Игреки в деле. В чем особенности и вдохновение бизнеса поколения Y

апрель 22, 2015

Бизнесмены, открывавшие первые компании в 90-х, не завидуют нынешним старт­аперам: свободных ниш мало, кредиты дороги. Но молодые алтайские дельцы упорно находят новые области, "встревают" в уже известные и не сдаются. "Возраст не имеет значения при открытии дела", — утверждают бизнесмены. "У молодых — преимущество", — все же признают они. "Свободный курс" поговорил с предпринимателями Барнаула разных поколений, чтобы понять, что привело их в бизнес и каково было начинать его с нуля 20 лет назад и в наши дни.

Kennedy’s Coffee.

Ленивые, инфантильные, не приспособленные к испытаниям. Такой видится нынешняя молодежь (поколение Y, представителям которого сейчас 14–29 лет) многим старшим, потому что она не знала дефицита и разрухи в стране. Однако вопреки стереотипам современные предприниматели начинают "взрослую жизнь" рано — в 20–25 лет. Александр Шатров (27 лет), директор завода стеновых блоков, считает, что так происходит из-за изменившегося имиджа предпринимательства в России.

Александр Шатров,
директор завода стеновых блоков:

Сегодня информационное пространство с детства внушает человеку, что бизнес — это хорошо. На заре российского рынка такого не было. Я занялся бизнесом в 21 год, в 2009 году. В составе стройбригады заработал 50 тыс. рублей, вложил их в предприятие по сборке строительных вагончиков. Собрал свою бригаду, снял небольшой цех. На вагонах заработал где-то 300 тыс. рублей. Взял потребительский заем — стало 800 тыс. На них я в 2012 году создал заводик в том же цехе, где собирал вагоны.

Главным преимуществом старта бизнеса в 90-е все начинавшие тогда называют пустоту рынка. "Мы ходили по золоту. Под ноги посмотри — и найдешь что делать", — вспоминает Виктор Филипчук, учредитель торговой сети "Новэкс". "В 90-е деньги валялись везде, — вторит ему Сергей Мухортов, основатель компании “Алтайский букет”. — Производи что угодно — все будет востребовано. Расти можно было двухкратно за год. Сейчас крупное производство затеять, по-моему, нереально".

Но Александр Шатров затеял. Ничего не зная о производстве газобетона, он вышел на рынок, где уже работало много аналогичных заводов. Сегодня его производство — одно из крупнейших в отрасли в крае, мощность — 100 кубометров газобетона в день. "Мне всегда хотелось именно производство. Чтобы я приходил на работу и видел, как люди на своих местах что-то делают, работает система. Учился я в процессе, — рассказывает Шатров. — Так что не надо бояться, надо брать и делать. Не важно, что рынок занят. Ум молодого новичка всегда острее, а взгляд свежее".

Радость и адский труд

Но жизнь в спокойное время действительно наложила свой отпечаток и на главный мотив молодого поколения предпринимателей, и на характер компаний, которые они открывают. Этот мотив — удовольствие от жизни. Как говорит владелица 11 брендовых магазинов в Барнауле Ирина Чанцева, в 90-е в бизнес шли в первую очередь чтобы обеспечить семью и выйти на новый уровень достатка. Азарт приходил потом. Сегодня радость и драйв для молодых коммерсантов вышли на первое место.

Анастасия Куркова (25 лет),
соучредитель агентства по организации свадеб “Выходи за него”:

Когда я ушла с работы по найму, главным мотивом было получать удовольствие от деятельности, а не заработать много денег. Ты получаешь положительные эмоции, даришь их людям, необычно проводишь время, знакомишься с интересными людьми... Теперь при слове “работа” у меня не искривляется лицо, а наоборот — я улыбаюсь.

Зеркальный декор.

Чтобы обеспечить вещами первой необходимости себя, бизнесмены после развала СССР обеспечивали ими и других. Продукты питания, бытовая химия, косметика, одежда — вокруг этого, отвечая на нужды времени, завертелись первые торговля и производство. Кофе навынос, доставка букетов, свидания на крыше, антикафе, магазины хэнд-мейда, дизайн-мастерские — такие дела открывают сегодня не только потому, что это интересно владельцам. На это обратил внимание потребитель.

Не все новинки времени приживаются в Барнауле ("кофейня-книжная", например, закрылась). Но некоторые задают тренд. Сеть микрокофеен появилась на рынке два года назад первой в своем формате. Как и предрекали эксперты, за это время у компании появилось более 15 конкурентов. Но учредители Kennedy's Борис Родионов (27 лет) и Андрей Устьянцев (27 лет) реагируют на это спокойно. Своих целей они достигли: бизнес приносит радость и доход, развитие есть. У молодых людей работают три точки в Барнауле и четыре — по франшизе в других городах. Годовой оборот компании — 11 млн рублей.

