июнь 29, 2015
На прошлой неделе Государственная Дума приняла в третьем чтении поправки в действующий Закон "О регулировании производства и оборота этилового спирта", которые предусматривают введение Единой государственной автоматизированной информационной системы на всех этапах производства и реализации пива, начиная от завода-изготовителя и заканчивая каждым магазином, торгующим пивом.
Праздник напитков "Алтайфест" 2015.
Анна Зайкова, altapress.ru
Первыми, что такое ЕГАИС, должны почувствовать именно производители. Но если у них уже есть примеры внедрения данной системы, то в оптовом звене нет даже понимания, как она должна работать.
Изначально предполагалось, что ЕГАИС должна заработать на пивоваренных предприятиях уже с 1 июля нынешнего года. Сейчас сами участники рынка полагают, что срок ее введения будет сдвинут на осень. Поправкам в закон еще нужно оказаться на подписи у президента и вступить в силу. А далее на "раскачку" дается еще три месяца.
В любом случае к этой системе государственного контроля пивовары относятся как к свершившемуся факту. На сегодняшний день наиболее актуален он для основных крупнейших предприятий края: Бочкаревского, Барнаульского, Борихинского и Шульгинского заводов, годовой объем производства которых превышает 300 тыс. декалитров пива и пивных напитков в год. Остальные 17 алтайских предприятий могут вздохнуть спокойно: внедрение ЕГАИС им пока не грозит. Однако, по словам Вадима Смагина, генерального директора "Бочкаревского пивоваренного завода", есть вероятность, что в дальнейшем очередь дойдет и до них.
Вторыми по списку значатся оптовые компании, занимающиеся пивом. Согласно законопроекту с 1 января 2016 года они должны установить ЕГАИС. Далее идет розница: городские магазины должны быть оборудованы системой контроля оборота пива к 1 июля 2016 года, сельские — к 1 июля 2017-го.
Пока же примеров внедрения данной системы единицы. Так, с этой недели "Бочкаревский пивоваренный завод" начинает тестировать ЕГАИС на своем производстве. По словам Ольги Баталовой, главного бухгалтера предприятия, завод закупил необходимую технику, обучил персонал. На установку необходимого оборудования и программного обеспечения рабочей станции предприятие потратило более 700 тыс. рублей. Плюс к этому ежегодно на сервисное обслуживание придется выложить 260 тыс. рублей.
Как сообщила Ольга Баталова, уже сейчас видно, что у системы есть недоработки. В частности, ЕГАИС не учитывает нефасованную продукцию, например, пиво в кегах. "Обновления идут. Мы надеемся, что все эти моменты рано или поздно будут учтены", — добавила Баталова.
Есть вопросы и по самой процедуре внесения данных в программу. По словам Баталовой, период времени, необходимого для регистрации данных в системе ЕГАИС, присвоения номера партии, распечатки документов, может составлять от одной до 10 минут. "При этом водитель с отгруженной продукцией ждет, пока завершится весь этот процесс, — сообщила она. — А если таких документов 600 штук и 200 автомобилей? В этом случае вам самим надо задуматься, как правильно организовать весь бизнес-процесс".
Остается масса вопросов и по работе ЕГАИС в оптовом звене. Так, по словам Камаля Лебедева, исполнительного директора Объединения участников пиво-безалкогольного рынка, в настоящий момент даже нет разработанного модуля для оптовиков. И это несмотря на то, что оборудование должно заработать уже через полгода.
Мало того, масса проблем может возникнуть в том случае, если оптовые компании будут закупать пиво у мелких производителей, не установивших ЕГАИС. Есть вероятность, что такое "неучтенное" у производителей пиво программа может воспринимать как контрафакт.
Вадим Смагин, директор "Бочкаревского пивзавода".Олег БогдановНе исключено, что нас (пивоваров. — Прим. ред.) быстро и плавно подведут к лицензированию. Сегодня к тем правилам, которые введены, наша отрасль не готова. Реально может быть в течение полугода-года два-три предприятия смогут пройти эту процедуру. Мне бы хотелось, чтобы к этому отнеслись достаточно серьезно. В последнее время Росалкогольрегулирование все чаще говорит о том, что надо лицензировать пивные напитки. Но вы сами понимаете, что лицензия на пивной напиток сразу подразумевает лицензирование в целом всех пивников. А это, без каких-либо преувеличений, будет коллапс отрасли.
Более 17 тыс. человек побывали в этом году на фестивале напитков "АлтайФест".