май 4, 2015
Страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) снизят импортные пошлины на комплектующие (не производимые в ЕАЭС) для выпуска электромобилей, их базовых компонентов, а также для электрозаправочных станций. Это следует из проекта плана поддержки производства и использования электромобилей в странах союза, рассчитанного на 2015–2017 гг. (копия есть у "Ведомостей"). Документ был одобрен во вторник вице-премьерами России, Казахстана, Белоруссии и Армении, пишет газета "Ведомости".
"Объединив <...> ресурсы государств – членов ЕАЭС, мы сможем создать конкурентные производства электромобилей", – говорит министр промышленности Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Сергей Сидорский. В основу плана были положены предложения России, уточняет представитель промышленного блока ЕЭК. Белорусской и казахстанской сторонами предложено исключить ряд пунктов, касающихся в том числе мер налогового стимулирования и отмены утилизационного сбора для электромобилей.
Решение по импортным пошлинам на комплектующие для электромобилей планируется принять в 2015-2016 гг. Сегодня ставки в среднем составляют 5-10%, они могут быть обнулены, уточняет представитель промышленного блока ЕЭК. Сейчас в рамках союза поддерживается импорт готовых электромобилей – до конца 2015 года действует нулевая ставка. На гибридные автомобили льгота не распространяется, но на компоненты для их производства в рамках ЕАЭС, скорее всего, будет, говорит представитель ЕЭК.
Чиновники надеются, что снижение пошлин на комплектующие простимулирует локальное производство, которое находится в зачаточном состоянии. Например, электробусы КАМАЗа и "Группы ГАЗ" еще проходят испытания. Чуть дальше продвинулся АВТОВАЗ, разработавший электромобиль на базе Lada Kalina, который пока продается в мизерных объемах. К примеру, в 2014 году на АВТОВАЗе было выпущено всего 33 автомобиля Lada El Lada, гласят данные "АСМ-холдинга".
В прошлом году в ЕАЭС было ввезено около 300 электромобилей, весь парк не превышает 1000 штук, говорит сотрудник ЕЭК. В западных странах на электромобили приходится 3-5% рынка, исходя из этого в России через 3-5 лет могло бы продаваться более 100 тысяч таких машин, говорит совладелец Revolta Motors Максим Осорин. Но важно, чтобы по льготной ставке ввозились компоненты исключительно для электромобилей и механизм не использовался для обычных машин, отмечает аналитик "ВТБ капитала" Владимир Беспалов.
Мера снизит себестоимость электромобилей, они станут доступнее, это повысит спрос на них, следом возникнет интерес со стороны глобальных производителей комплектующих, которые могут наладить производство в ЕАЭС, рассуждает представитель КАМАЗа. Импортируются такие компоненты, как аккумуляторы, двигатели, говорит представитель АВТОВАЗа. По его информации, в России уже готовится производство зарядных станций и других компонентов для электромобилей.
Спрос тормозит и неразвитость зарядной инфраструктуры, продолжает представитель АВТОВАЗа. Такие станции появляются в основном в Москве, но и здесь количество невелико, до конца года их будет 300 штук (проекты реализуют "Россети" через МОЭСК, "Мосэнерго", Revolta Motors совместно с Yota), а потребности Москвы в ближайшие 3-4 года, по оценке М.Осорина, минимум 1500 штук.
Проект плана для ЕАЭС предусматривает льготы для организаций, размещающих у себя электрозаправки, а владельцам таких машин могут разрешить свободный проезд по выделенным для общественного транспорта полосам и платным дорогам, бесплатную парковку, - сообщает "".