февраль 16, 2015
Власти граничащего с Республикой Алтай китайского региона Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР) предложили сделать контрольно-пропускной пункт в Кош-Агачском районе.
Китайский рынок.
Анна Зайкова
По словам Ахана Сайтихамуджа, пост начальника рабочего комитета НПКСК Алтайского округа СУАР, Синьцзян занимает важное географическое положение в экономическом поясе Шелкового пути, развитие которого Китай всеми силами продвигает в сотрудничестве со всеми заинтересованными странами. А так как "западный маршрут" газового трубопровода Китай-Россия (т.н. газопровод "Алтай") пройдет через синьцзянский округ Алтай, то и ускорение строительства КПП на границе с Россией отвечает государственным интересам Китая, интересам Синьцзяна, а также региональным интересам в целом. Реализация проекта позволит сделать Синьцзян более открытым внешнему миру и значительно повысит торговую, логистическую и инвестиционную привлекательность северных приграничных районов Синьцзяна.
Как стало известно, власти СУАР уже выбрали место возможного расположения КПП на 54-километровой линии общей границы между Синьцзяном и Россией. Им стал район Цзикэпулинь округа Алтай. Сейчас ведется экономико-технологическое обоснование проекта строительства. Власти СУАР готовы уже в ближайшем будущем подать проект на утверждение центрального правительства КНР.
Между тем, многие из китайских экспертов подчеркнули важность сотрудничества с российской стороной в этом деле. Они считают, что для ускорения открытия прямого торгового перехода через границу Синьцзяна с Россией необходимо поддерживать тесные контакты и консультации с российскими коллегами, в частности, по таким ключевым вопросам, как строительство трансграничных инфраструктурных объектов, совместная защита природной среды и укрепление законодательной базы для проведения совместного таможенного контроля.
заместитель директора института по изучению России при Академии общественных наук провинции Цзилинь Ян Сюефэн, Синьцзян в настоящее время осуществляет торговлю с Российской Федерацией только транзитом по автодорогам третьих стран - Казахстан и Монголию. Это требует больших временных затрат для грузовых перевозок и увеличивает финансовые расходы на транспорт.
Согласно данным таможенной статистики Китая, в прошлом году товарооборот между Синьцзян-Уйгурским автономным районом и Россией достиг 2,15 млрд долларов США, что почти в 4 раза превысило зарегистрированный показатель 2013 года. Обнародованные цифры, по заверению китайских экспертов в области внешнеэкономических связей, с одной стороны, свидетельствуют об огромном потенциале торгового сотрудничества СУАР с его северным соседом, а с другой стороны, вновь фокусирует внимание китайских властей на проблему отсутствия между СУАР и Россией прямого трансграничного торгового сообщения.