октябрь 8, 2015
На сайте Олимпийского комитета России появился рассказ нашего знаменитого земляка Сергея Шубенкова (статья Юрия Царицина "Мой детский альбом. Сергей Шубенков"). Чемпион мира в беге на 110 метров с барьерами рассказал о своем детстве и поделился с болельщиками снимками из своего личного фотоальбома.
Сергей Шубенков с мамой.
из архива семьи Шубенковых
- В детском возрасте я не думал о том, что стану профессиональным спортсменом. В бег с барьерами я пришёл в двенадцать лет. Как-то раз я поучаствовал в легкоатлетических соревнованиях "Шиповка юных". В то время я никак не был связан с лёгкой атлетикой. Занял там призовое место в двоеборье – в беге на 60 и на 400 метров. Помню, мне очень понравилось приходить и выигрывать вот так, "с бухты-барахты". С тех пор я начал следить за лёгкой атлетикой.
Как ни странно, всё было легко и просто. Я сказал маме: "Хочу заниматься лёгкой атлетикой!". Она ответила: "Как скажешь", - и привела меня в группу Сергея Клевцова. Мама постоянно заставляла меня ходить куда-то, кроме школы, при этом просто нужно было заниматься чем-нибудь, не обязательно спортом. Родители не хотели, чтобы я после школы болтался дома. Выбор был только за мной. Я от всего открещивался, как мог, но в итоге решил остановить свой выбор на беге с барьерами. До этого я занимался плаванием, боксом, каратэ, хоккеем, футболом – чего только не было! А лёгкая атлетика появилась, скорее, по стопам мамы – она задала темп, а я решил продолжить.
Когда я стал старше, понял, что у меня под боком живёт мой спортивный кумир (Наталья Шубенкова - советская легкоатлетка, вице-чемпионка Европы в семиборье, многократная чемпионка СССР, участница Олимпийских игр 1988 года (заняла 4-е место в семиборье), – прим. автора). Спортивная карьера мамы дорогого стоит. Она у нас в семье – явный лидер. Я, правда, периодически сбегал от неё к отцу, особенно когда мне нужно было поклянчить какую-нибудь игрушку.
Вообще от родителей мне досталась очень ценная, с моей точки зрения, черта характера – честность перед самим собой. Во всём: в поступках, в общении, в работе. Если ты взялся за работу – нужно во что бы то ни стало довести дело до конца. Если ты работаешь плохо, то обязательно нужно отдавать себе в этом отчёт.
У меня есть старшая сестра, её зовут Марина, она старше меня на 12 лет. Росли мы с ней, как кошка с собакой. Со спортом её жизнь никак не связана. У нас были совершенно обычные братско-сестринские отношения. Она всегда была со мной очень строга, и, мягко говоря, у меня это вызывало недовольство. Проблемы решались легко и просто: либо я жаловался маме, либо, если родителей не было дома, спор разрешался в пользу сестры, потому что она старшая.
- Детский сад я не любил. Там было скучно, потому что воспитатели не давали смотреть телевизор, а я очень любил мультики. Ко всему прочему, там ещё нужно было разговаривать с другими детьми (смеётся). Не могу сказать, что я был не компанейским ребёнком, но почему-то отношения со сверстниками у меня складывались плохо. Я часто дрался и вступал в конфронтации. Как правило, я никогда не был зачинщиком этих драк – ребята начинали первыми, а я не любил "мордобой", мне всегда было ближе решение проблем дипломатическим путём, потому что я был воспитанным молодым человеком, не то, что сейчас (смеётся).
Когда я был совсем маленьким, я очень любил кататься на велосипеде – часто падал, приходил домой с разодранными руками. Больше всего было обидно за то, что после падения постоянно приходилось выравнивать руль, который смещался в сторону. Я зажимал колесо между коленками и поправлял руль руками. Мало того, что после падения идёт кровь и руку щиплет, так ещё и ремонтировать технику приходится! Я по этому поводу очень расстраивался.
Первый велосипед появился у меня в 6 лет – их везли из-за границы и их приходилось собирать самому. Со сборкой у меня были большие проблемы, но мне в этом нелёгком деле всегда помогал отец. Взамен он ставил мне ультиматум: "Я тебе помогу, но в выходные все вместе поедем на дачу". Вы себе представить не можете, как я эту дачу ненавидел! Как суббота – так "собирать чемоданы". И главное, "откосить" от неё было никак нельзя. Отговорки, сродни "у меня голова болит", не были аргументом. "Приедем на свежий воздух, и там всё пройдёт", - весело отвечал папа. В такие моменты я грустил. Ну ладно, приехали, вот она дача. "Чего здесь делать-то?", - удивлялся я. Приходилось страдать от безделья – копать картошку, полоть, окучивать грядки мне было не надо. Меня просто туда тащили, и я целый день болтался на природе без дела, зато без боли в голове. Можно было почитать книжку, но надолго меня не хватало. Книжки мне попадались самые разные. К примеру, хрестоматийный школьный курс я осваивал с трудом – он был невыносимо скучным. Помню, как первый раз прочтение книги вызвало у меня искренний восторг – это было произведение Булгакова "Мастер и Маргарита".
