март 16, 2015
В Зональном районе работает не много производственных предприятий. А одно из них является уникальным для нашего региона. Это компания "Сибирский баррель", которая занимается переработкой углеводородного сырья. Два года назад федеральные и местные средства массовой информации анонсировали строительство "Сибирским баррелем" крупного завода по выпуску бензина. Руководитель компании Олег Крохин в интервью нашему изданию объяснил, что в той информации было правдой, а что нет, а также рассказал о текущей деятельности предприятия и его бизнес-планах. Например, по сотрудничеству с Китаем.
Бизнес Олега Крохина в Зональном районе не только приносит прибыль, но и помогает социальной сфере села.
Анна Зайкова
— Олег Иванович, в 2013 году СМИ сообщили о грандиозных планах компании "Сибирский баррель" по строительству в Зональном районе нефтеперерабатывающего завода мощностью до 1 млн тонн сырья в год. Но потом об этом проекте информации не было никакой. Существовал ли он на самом деле?
— Да, мы планировали в перспективе расширение производства до указанных мощностей и заявили об этом при включении компании "Сибирский баррель" в Реестр проектируемых, строящихся и введенных в эксплуатацию нефтеперерабатывающих предприятий России, ведущийся Министерством энергетики РФ. Это было необходимо для того, чтобы предприятие получило доступ к сырью, то есть имело право приобретать нефть.
Что касается сообщений СМИ в 2013 году о наших планах, то я никаких интервью тогда не давал. Основная опубликованная тогда информация — это в большей степени вымыслы. Доходило до того, что одно из изданий сообщило, что завод будет строиться в Барнауле, по этому адресу, где мы с вами находимся, — на улице Весенней. И пошли комментарии: "Как же можно строить нефтеперерабатывающий завод в реликтовом бору?!". Было много и другой противоречивой информации. Но, повторюсь, у меня никто официальных комментариев о планах компании "Сибирский баррель" не брал.
В настоящее время мы подыскиваем необходимую производственную площадку и изучаем опыт других предприятий. Например, были в городе Стрежевом в Томской области. Там работает довольно молодой завод — ему 15 лет. Его построили нефтяники для собственных нужд. Это, скажу вам, прекрасный завод.
— Если вернуться к проекту вашей компании, который вошел в реестр Минэнерго, каковы были его параметры?
— Проектом предполагалось, что на выходе мы должны получать товарный продукт — бензины и дизельное топливо, соответствующие всем предъявляемым нормам. Чтобы с этим продуктом выйти на топливный рынок.
— Во сколько оценивался проект в денежном выражении?
— Отвечу вам так: завод больших промышленных масштабов нет нужды строить в Алтайском крае. Что касается планируемых объемов переработки, то это не больше 1 млн тонн нефти в год. Для гигантов отрасли это мелочь, а для небольшой частной компании — очень крупный проект.
— И вы от него не отказались?
— Не отказались. Помимо площадки для строительства, удаленной от населенных пунктов, сейчас мы подыскиваем проектировщиков и соинвесторов. В селе Зональном, где в данное время работает наше перерабатывающее предприятие, расширяться и строить новый завод нет физической возможности. Добавлю, что мы обратились в администрацию Алтайского края, и там есть определенные предложения по выбору площадки, где наши мощности никому бы не помешали.
— Наступивший экономический кризис как влияет на ваши планы?
— Он их отодвигает. До декабря прошлого года был определенный оптимизм, сейчас — режим ожидания. Я думаю, лучшие времена наступят для всех.
— Олег Иванович, следующий вопрос о заводе в Зональном. Как вы пришли в этот бизнес?
— Еще до завода в Зональном я много лет занимался поставками нефтепродуктов в край и, когда узнал, что предыдущий владелец завода из-за финансовых трудностей выставил предприятие на продажу, выступил покупателем. А дальше все пошло своим чередом.
Скажу вам, что предприятие в Зональном оказалось не таким высокотехнологичным, была масса скрытых дефектов. Мы долго восстанавливали завод, привлекая специалистов, обучая людей. А это серьезные затраты. На сегодняшний день на предприятии работает, как я считаю, элита рабочего класса села Зонального. Это очень ответственные люди.
— Для обывателя "Сибирский баррель" — это производитель бензина для АЗС. Но это, как я понимаю, не так. Расскажите, какие виды продукции выпускает завод?
— Главный конечный продукт, который идет напрямую потребителю, — это мазут. Очень многие котельные Алтайского края пользовались и пользуются нашим мазутом. За него мы неоднократно получали медали на престижных межрегиональных конкурсах.
Второй продукт — бензин-растворитель нефрас. Это продукт первичной переработки нефти, требующий дальнейшей переработки.
