октябрь 5, 2015
Напрямую или косвенно нынешняя неблагоприятная экономическая обстановка сказалась на работе всех субъектов бизнеса в регионе. Но влияние кризиса предприниматели ощущают по-разному. Altapress.ru выслушал мнения самих бизнесменов и узнал, кто в эпоху трудностей нарастил обороты, а кто — сбавил.
Начальники. Статусные люди.
открытые источники в интернете
Около трех десятков собственников и руководителей бизнеса рассказали о ситуации в своих отраслях и о том, как они реагируют на вызовы времени. Опрос провели 17 сентября во время делового завтрака в Алтайской торгово-промышленной палате. Мы выбрали самые показательные цитаты той дискуссии.
Наши продажи на протяжении шести месяцев стабильны. Но в последний месяц актуальной стала проблема того, что крупные оптовые покупатели просят отсрочку за продукцию. Эту ситуацию они объясняют кризисом. Это бьет по нашим финансовым планам.
Спрос на подвесные фасадные системы упал. Металлопрокат подорожал, цены повышать не можем, иначе станем неконкурентоспособными. Кризис заставил нас развивать экспериментальное производство. Стали делать оборудование для себя и на заказ.
Мы производим сельхозтехнику и комплектующие к ней. Несмотря на то что из-за роста стоимости металла на 20% наша продукция подорожала, объем продаж вырос на 40%.
Наш рынок просел в 2–3 раза, но есть и положительные стороны. Кризис нас расшевелил, указал на ошибки, дал возможность оптимизироваться и избавиться от ненужных затрат. Мы пережили кризис 2008 года, увеличив объемы производства в 2 раза. Сейчас тоже ищем новые рынки сбыта, выходим на дальнее зарубежье.
Влияние кризиса двоякое. С одной стороны, покупатели отказались от китайских поставщиков и перешли к нам. И все бы было хорошо, но часть сырья, которое продавалось нам как российское, оказалось китайским. Оно стало расти в цене пропорционально доллару. А российским поставщикам стало выгодно продавать сырье на экспорт. Правительство никаких мер не предпринимает, чтобы ограничить их в этом.
Провал по продажам у нас очень сильный, хотя прежде заказов было много. Появилась проблема и с сырьем, причем с нашим местным, алтайским. Наверное, экономическая нестабильность влияет и на наших поставщиков, и они предпочитают торговать на экспорт. Вдобавок ко всему очень выросла доставка нашей продукции в другие регионы.
Объемы по домостроению не упали, но люди стали ужиматься: больших проектов не заказывают, в основном — средние и маленькие. Экспорт в ближнее зарубежье не изменился. Был всплеск интереса к нашей продукции из дальнего зарубежья после резкого падения курса рубля, но наладить работу в этом направлении мешают санкции.
Турбулентности не обошли нашу компанию. Но можно смотреть на ситуацию под другим углом. Кризис — единственная возможность расти не за счет лишних денег, которые не подтверждены ВВП страны, а за счет нестандартных решений и подходов к своему бизнесу. Например, до 2014 года мы никогда бы не решились пойти в Крым. Рынок там специфический, конкурентный. Много постов там до сих пор занимают украинские функционеры, и смотрят они на нас не очень хорошо. Было страшновато. Сейчас все стабилизируется, люди в себя поверили. Но идет информационная война. Приходится постоянно объяснять людям, что не так все страшно, как говорят по телевизору или пишут в интернете.
Покупательская способность населения упала. Это отражается на наших результатах. Но запас прочности у нас есть. Наша задача — работать дальше.
Кризис на нас сказался скорее все же негативно. Во-первых, есть снижение покупательского спроса. Во-вторых, начались проблемы со своевременностью оплаты нашими партнерами. Третье — санкции влияют на нас. Например, в Австралии мы вынуждены закупать местные доллары. Если раньше они поступали к нам на счета в течение дня, то теперь только через восемь. Но у нас большой резерв мощности, и мы кризис этот пройдем. Мы продолжаем строить завод, не замораживаем проект.
Небольшим строительным компаниям стало сложно участвовать в крупных тендерах, где требуется большое обеспечение. Но мы работаем, никто из входящих в союз компаний не закрылся. Другая проблема — члены нашего объединения очень напряженно добиваются расчетов с детскими садами, школами и другими бюджетными учреждениями.
Рекламные бюджеты компаний упали. Материалы стали дороже, средний чек существенно сократился. Плюс не на руку нам оказались изменения федерального законодательства.
На нас кризис сказался положительно. Сегмент интернет-рекламы показывает динамику роста. Его объем вырос на 10% за полугодие. Работать стало сложнее и интереснее.
В кризис у нас появились заказчики из Казахстана, Израиля и США. Мы стали интересны им по цене. В этом году мы открыли офисы в Казахстане, Москве и Санкт-Петербурге. Обороты за год выросли в 1,5 раза. Многим наша сфера интересна, стало много конкурентов. Благодаря кризису я полностью перестроил бизнес-процессы. Каждый сотрудник ориентирован на результат и "сидит" на проценте от оборота. В другое время я бы не задумывался о такой мере. Это дало неимоверное КПД. Заказы из Америки валятся и валятся.
Мы занимаемся тестированием иностранных граждан. В последнее время из-за падения курса рубля наша страна стала менее привлекательной для трудовой миграции. К нам не едут, денег это направление не приносит. По другому нашему направлению — консалтингу — также фиксируем спад.
У нас два направления — рынок системной интеграции и производство самоклеящейся продукции. Полиграфическое направление развивается лучше, чем годом ранее. Видимо, из-за санкций стали больше производить, увеличилась потребность в упаковочных материалах. Это направление расширяем, закупаем новое оборудование. Рынок IT меняется. Все оборудование для автоматизации сильно подорожало, а покупательская способность снизилась. Сильно упали объемы продаж оборудования — компьютерной техники, терминалов, периферии. До 2/3 продаж ушло. Но бурно развивается оказание услуг в сфере IT, обслуживания систем.
30,4% крупных и средних организаций Алтайского края завершили январь – июль с убытком. Общая сумма, по данным Алтайкрайстата, составила 4,3 млрд рублей.
Использованы данные: Алтайкрайстата по региону за январь – август 2015 года по отношению к аналогичному периоду прошлого года (АППГ), маркетингового агентства DSM Group, Ассоциации коммуникационных агентств России.