- Когда я занимался футболом и хоккеем (период примерно с семи до девяти лет), меня удивляла ограниченность интересов партнёров по команде. У них в голове не было ничего, кроме футбола и хоккея, находить общие темы для разговоров было очень сложно – мне это не нравилось. Когда собирались общей компанией, то либо я тащился без удовольствия, либо, если я предлагал какой-нибудь вид досуга, это не нравилось всем остальным. И в секции психология была соответствующая: раз ты не с нами, то и пасовать на поле мы тебе не будем. Поэтому я занимался своими делами.
Лет в 12 отец стал учить меня ездить за рулём – это было единственной перспективой, которой меня можно было заманить на эту злосчастную дачу. Рулить я любил. Сначала я управлял автомобилем, сидя у отца на коленях. Позже он начал давать мне возможность проехать одному, а сам занимал место на пассажирском сиденье. Как-то раз я, ещё не имея водительских прав, взял машину без разрешения отца. К счастью, моя поездка осталась незамеченной, ни для родителей, ни для сотрудников ГИБДД (смеётся). Сейчас особой тяги к машинам я не испытываю. Люблю ездить за рулём, но в механике не разбираюсь. Если, не дай Бог, что-то с автомобилем случится, починить машину сам не смогу.
- Перехода из детского сада в школу я ждал с нетерпением. Я считал, что с первого класса начинается период взрослой жизни. В подтверждение своим ожиданиям в первом классе я встретил первую любовь – ею была моя соседка по парте, которую звали Яна, но этим отношениям не суждено было продлиться долгое время (смеётся).
Поначалу учиться было занятно, но потом школа мне быстро надоела, как и всем нормальным детям. В младших классах мне нравились все предметы, за исключением, пожалуй, рисования – изобразительное искусство давалось со скрипом, я всегда рисовал "из-под палки". Для того, чтобы как-то исправить ситуацию, я даже ходил в кружок по рисованию, но поход этот особым успехом не увенчался. Поначалу взаимоотношения с одноклассниками складывались примерно так же, как и в спортивной команде. Потом я перешёл в другую школу, которая в нашем городе считалась самой крутой - там уже мне было намного интереснее.
В средней школе я перешёл в класс физико-математической направленности. Туда было очень непросто попасть, и здесь, конечно, учиться и общаться было очень интересно – там были умные ребята с широким кругозором. С некоторыми одноклассниками мы общаемся до сих пор. Троек у меня не было, учился я хорошо. Помню, единственная тройка в четверти у меня вышла по геометрии, но это был единичный случай. С учительницей по алгебре и геометрии я не дружил, поэтому и сама математика не была в числе моих любимых предметов. Мне неплохо давалась физика. В старших классах – с 9 по 11 – я ходил в школу с огромным удовольствием. Кстати, школу закончил я с одной четвёркой – и это была именно геометрия. Медаль мне тогда не дали, объяснив это тем, что у меня было много четвёрок за десятый класс. По-моему, это был обман, из-за которого, впрочем, я не сильно расстроился. Медали давали определённые льготы при поступлении в институт. В девятом классе, как правило, преподаватели прикидывают, кто из учеников претендует на все пятёрки в аттестате. Тех, кто по отметкам под этот критерий подходил, "подтаскивали". В девятом классе у меня было достаточно четвёрок, и, видимо, в число претендентов на медаль я не попал, поэтому меня никто и не тащил. Но вдруг в 10-11 классах я ускорился и почти по всем предметам получал в четверти "отлично". Получилось, что вроде на меня не рассчитывали, а у других медалистов награду не отберёшь. В общем, одну школьную медаль чуть позже я компенсировал спортивными.
Как ни странно, школа у меня была на первом месте. Спорт, до поры-до времени, был чем-то факультативным. И только в университете я начал отдаваться спорту гораздо больше. Я поступил учиться на юридический факультет, но с уверенностью могу заявить, что у меня, всё-таки, больше технический склад ума.
- Моим хобби всегда были и остаются компьютерные игры, первой из которых была GTA. Ещё мне нравятся части гоночного симулятора Need for speed, в который я периодически играю и сейчас. Заветной мечтой в детстве была поездка за границу – теперь от этой мечты я периодически не могу откреститься (смеётся). Ещё хотелось поучиться за рубежом, но потом это желание как-то отпало само собой. Конечно, иногда хочется просто побыть дома, провести больше времени с родными и близкими.
Олимпийское "золото" - это не мечта, - это ближайшая цель, потому что в этом направлении я усиленно работаю. Это реальная осязаемая задача, на выполнение которой уходят месяцы и годы.
Мне кажется, для того, чтобы у ребёнка было счастливое детство, взрослые должны давать детям право выбора, позволять заниматься разными видами деятельности, показывать необъятное количество возможностей и дорог, по которым маленький человечек может пойти!