Еще одна фракция — это атмосферный газойль. Прямого применения в автомобильном и тракторном хозяйстве он не находит, востребован в основном на зерносушилках, элеваторах и т. д.
— Кто выступает контрагентами "Сибирского барреля"?
— Все поставщики сырья — из Новосибирской области.
— У вашей компании действительно есть контракт на поставку мазута в Китай?
— Контракт есть. Но я не являюсь его держателем. Это наши поставщики из Новосибирской области.
В 2014 году мы поставляли мазут в Киргизию. Там одна китайская компания построила завод по переработке углеводородного сырья, она и является покупателем нашего мазута. И китайцы, обладая определенными технологиями, умудряются из нашего мазута "выдавливать" светлый нефтепродукт — бензины и дизтопливо. Они для этих целей скупают мазут по всей Сибири. Весь переработанный российский мазут из Киргизии поставляется непосредственно в Китай. Они молодцы!
В ближайшей перспективе подписание контракта на поставку нашей продукции непосредственно в Китай. По условиям контракта, отгружаться продукция должна со станции Зональная в Алтайском крае. Китайцы готовы закупать очень много мазута.
— В некоторых регионах Сибири работают небольшие предприятия по выработке бензина. Их еще называют "самоварами". На ваш взгляд, почему такие мини-заводы не строят в Алтайском крае?
— Это только кажется, что открыть такой завод просто. На самом деле это очень дорогое удовольствие.
— То есть в крае на это просто нет денег?
— Не в этом суть. Гораздо проще не производить бензин, а заниматься его перепродажей. Ведь производство связано с рядом серьезных трудностей. Необходимы крупные оборотные средства, само технологическое оборудование должно соответствовать всем требованиям. Соответственно, нужен обученный персонал, который необходимо постоянно контролировать. Плюс регулярный жесткий контроль со стороны надзорных органов. Для примера: в 2014 году у нас было 18 проверок. При этом контролеры при выявлении малейших недочетов вправе инициировать приостановку деятельности предприятия на срок до 90 дней. А что это будет значить для завода, функционирующего в непрерывном цикле? Предприятие стоит, люди сидят без работы, соответственно, не получают зарплату. Не всякий это выдержит.
Поэтому, может быть, у кого-то в крае и есть свободные средства для строительства завода по производству бензина. Но я повторюсь, это очень сложный и рискованный бизнес. Не каждый возьмет на себя такую ответственность.
— В сельской местности считается нормальной практикой, когда предприятия несут определенную социальную нагрузку. "Сибирский баррель" как-то помогает Зональному?
— Да. Мы, например, уже несколько лет частично спонсируем праздничные и спортивные мероприятия, которые проходят в селе. Я — многодетный отец и очень люблю детей, поэтому взял под опеку два детсада. На Новый год их воспитанникам мы приобретали подарки. Кроме того, в этих детсадах нами оборудованы игровые площадки и проведен ремонт зданий. В прошлом году за собственные средства мы заасфальтировали одну из улиц села.
Добавлю, что наше предприятие нуждается в кадрах. У нас есть очень хорошие специалисты, но у них подходит пенсионный возраст, нужна молодежь. Поэтому мы планируем за счет предприятия реализовать программу обучения молодежи из числа жителей Зонального, которые готовы работать на нашем заводе.
О пожаре
— Год назад на нашем предприятии в Зональном случился пожар. На одном из участков произошел перепад давления, во фланцевом соединении выдавило прокладку. Струя горячей нефти прыснула на печь. Произошло возгорание. Нас потом обвинили, что в оборудовании не было сбросных клапанов. Но их и по проекту не должно было быть. Однако главное не это. Главное, что никто не погиб и не был травмирован. Пользуясь случаем, хотел бы принести извинения жителям Зонального за тот инцидент и заверить, что нами принимаются все меры по недопущению подобных происшествий в будущем.
О зарплате и налогах
— На заводе работают 50 человек. У каждого из них в семье три-четыре человека. То есть можно сказать, что примерно для 200 человек мы являемся источником дохода. Для работников предприятия предусмотрены бесплатное питание и ежегодный медицинский осмотр. Средняя зарплата на заводе порядка 15 тыс. рублей. Все налоги "Сибирский баррель" перечисляет в местный бюджет.
Олег Иванович Крохин родился в 1960 году в Барнауле. Окончил Новосибирский институт народного хозяйства, получив экономическое образование. Работал сначала на механическом заводе, затем на предприятии по производству строительных материалов. Далее занимался производством обоев на одном из предприятий Барнаула. В последствии осуществлял поставки товаров народного потребления из Китая. Владельцем "Сибирского барреля" стал в 2009 году. Также ему принадлежит нефтебаза в Барнауле.
Женат, воспитывает четверых детей. Хобби — охота и спорт.