Вопреки еще одному мифу, радость от предпринимательства у молодежи редко связана с возможностью безделья. Опыт чего-то достигших молодых компаний на Алтае показывает, что их владельцы не стремятся к пассивному доходу. Как и бизнесмены с двадцатилетним опытом, залогом успеха они называют "адский труд".

Александр Шатров сообщил, что работает по 15 часов в день, а последний выходной у него был в ноябре. Учредительницы дизайн-мастерской Bonjour Анна Коваль (26 лет) и Анастасия Василенко (27 лет) с момента основания два года назад большую часть функций выполняют в компании сами. "Нам нравится работать. Мы хотели бы отстроить бизнес в максимально самостоятельную систему. Но для того, чтобы больше времени уделять стратегии развития. Когда поглощен текучкой, планировать тяжело", — говорит Анна Коваль.

Или рэкет, или госмашина

Когда рынок в стране находился в зачатке, законов для предпринимательства не было. "Налоговая Железнодорожного района создавалась с нуля в то же время, что моя компания, — говорит Виктор Филипчук. — Как и система арбитража". С одной стороны, все, кто тогда начинал, видели в этом плюс — ничто не сдерживало развитие смелых. С другой — все сделки сопровождались большими рисками. Никто ни от чего не был защищен законом.

С точки зрения директора компании "Старые традиции" Павла Тулина, бизнес и сегодня со стороны государства защищен слабо. И еще неизвестно, что хуже: рэкет в прошлом или раздутая государственная машина в настоящем. Однако к нашему времени появилось разделение на малый, средний и крупный бизнес со своими правилами игры. И преференции для ИП, которые позволяют начинать с малого.

Агентство свиданий Podkat.

Стартовые инвестиции для Kennedy's Coffee составили 700 тыс. рублей. Для агентства организации необычных свиданий Podkat — 3,5 тыс. рублей, для мастерской Bonjour — 50 тыс. рублей. Спортклубам "К2" площадью по 600 и 1,1 тыс. кв. метров с 2 тыс. клиентов четыре года назад начало положил "убитый" спортзал на 300 кв. метров с 35 клиентами. Молодые предприниматели в Барнауле в основном оформляются как ИП, не жалуются на налоги и не чувствуют давления со стороны государства. Они стараются свести контакты с ним к минимуму.

Сергей Витман (27 лет),
соучредитель "К2":

Мы поначалу хотели договориться с местной властью, чтобы нам возмещали часть арендной платы по одной программе. Но выяснилось, что для арендаторов частных площадей эта программа не действует. Чтобы получить грант в 300 тыс., нужно потратить 300 часов. Мы решили, что за такое время и сами эти деньги заработаем.

В итоге они с партнером Евгением Голошубовым (27 лет) обошлись собственными и кредитными средствами. Для покупки старого спортклуба тандему молодых фитнес-тренеров понадобилось около 1 млн рублей. По мере расширения и смены барнаульского оборудования на итальянское инвестиции росли. Но рос и доход. "К2" предложил рынку схему месячных абонементов в спортзалах высокого уровня — раньше такие можно было купить только в залы эконом-класса. Оказалось, чтобы спортклуб оставался на плаву, не обязательно продавать только годовые абонементы, как это делают старейшие игроки рынка. "70% наших клиентов выбирают помесячную оплату, на это и был рассчитан бизнес-план, — говорит Сергей Витман. — Средняя себестоимость нашего клиента — 1050 рублей в месяц, то есть ровно 50% цены месячной карты".

К2 спорт.

Открыть третий "К2" в Барнауле пока мешает кризис: кредиты в банках стали неподъемными. Однако учредители все же планируют запустить его в ближайшие два года.
На ставки по кредитам сетует и Александр Шатров: он намерен открыть в мае производство бетона, в нынешних условиях это тяжелей, чем планировалось. Владельцы бизнесов меньших масштабов (Bonjour с месячным оборотом 450 тыс. рублей, Podkat с оборотом 200–300 тыс. в месяц и другие) слабее ощутили спад российской экономики. По сравнению с крупным производством у них в разы меньше не только прибыль, но и риски. Поэтому предприниматели констатируют: лучшей помощью государства для поднятия отечественного производства и других предприятий было бы выведение экономики из кризиса.

