ноябрь 6, 2014
В ближайшие два года надо готовиться к снижению покупательского спроса и цен, а также замедлению темпов строительства. Очередную "весну" на рынке недвижимости стоит ждать только с 2019 года. Такой прогноз изданию БН.ру озвучил профессор Геннадий Стерник, авторитетный аналитик на рынке недвижимости,
Недвижимость.
Михаил Хаустов
В числе причин такой динамики Стерник указывает макроэкономические шоки последних месяцев (которые случились в связи с событиями на Украине), а также цикличность рынка недвижимости. Сейчас он находится в третьем цикле, который завершится в 2018 году снижением цен в долларовом эквиваленте примерно на 40-45% по сравнению с сегодняшним уровнем. В первой половине четвертого цикла начнется рост цен, а до 2024 года они должны вырасти вдвое.
Жилая недвижимость – нынче не самый подходящий объект для быстрых спекулятивных вложений, и это факт. Но в долгосрочной перспективе она будет расти в цене, - подчеркивает аналитик.
попросил прокомментировать прогнозы Елену Ермолаеву, директора компании RID Analytics.
Я с большим уважением отношусь к работам Стерника, так как он один из немногих аналитиков рынка, мыслящих глобально. И, безусловно, его прогноз нужно брать расчет всем профессиональным игрокам рынка недвижимости как вероятный сценарий развития событий. Действительно, трудно не согласиться, что положение в экономике плохое, и будет ухудшаться, а значит это скажется на рынке недвижимости. Так что общее описание будущей ситуации, скорее всего, оправдается.
Тем не менее, Елена Ермолаева не берется предсказать, когда именно рынок будет проходить "дно", какова будет глубина падения, когда ждать восстановления . Эксперт ссылается на то, что возможны варианты, например, восстановление рынка может быть дольше или короче.
Что же касается судьбы конкретных проектов (застройщиков) на фоне кризиса, то можно сказать лишь общие вещи: спрос сократится во всех сегментах. В меньшей степени от кризиса пострадают продуманные проекты, точно соответствующие своему классу. Также в меньшей степени кризис коснется проектов в нижнем ценовом сегменте.
Если сейчас реализуется проект в высокой ценовой категории, необходимо его фазировать, то есть, разбить на более мелкие части: вместо двух больших домов построить, например, пять домов поменьше. Лучше реализовывать весь проект дольше, чем было изначально запланировано, но избежать проблемы долгостроев и "обманутых дольщиков".
Представителям риэлторского и строительного бизнеса имеет смысл выводить на рынок только выверенные с маркетинговой точки зрения проекты, сокращать расходы, экономить ресурсы. Время, чтобы корректировать стратегии и вырабатывать антикризисные программы, еще есть.
Частным продавцам и покупателям не стоит ждать, когда рыночная конъюнктура сложится в их пользу. Во-первых, и аналитики иногда ошибаются. Во-вторых, к изменениям надо приспосабливаться, а сегодняшние задачи и проблемы решать сегодня.