ноябрь 10, 2008
Послание президента России Федеральному Собранию стало для Дмитрия Медведева первым на посту главы государства. Эксперты предполагали, что в речи будет очерчен план его действий на ближайшие четыре года и прозвучат смелые предложения. Вопрос был в том, какие инициативы он озвучит: направляющие развитие государства в либеральное русло или еще сильнее укрепляющие существующий строй. Верным оказался второй вариант. Предложения Дмитрия Медведева предполагают изменение конституционных основ государственного устройства. Эксперты «ВД» поделились своим мнением о том, какие из корректив носят принципиальный характер.
1. Увеличение сроков полномочий президента и Госдумы до шести и пяти лет соответственно.
Воплощение в жизнь этой инициативы требует внесения поправок в Конституцию. Впрочем, президент подчеркнул, что речь идет не о конституционной реформе, а лишь о корректировке. Предложенные им изменения не требуют проведения всенародного референдума. Необходимо будет согласие двух третей депутатов Госдумы, трех четвертых сенаторов и одобрение парламентов не менее чем двух третей регионов России.
Сторонники продления полномочий и ранее аргументировали свою позицию тем, что за четыре года глава государства не в силах довести до логичного завершения начатые реформы. «Решение о продлении сроков полномочий не говорит о намерении сохраниться у власти, – полагает Михаил Литвинов, директор PRагентства «Имидж-Алтай». – Это желание более эффективно использовать возможности».
С ним категорически не согласен независимый политик Владимир Рыжков, выразивший свою позицию на личном сайте. Ревизия Конституции, по его мнению, – это то, «чего больше всего опасались российские сторонники демократии и правового государства». По его словам, тем самым «правящая страной группа и ею же сформированный состав Госдумы стремятся максимально продлить сроки своего пребывания у власти».
С ним согласен и алтайский политолог Юрий Чернышов: «Уже сегодня раздаются голоса о том, что эти поправки нужно принять быстро и применить их к уже избранным депутатам и президенту». Действительно, одним из ключевых вопросов, ответ на который не совсем ясен, состоит в том, кого же коснутся конституционные изменения: действующих президента и депутатов Госдумы или будущих? Мировая практика предусматривает, что любые изменения в законодательстве о выборах действительны для следующего избирательного цикла. «Однако в случае острого прохождения экономического кризиса в 2009 году нельзя исключать досрочных выборов президента и Думы уже в конце будущего года», – предполагает г-н Рыжков.
2. Кандидатуры будущих губернаторов должны представлять президенту только партии, набравшие наибольшее число голосов на региональных выборах.
До сих пор закон закреплял право президента внести кандидатуру главы региона после предварительных консультаций с местным парламентом. В случае закрепления законодательной инициативы г-на Медведева акценты сдвинутся: советоваться станут с партией власти, поскольку ее превосходство в региональных парламентах сегодня неоспоримо.
«Давайте признаем, что до сих пор депутаты немного изображали, что несут ответственность за назначение губернатора. После реализации инициативы президента эта ответственность станет реальной », – считает Михаил Литвинов.
«Должны быть взаимосвязь и совместное сотрудничество между большинством парламента и губернатором. Хуже, когда президент назначает главой региона человека, никак не связанного с этим большинством», – убежден депутат-коммунист Игорь Вольфсон.
3. Использование денежного залога на выборах должно быть отменено.
Эта инициатива не нова. Парламент Пермского края уже внес такое предложение в Госдуму, чем вызвал негодование оппозиционных партий. «Избирательный залог оставался единственным каналом для почти беспроблемной регистрации непарламентских партий, – считает Ярослава Шашкова, руководитель Центра политического анализа и технологий Алтайского госуниверситета. – В связи с этим не очень понятен другой посыл президента – о сокращении числа подписей, необходимых для регистрации. Все ведь уже давно поняли, что главное – не то, сколько подписей собрано, а то, как их проверили».
4. Совет Федерации должен формироваться только из депутатов региональных и муниципальных парламентов, а ценз оседлости должен быть отменен.
Эта инициатива оценивается двояко. С одной стороны, предложение президента снимает все претензии к тому, что сенат стал прибежищем олигархов и бывших высоких чинов, представляющих регионы, где они никогда не жили.
«Это действительно хотя бы отчасти сможет вернуть российскому сенату характер палаты регионов », – полагает Владимир Рыжков.
С другой стороны, по мнению Ярославы Шашковой, возникает другая опасность. Никто не мешает бизнесменам и политикам федерального уровня с тем же успехом купить себе место в партийном списке на выборах регионального и муниципального парламента – с прицелом на Совет Федерации.
Вице-спикер алтайского парламента Сергей Землюков более сдержан в оценке: «Конечно, таким образом повышается роль местных представительных органов, однако эта инициатива требует существенных уточнений».
5. Муниципальные законодательные органы смогут отстранять от должности глав городов и районов.
Здесь также возникает необходимость внятных разъяснений, иначе появится правовая коллизия. Как можно дать право, скажем, Гордуме отстранить мэра, которому кредит доверия оказали избиратели? Депутаты оспорят выбор населения? «Я считаю, избранный глава не может быть отстранен депутатами, а для назначенных по контракту такая процедура должна быть предусмотрена», – говорит Юрий Гальченко, заместитель председателя комитета по местному самоуправлению АКЗС. Впрочем, решение этой коллизии напрашивается само собой. «Думаю, это предложение если не запустит механизм назначения глав, то будет этому способствовать», – полагает Михаил Литвинов.
«Все эти поправки на словах призваны укрепить вертикаль власти, однако на самом деле они ее ослабляют, потому что власть лишается легальных способов обновления », – резюмирует Юрий Чернышов.