ноябрь 6, 2014
Группа компаний "БИПЭК Авто — Азия Авто" из Казахстана приобрела старейшее дилерское предприятие региона "Алтай-Лада". В планах новых собственников — продавать автомобили не только марки Lada, но и нескольких зарубежных брендов. Участники рынка беспокоятся, что если казахи начнут продавать здесь иномарки своей сборки, то конкурировать с ними по цене будет непросто.
С сентября дилерский центр не работает, идет смена собственника. В "Алтай-Ладе" информацию о сделке подтвердили, но раскрывать ее подробности не стали, лишь сообщили, что для покупателей салон откроет свои двери в декабре. Известно, что компанию покинул ряд ее сотрудников, в частности руководитель отдела продаж, многие находятся в неоплачиваемом отпуске. Генеральный директор Вячеслав Кулагин занял должность коммерческого директора. Комментариев представители нового собственника пока не дают.
На сегодняшний день дилерское соглашение "Алтай-Лады" с "АвтоВАЗом" расторгнуто, а менеджерскому составу с мая задерживают зарплату. В отчетной документации предприятия указано, что в 2013 году автосалон сработал с убытком в 20,5 млн. рублей. При этом компания за год потеряла 13% доли рынка.
Теперь возвращать позиции будет новый собственник. "Азия Авто" владеет крупнейшим автосборочным заводом Казахстана. Расположен он в Усть-Каменогорске. Недавно компания заключила договор с "АвтоВАЗом" на дистрибуцию, розничные продажи и обслуживание автомобилей Lada в Сибири. Для этого кроме "Алтай-Лады" казахи купили дилерские центры в Омске, Новосибирске и Красноярске.
Первое время казахстанский холдинг будет продавать и обслуживать автомобили Lada, выпускаемые "АвтоВАЗом" в Тольятти и Ижевске. Из модельного ряда отечественного автогиганта в самом Усть-Каменогорске пока собирают лишь "Ниву". Но уже в 2016 году там должны запустить новое производство полного цикла. Предполагается, что с конвейера будут сходить Granta, Kalina и даже не вышедшие еще, но многообещающие Vesta и XRAY. Когда это произойдет, "Азия Авто" переключится на продажу "Лад" казахстанского производства.
Как рассказал источник, знакомый с ситуацией, в планах "Азия Авто" превратить "Алтай-Ладу" в мультибрендовый автосалон и продавать автомобили Renault и Opel. Это при том, что в Барнауле уже есть дилеры этих марок: "французами" занимаются "Альпина" и "Анкор", а "немцами" — "Барнаул Моторс". Ранее дилерством Opel занимался еще автоцентр "Реал", но в 2013 году отказался от этого проекта, ставшего для него убыточным.
Продажи Opel по России стремительно падают — по данным Ассоциации Европейского бизнеса, за три квартала 2014 года показатели марки сократились на 21%. При этом весь рынок сжался на 13%. У Renault ситуация лучше: это вторая по спросу марка в стране и третья — в Алтайском крае. По стране у бренда падение на 10%; в регионе, по данным агентства "Автостат", всего 7%. Продажи самой популярной в России марки Lada сократились за 9 месяцев по стране на 17%, а в крае — на 26%.
В условиях насыщенности рынка новыми автомобилями в Алтайском крае эксперты не сулят новому мультибрендовому предприятию особых успехов конкретно с этими марками.
Думаю, на начальном этапе конкуренции уже действующим дилерам они не составят. “Алтай-Ладе” еще долго придется восстанавливать изрядно испорченную репутацию.
Однако дилерское сообщество беспокоится, что новые владельцы "Алтай-Лады" будет возить в Сибирь и на Алтай машины казахской сборки. Сейчас принадлежащий "Азия Авто" завод выпускает 16 вариаций моделей KIA, 7 —Skoda и 8 — Chevrolet. При этом собранные там автомобили в среднем на 50–70 тыс. рублей дешевле, чем в России у официальных дилеров.
Действительно, есть опасения, что имея возможность продавать автомобили несколько дешевле, они могут “подорвать” местный рынок. Надеемся, если они все же будут возить эти машины, ценового экстремизма они не допустят. Однако потребители в этой ситуации едва ли выиграют, поскольку на автомобили казахского завода гарантийные обязательства российскими дилерами не поддерживаются.
Согласно годовому отчету дилера, в 2012 году у "Алтай-Лады" было 34% рынка в крае, у "АНТ" — 37% и у компании "Бийск-Авто" — 29%. В 2013 году "АНТ" сильно вырвался вперед и занимал уже 59%. "Бийск-Авто" и "Алтай-Ладе" осталось лишь 20% и 21% соответственно. В отчетности убытки объясняются тем, что объемы реализации новых автомобилей снизились, соответственно и на плановые ТО заезжать стали реже. На 2014 год компания ставила себе задачу вернуть как минимум 7% рынка.