сентябрь 1, 2008
Мой давний приятель вместе с семьей улетал 26 августа в Турцию из Барнаула. Улетал тем самым злополучным чартерным рейсом авиакомпании «Красэйр», который был громко назван международным, а на самом деле стал чуть ли невыездным. Товарищ летел в Анталью на две недели, в пятизвездочный отель, желая наконец-то получить заслуженный отдых. История с «Красэйр» изрядно потрепала ему нервы.
Накануне вечером я позвонил ему и поинтересовался: «Ну, и как же ты завтра собираешься лететь?» – «А что случилось?» – невозмутимо переспросил он. «Как что? – усмехнулся я. – «Красэйр» все-таки!» – «А нам в агентстве сказали, все будет нормально, потому что рейс международный. Такие рейсы в аэропорту не задерживают».
«Ну-ну! – подумал я. – Рейс-то международный, зато аэропорт российский». Но вслух ничего не произнес. Утро вечера мудренее.
В день вылета мы с ним общались каждые полчаса, можно сказать, в режиме онлайн. Рейс, как вы знаете, переносили неоднократно, а пассажирам все время что-то обещали. Приятель у меня узнавал последние новости о своем самолете, хотя сам находился при этом в аэропорту. Когда его терпение лопнуло, он вместе с семьей уехал домой и уже оттуда звонил в справочную и агентство, чтобы разведать обстановку. Часа в три или четыре, точно уже не помню, раздался его звонок. «Я ничего не понимаю, – пожаловался приятель. – Только что мне в агентстве сказали, что регистрация на рейс уже началась. А в справочной – все наоборот». «Вот тебе последняя новость – какие-то турки готовы проплатить 3 млн. рублей, чтобы вы наконец-то смогли вылететь», – сообщил я, заглянув в Интернет.
Еще через какое-время он вновь позвонил мне, чтобы сообщить, что возвращается в аэропорт. «Вот видишь, в агентстве не обманули», – сказал он в трубку, усевшись в самолет. Я не успел ответить, что его проблемой, как и других пассажиров «Красэйра» по всей России, занимался лично премьер-министр, распорядившийся из резервного фонда выделить товарный кредит в виде авиакеросина многострадальному AiRUnion. В России по-другому проблемы не решаются, только через царя-батюшку.
А теперь, когда все уже улетели, несколько слов о другом «государственном муже». Точнее, о госкоорпорации «Ростехнологии», в собственность которой передаются в настоящий момент пакеты акций авиакомпаний, входящих в AirUnion. Передаются уже достаточно давно, да все никак не могут определиться. Примечательно в этой истории то, что компания «Красэйр», имея колоссальные долги (как сообщает журнал «Эксперт-Сибирь», по итогам II квартала они составили 17 млрд. рублей), все также невозмутимо продавала билеты на свои рейсы, в том числе международные. И ожидала, когда же, наконец, перейдет под крыло «Ростехнологий». А когда к ней начали предъявлять претензии озлобленные аэропорты, она говорила: «Да не виновата же я. Сказано вам, идет процесс передачи акций холдинга».
Но та самая государственная корпорация, которая во всей этой ситуации по логике вещей должна была хоть что-то сказать, хранила глубокомысленное молчание. Да и то правда, какой смысл что-то пояснять рядовым пассажирам. Ведь на обломках почти что обанкротившегося AirUnion будет создан новый государственный авиахолдинг. И вот тогда-то мы с вами залетаем по-новому.