Сотовые операторы на Алтае ищут решение проблемы высоких цен на аренду площадок под базовые станции

декабрь 1, 2014

"ВымпелКом" (бренд "Билайн") 25 ноября объявил о поиске арендодателей, которые готовы предоставить площади для размещения объектов связи. Свои заявки они могут оставить в новом разделе корпоративного сайта компании под названием "Аренда позиций". Таким способом оператор намерен находить более выгодные предложения по аренде площадей и сократить свои расходы по этому направлению. В Барнаульском филиале "ВымпелКома" уточнили, что компания ищет арендодателей и в Алтайском крае.

Сотовая связь.
Михаил Хаустов

Проблема завышения цен на аренду площадей под базовые станции сотовых операторов не нова. Газета "Ваше дело" . И судя по тому, что сейчас говорят представители сотовых компаний, ситуация не особенно изменилась. В частности, эту тему затронул директор Алтайского филиала МТС Дмитрий Левин в ходе "круглого стола", организованного аналитической компанией Telecom Daily (Санкт-Петербург) в Барнауле в середине ноября.

Дмитрий Левин,
директор филиала МТС в Алтайском крае:

 

Бывает так, что в силу решения муниципального законодательного собрания цена на аренду участков под базовые станции завышается и, скажем ставится, 200 тыс. рублей в месяц. Когда начинаешь спрашивать в администрации, почему принято такое решение, они отвечают, что все правовые нормы соблюдены. Мы им говорим: "Вы ведь понимаете, что мы за такие деньги не встанем на этот объект?

Наличие проблемы подтверждают и в Алтайском региональном отделении "МегаФона".

Валерий Казаченко,
директор Алтайского регионального отделения "МегаФона":

 

Мы выступаем за справедливое и прозрачное ценообразование стоимости аренды земли. Ведь устанавливая базовую станцию мы нацелены на долгосрочное сотрудничество с собственником и абонентами компании. Построенную станцию невозможно каждый день перевозить с места на место, ведь это сложное техническое сооружение с большим количеством коммуникаций. Место расположения передатчиков тщательно выбирается, исходя из интересов абонентов компании. Однако в отдельных районах к сотовым операторам по какой-то причине применяют значительно завышенные коэффициенты - большие чем для других категорий арендаторов. В конечном итоге такая недальновидная политика может отразиться на ценообразовании для конечных пользователей, в чем ни мы, ни наши абоненты не заинтересованы.

Отголоски "девяностых"

По словам директора Барнаульского филиала "ВымпелКома" Андрея Лапикова, завышенные цены на аренду площадок под базовые станции сложились исторически.

Андрей Лапиков,
директор Барнаульского филиала "ВымпелКом":

Условия работы операторов и арендодателей складывались на основе бартерных отношений. Собственники за возможность поставить базовую станцию получали услуги связи. В середине девяностых сотовая связь была символом статуса и ее стоимость была несоизмеримо выше. Подключение к сети стоило в шесть раз больше, чем средняя зарплата. После того как бартер перешел в денежные отношения, размер арендной платы стал соответствовать премиальной стоимости услуг связи. Стоимость разговоров за это время снизилась в 17 раз, и размер арендной платы стал неправильной нормой. При этом в последние годы ситуация не меняется, оставаясь очень актуальной для Алтайского края. Предлагаемая, в частности, государственными монополиями стоимость аренды далеко не всегда приближена к реальным рыночным ценам.

По мнению Лапикова, настал момент менять правила игры на рынке аренды технологических позиций. И это обусловлено, прежде всего, увеличением использования услуг свази, в частности, мобильного интернета.

Андрей Лапиков,
директор Барнаульского филиала компании "ВымпелКом":

Еженедельный трафик передачи данных, сгенерированный клиентами "Билайн" Алтайского края, за год вырос более чем вдвое. Мы постоянно мониторим ситуацию с загрузкой сети и устанавливаем дополнительные базовые станции. Увеличение ресурсов сети позволяет сохранить высокие скорости доступа в сеть и комфортное использование наших услуг. Но вместе с этим увеличивается общая стоимость аренды площадок для размещения оборудования связи, которая является основной статьей наших операционных расходов. Ситуация сложилась не рыночная: стоимость аренды выше средней, при этом она постоянно растет.

