апрель 7, 2015
Польские эксперты смогли расшифровать еще треть переговоров в кабине разбившегося под Смоленском самолета Ту-154М с президентом Лехом Качиньским на борту. Из расшифровки следует, что рядом с пилотами до самого столкновения с землей находился командующий ВВС Польши Анджей Бласик, оказывающий давление на экипаж, сообщила во вторник польская радиостанция RMF24.
Следователи расшифровали на треть больше слов, чем это было сделано ранее. Новые данные свидетельствуют о том, что в кабине Ту-154 до самого конца находился командующий ВВС Польши генерал Анджей Бласик и экипаж постоянно беспокоили перед посадкой посторонние лица.
По мнению экспертов, Бласик сказал пилотам во время снижения самолета: "Дело в том, что мы должны это сделать до конца". И уже на высоте 300 м над землей заверил командира экипажа: "Поместишься. Смелее". Сразу за этим доносятся второй, третий и четвертый сигналы тревоги: "Впереди земля" и "Pull up!" (набор высоты).
Через 18 секунд в салоне слышится "звук, похожий на разрушение структуры при столкновении". Через 20 — последний аварийный "Pull up!". Через 24 секунды аудиозапись с сильным треском прерывается.
Польский "борт №1" разбился при заходе на посадку на аэродроме "Северный" при плохих погодных условиях утром 10 апреля 2010 года. Погибли 96 человек, включая президентскую чету и ряд высокопоставленных чиновников и армейских руководителей.
В 2011 году Межгосударственный авиационный комитет (МАК), расследующий авиакатастрофы в СНГ, заявил, что непосредственной причиной крушения Ту-154 стало решение экипажа не уходить на запасной аэродром из-за плохой видимости, а также психологическое давление, которое на летчиков оказывали высокопоставленные пассажиры, находившиеся в кабине воздушного судна, в том числе, главком ВВС Польши Анджей Бласик и руководитель протокола президента. Кроме того, трагической развязке способствовали недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа, установил МАК.
27 марта 2015 года главная военная прокуратура Польши подготовила постановление о предъявлении обвинений двоим российским диспетчерам по делу о крушении самолета Ту-154 под Смоленском.
Военная прокуратура предлагает предъявить одному из диспетчеров обвинение в создании непосредственной опасности в воздушном движении, второму — в непредумышленном доведении ситуации до катастрофы в воздухе, пояснил прокурор Иренеуш Шелонг.
В Следственном комитете России отвергли обвинения Варшавы в адрес российских авиадиспетчеров. "По результатам, имеющимся на настоящий момент, никаких нарушений в действиях группы руководства полетами выявлено не было", — заявил официальный представитель СКР Владимир Маркин. Все они действовали в точном соответствии как с инструкциями, так и с международными нормами, подчеркнул он, пишет .