май 7, 2015
В Барнауле 29 апреля на базе ИД "Алтапресс" прошла конференция "Развитие малого и среднего бизнеса в Алтайском крае: вызовы, угрозы, возможности и перспективы". По масштабу она немного уступала некогда традиционным съездам алтайских предпринимателей, но по накалу — ничуть. Наиболее активными оказались секции, посвященные налоговой тематике и проверкам.
Конференция "Развитие малого и среднего бизнеса в Алтайском крае: вызовы, угрозы, возможности и перспективы".
Анна Зайкова
В условиях кризиса и вытеснения малого бизнеса крупными сетевыми компаниями главным преимуществом предпринимательства должна стать прозрачная и предельно простая система налогообложения, считают участники форума. Сегодня, по словам представителей бизнеса, она таковой не является. И это наравне с общим ростом совокупной налоговой нагрузки, полагает член правления АСП Татьяна Ларина, — одна из главных причин непопулярности предпринимательской деятельности, роста теневой составляющей и недостаточной инвестиционной привлекательности региона.
Общая налоговая нагрузка, включая все отчисления в фонды, для многих компаний едва не достигает 50% от доходов, что создает не слишком оптимистичные условия для развития бизнеса и, соответственно, подвигает предпринимателей к уводу зарплаты сотрудников в тень. "Если бы мы показывали всю зарплату, нас осталось бы процентов 10", — эмоционально прокомментировала эту тему директор кадрового агентства "Персонал" Анна Новикова, которая задала вопрос, что именно делает государство для того, чтобы бизнес занимал социально ответственную позицию на рынке труда.
О шагах властей в части снижения налоговой нагрузки рассказал Евгений Дешевых, начальник краевого управления по развитию предпринимательства. Он отметил, что на федеральном уровне разрабатываются проекты законов, предусматривающие возможность снижения ставок для плательщиков УСН и ЕНВД. Впрочем, Татьяна Ларина заметила, что обсуждаются они с начала года, а срок их принятия по-прежнему неизвестен. Однако ряд послаблений для бизнеса на общегосударственном уровне был принят. Во-первых, предусмотрены налоговые каникулы для вновь зарегистрированных предпринимателей. Но федеральный закон рамочный, все условия должны определить в регионах, а в крае документ еще только разрабатывается. Во-вторых, были внесены изменения в систему патентного налогообложения. Но и здесь в крае окончательных решений пока не принято.
О патентах на форуме, вообще, говорили достаточно много. Все признали, что в крае система в ее первоначальном виде провалилась, — в 2014 году было выдано только 68 патентов. Для сравнения: в Красноярском крае и в Новосибирской области — более 1,4 тыс. штук. Патенты оказались для ИП в крае, особенно имеющих наемных работников, менее выгодным вариантом, чем УСН или ЕНВД. Кроме того, по данным Татьяны Пироговой, доцента кафедры в Финансовом университете при правительстве РФ, анализ стоимости патентов в разных регионах показал, что в крае она кратно выше.
Евгений Дешевых сообщил, что управление подготовило несколько предложений, как сделать этот спецрежим привлекательнее. Речь идет о том, чтобы дифференцировать стоимость патента в зависимости от численности населения и от количества наемных работников, а также уменьшить потенциально возможные годовые доходы для некоторых видов деятельности, которые являются низкорентабельными.
При этом мы пытаемся просчитать общую нагрузку на предпринимателя с учетом страховых взносов, чтобы она была сопоставима с другими спецрежимами.
Однако со стороны участников конференции прозвучали предложения по изменению системы налогообложения и по другим направлениям. Так, Татьяна Пирогова предложила властям расширить практику отсрочек и рассрочек налоговых платежей, широко применяемую в других регионах. По ее данным, из почти 5,5 млрд рублей отсроченных (рассроченных) платежей в России на долю Алтайского края приходится только 6,6 млн. "В нашем регионе этот инструмент не используется", — резюмировала она.
Депутат Барнаульской гордумы Юрий Ряполов считает, что краевым властям необходимо разработать систему финансового стимулирования городов и районов за показатели по развитию бизнеса.
Почему постоянно идет война между финкомитетом города и предпринимателями по коэффициенту ЕНВД? Потому что все краевые субвенции и дотации режутся ровно на сумму предполагаемых налоговых возможностей города при установлении максимального коэффициента. Поэтому финкомитет всегда настаивает на максимальном показателе. Краю, я считаю, нужно учитывать разные результаты работы бизнеса в территориях.
Вместе с тем налоговые поступления от бизнеса в Алтайском крае показывают положительную динамику ежегодно. В 2014 году плательщики спецрежимов пополнили казну края на почти 3,6 млрд рублей, более чем на 100 млн улучшив показатель 2013 года.
Около 50% предпринимателей Алтайского края имеют задолженность перед Пенсионным фондом России.
Секция, посвященная контрольно-надзорным функциям государства в отношении малого и среднего бизнеса, оказалась, пожалуй, самой жаркой. Эмоции здесь били через край. Но ответ на главный вопрос, как же снизить административное давление на бизнес, так и не прозвучал.
Региональный бизнес-омбудсмен Павел Нестеров сообщил, что в 2013 году в его ведомство поступило 24 жалобы от предпринимателей. В 2014 году было уже 161 обращение. С начала 2015 года — 68 жалоб.
Как видите, количество обращений растет. В основном это земельные и имущественные отношения. На втором месте — жалобы на деятельность надзорных и контрольных структур. Из всех поступивших жалоб 53% рассмотрены положительно.
