеть, как это выглядит.
О.П. Ближайшие соревнования будут 28 июня, место проведения еще точно не определено. В районе Водного мира. Если вы хотите более подробно узнать всю информацию, то можете обратиться к сайту autoaltai.ru – автомобильный сайт, и там есть ссылка на этот клуб "44". В Барнауле на сегодняшний день официально зарегистрировано два клуба.
А.М. Олег, спасибо большое, что вы у нас в студии побывали, интересная программа. Я же хочу со своей стороны проанонсировать вторую тему, о которой мы вообще не смогли поговорить – лето. Мы говорим практически всегда о проблемах автомобильных, я же призываю поговорить о позитивных сторонах автомобилей. Одна из них – возможность путешествовать на автомобиле. Поэтому у нас на следующей неделе одна из программ обязательно будет посвящена путешествиям. Так что, готовьтесь, звоните, рассказывайте, кто куда ездил, кому, где понравилось, у кого какие приключения были во время этих поездок и куда собираетесь.
Мы прощаемся до понедельника. Удачи на дорогах.