Лапиков уточнил, что среднюю цену за аренду площадки под базовую станцию в крае назвать сложно в первую очередь потому, что компания платит не за квадратный метр, а за весь объект целиком. По его словам, цена зависит от места размещения, типа позиции, наличия действующей инфраструктуры, возможности получения электропитания, дополнительных согласований и так далее. Он подчеркивает, что зачастую стоимость аренды той или иной позиции формируется по желанию арендодателя, без ориентации на какие-либо рыночные условия.

Операторы в поиске решения

Сотовые компании по-разному пытаются решить описанную проблему. Валерий Казаченко рассказал, что "МегаФон" при выборе местоположения базовых станций рассматривает несколько вариантов одновременно – аренду соседних участков, выкуп земли, размещение на крышах зданий, - чтобы добиться минимальной стоимости и не перекладывать дополнительные расходы на абонентов.

Дмитрий Левин сказал, что МТС обращается к жителям тех населенных пунктов, где местные власти завышают цену на аренду земли для установки базовых станций.

Дмитрий Левин,
директор филиала МТС в Алтайском крае:

 

Мы говорим жителям, чтобы они обратились в местную администрацию и инициировали рассмотрение вопроса установки базовой станции. Объясняем им, что мы не можем прийти вот по таким причинам. Проблему цифрового неравенства можно решать с помощью беспроводных технологий. Не всегда целесообразно тащить кабель до каких-то маленьких поселений, иногда проще поставить вышку и дать людям связь и интернет.

А "ВымпелКом" взялся решать проблему на федеральном уровне. В официальном сообщении компании говорится, что предпосылкой создания раздела "Аренда позиций" на корпоративном сайте стала новая стратегия оператора, направленная на снижение стоимости аренды площадок. Раздел ориентирован на владельцев зданий, помещений, земельных участков, инженерных сооружений, заинтересованных в партнерстве.

За счет сотрудничества с новыми арендодателями оператор планирует снизить среднюю стоимость аренды площадок и затраты на размещение каждой базовой станции. Это даст возможность развивать сети "необходимыми темпами", в результате чего клиенты получат более качественный сервис за счет большего охвата территории, а арендодатели - нового клиента. 

Андрей Патока,
исполнительный вице-президент по развитию инфраструктуры "ВымпелКома":

 

Специальный раздел нашего сайта, предназначенный для арендодателей, призван кардинально изменить ситуацию на рынке аренды сайтов (площадок под базовые станции – прим. altapress.ru) в России. Все прошедшие годы именно операторы сотовой связи выступали в роли заинтересованной стороны: находили площадки, пригодные для установки, узнавали, кому они принадлежат и пытались договориться об их использовании. Сейчас пришло время развернуть ситуацию и предоставить всем желающим возможность заявить о себе. Мы уверены, что наша стратегия сделает рынок аренды конкурентным, прозрачным и экономически выгодным для всех его участников.

Андрей Лапиков,
директор Барнаульского филиала "ВымпелКома":

Благодаря нашему проекту – новому разделу на сайте - мы сможем продолжить развивать сеть в нужном темпе. Старые арендодатели, с которыми мы сможем договориться, продолжат получать доход от аренды, а для новых это станет еще одной статьей прибыли. Совместная аренда позиций с коллегами по отрасли, как один из инструментов реализации проекта, приведет к снижению стоимости для каждого оператора и увеличит общий доход арендодателя. Нам важно выстроить здоровые отношения с арендодателями, которые будут способствовать развитию телекоммуникационного рынка.

Теперь потенциальные арендодатели могут заполнить специальную форму в разделе "Аренда позиций" на сайте "ВымпелКома". После отправления она попадет в базу потенциальных арендодателей, которые имеют максимальный приоритет при выборе объекта для размещения оборудования связи. В "ВымпелКоме" обещают, что ответ о том, подходит позиция или нет, каждый обратившийся получит в течение шести рабочих дней.