Член правления Алтайского союза предпринимателей Людмила Замышляева начала с классики: "Главный герой “Собачьего сердца” говорит: “Мы их душили-душили-душили…” С шариковыми разобрались. А кто разберется с административным прессингом, который душил и сегодня еще крепче душит предпринимателей? Они, вместо того чтобы работать и поднимать экономику России, вынуждены идти в суд. Так, по данным Высшего арбитражного суда России, количество рассмотренных административных дел в 2013 году по сравнению с 2010 годом выросло в полтора раза. Штрафы выросли по сравнению с 2010 годом в 2,1 раза. И штрафы сегодня стали критерием оценки деятельности контрольно-надзорных органов".
В абсолютном большинстве случаев целью проверок является не выявление правонарушений, которые угрожают жизни и здоровью населения или подрывают интересы общества, а пополнение бюджета за счет штрафов. Это в лучшем случае. Многие нормативно-правовые акты прописаны таким образом, что позволяют надзорным органам на вполне законных основаниях привлекать бизнес к ответственности. И этот формальный подход стал повсеместным. Надо остановить эту машину — проверки носят тотальный характер.
Она же подняла очень актуальную для нашего региона тему: уголовные дела в отношении фермеров и руководителей аграрных предприятий, которых массово обвиняют в мошенничестве с субсидиями. Уголовных дел сейчас более полутора сотен. Среди осужденных известные в регионе аграрии. При этом в судах никто не отрицает, что на личные нужды руководители хозяйств не потратили ни копейки, — все пошло в развитие предприятий.
"Никто не защитил наших кормильцев от наездов правоохранительных органов. Что же такое? Люди тратят деньги не на свое благополучие и не на золото, а на развитие сельского хозяйства, — эмоционально заявила Замышляева. — А их тем не менее наказывают, вплоть до того что садят".
Александру Вайсу, исполнительному директору Союза фермеров Алтайского края, не понятно, почему эти претензии государства к аграриям не подпадают под гражданско-правовые отношения. По его словам, сейчас остро стоит вопрос о закрытии многих предприятий, руководители которых оказались под уголовным и судебным преследованием.
Фермер Александр Жаворонков — один из них.
В 2011 году мы все получали субсидии на поддержку дойного стада. Которое успешно сохранили. Но с 2012 года все попали под уголовные дела. Они очень успешно развиваются: кому-то уже дали условный срок, кто-то его еще ждет.
Однако, считает аграрий, в данном случае речь должна идти именно о гражданско-правовых отношениях. "Кстати, в Панкрушихинском районе два дела были прекращены на стадии следствия. По всем остальным идут условные приговоры. Одному человеку дали два года условно за 11 тыс. рублей. Хотя он еще до суда вернул все эти деньги. А на этом человеке держится малюсенькая, но деревня, — констатировал Жаворонков. И спросил: — Что же нам делать?!"
Начальник отдела прокуратуры края по надзору за соблюдением прав предпринимателей Марина Панчук постаралась немного успокоить аграриев: "Насколько я знаю, есть подвижки в применении статьи 159 Уголовного кодекса, которые буквально в феврале выдал Конституционный суд РФ. Возможно, это будет способствовать улучшению и развязке этой ситуации".
Также на форуме неоднократно поднимался вопрос об ответственности контролеров. Конкретный пример. Налоговая служба провела проверку фирмы, арестовала счета и доначислила ей крупную сумму. Руководитель фирмы обратился в арбитраж. Шел длительный судебный процесс, при этом работа фирмы была фактически парализована. В итоге предприниматель суд выигрывает. Кто возместит ему понесенные убытки и судебные расходы? Почему инспектор налоговой службы не оплачивает это из своего личного кармана?
Марина Панчук посоветовала в таких случаях обращаться в суд. По ее словам, есть практика взыскания денежных средств с нерадивых контролеров. В дальнейшем государство вправе подавать к чиновникам регрессные иски в пользу казны. "Такая маленькая практика есть, но, думаю, она будет развиваться", — сказала Марина Панчук. Руководитель УФАС по Алтайскому краю Степан Поспелов подтвердил наличие таких примеров и рекомендовал предпринимателям: "Нанимайте адвоката!"
Как говорил президент, нужно избавить бизнес не совсем от надзора, а именно от навязчивого надзора. Если в Алтайском крае в 2010 году было в плане проверок 19 тыс. пунктов, то сейчас их 9 тысяч. Но при этом количество внеплановых проверок увеличилось. Прибавьте при этом проверки, проводимые в рамках административных расследований.
В прошлом году было проведено более 2 млн проверок на территории России. Лидерами являются МЧС, Роспотребнадзор, налоговая служба, Ростехнадзор, МВД и Россельхознадзор. Это те структуры, которые помогают нам строить экономическое общество.
1. Создать рабочие группы для анализа норм, правил и требований в отношении малого бизнеса и внесения предложений по их сокращению и упрощению. Рекомендовать контрольно-надзорным органам, заинтересованным предпринимательским объединениям до 30 мая 2015 года представить в управление по развитию предпринимательства предложения по персональному составу указанных рабочих групп. Управлению по развитию предпринимательства до 15 июня 2015 года составить график работы этих групп с указанием сроков внесения предложений в компетентные органы.
2. Предложить АКЗС принять участие в обсуждении действующих законодательных актов с целью уменьшения, упрощения правил и требований к малому бизнесу и представить в Госдуму соответствующие законодательные инициативы.
3. Предложить администрации Алтайского края рассмотреть возможность внесения предложений на федеральный уровень:
4. Принять экстренные меры по устранению административных барьеров в сфере сельхозпроизводства, а именно:
5. Рекомендовать органам власти и управлениям в пределах своей компетенции ввести мораторий на срок не менее пяти лет на любые законодательные акты, ухудшающие положение малого и среднего бизнеса.
На 14,5 тыс. сократилось число индивидуальных предпринимателей в Алтайском крае с 1 января 2012 года до 1 января 2015 года