Знания vs опыт

Бизнесмены старшего поколения признают, что сегодня роль образования для ведения своего дела выросла. Преимуществом считают и ранний старт.

Андрей Олишевский,
директор компаний “Алтайская ярмарка” и “Кафе де Ляфе”:

С возрастом начинать свой бизнес сложнее. Когда молод, более склонен к риску. Уровень ответственности меньше, пока нет семьи и большого штата персонала.

Однако в конечном итоге ни вузовские корочки, ни возраст не являются решающим фактором успеха.

Дипломы менеджеров и степени MBA есть далеко не у всех преуспевающих бизнесменов в Барнауле независимо от того, когда они начинали. При этом ошибки в начале пути совершали все. "Первые девять месяцев мы работали в ноль и в минус, потому что неправильно высчитали себестоимость, — со смехом вспоминает Анастасия Василенко. — Высшее образование нужно для расширения кругозора, но что касается бизнеса — тут очень многое можно узнать только на практике".

Предприниматели сходятся в одном: успех компании не гарантируют крупный стартовый капитал и нужные знания. Чего-то достигает тот, у кого ничего этого нет, — но он все равно начинает. Не важно, в какую эпоху.

Справка

Департамент социологии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации к концу 2014 года подготовил портрет малого и среднего бизнеса в 35 городах России с населением более 500 тыс. человек. Согласно ему, стать предпринимателем стремятся молодые люди, студенты из обеспеченных семей и семей среднего достатка. Среди студентов лишь 22% планируют создание своего дела. В США, по данным аналогичных опросов компании Gallup, таких 33%. При этом в США к предпринимательской деятельности молодые женщины стремятся чаще мужчин, а в России мужчины доминируют с большим отрывом. Самая популярная сфера приложения сил малого и среднего бизнеса в России — оптовая и розничная торговля, 38% компаний работают в этой сфере. В производстве — только 11% из них.

Первые шаги гигантов


Торговая сеть "Новэкс"

Окончил АлтГТУ, специальность "Технологии машиностроения". Работал по комсомольско-партийной линии, был начальником отдела кадров Барнаульского радиозавода. Открыл малое предприятие "Новэкс" в 1990 году в 37 лет.


Рекламно-производственная фирма "Продвижение"

Окончил АлтГТУ, специальность "Технологии автоматизированного производства". Работал на "Трансмаше". Создал компанию "Аливи" по сдаче в аренду рекламоносителей в 1995 году, в 26 лет.


Производство косметики и бытовой химии "Ренессанс Косметик"

Окончил факультет промышленного и гражданского строительства АлтГТУ; социально-политический институт в Новосибирске по специальности "политолог". Прошел путь от мастера до главного инженера управления треста "Барнаулжилстрой". Создал базовую площадку для "Ренессанс Косметик" — компанию "Реноме" (оптовая и розничная торговля косметикой и парфюмерией) в 41 год, в 1992 году.


Макаронное производство "Алтан", кафе "Гранмулино", отель "Улитка"

Окончил АлтГТУ, специальность "Машины и аппараты пищевых производств"; аспирантуру Московского технологического института пищевой промышленности; получил степень DBA (Doctor of Business Administration). Основал "Научно-производственный кооператив “Алтан”" в 26 лет, в 1988 году.


Строительная компания "Жилищная инициатива"

Окончил АлтГТУ, специальность "Промышленное и гражданское строительство". Работал начальником участка СУ-40 предприятия "Барнаулстрой". Создал "Жилищную инициативу" в 33 года, в 1997 году.


Торговая сеть "Мария-Ра"

Окончил Барнаульский педагогический институт, факультет физвоспитания. Шесть лет работал учителем физкультуры в школе №64. Организовал животноводческую ферму в Горном Алтае в 39 лет, в 1990 году. В марте 1993-го был открыт первый магазин "Мария-Ра".


Торговая сеть "Аникс"

Окончил Новосибирский электротехнический институт, специальность "Инженер механик-исследователь". В 1993 году, в 22 года, стал гендиректором "Торгового двора “Аникс”".


Компания "Алтайская ярмарка", ресторанный бизнес "Кафе де Ляфе"

Окончил юрфак АГУ, получил MBA в Академии народного хозяйства при Правительстве России (специализация — "Выставочный менеджмент"). Работал на "Трансмаше". Возглавлял комитет по делам молодежи администрации Железнодорожного района Барнаула. Организовал компанию "Алтайская ярмарка" в 1994 году, в 31 год.

Цифра

56 тыс. индивидуальных предпринимателей зарегистрировано в Алтайском крае по состоянию на 1 января 2015 года