октябрь 12, 2015
Депутаты АКЗС от оппозиционных парламентских партий и общественники раскритиковали политику краевых властей по противодействию коррупции на круглом столе, прошедшем 30 сентября по инициативе "Справедливой России". Интересно, что в тот же день губернатор края подписал указ, в котором снял значительную часть претензий общественников.
Александр Карлин.
Олег Богданов
Борьбу с мздоимством сейчас весьма активно ведут силовые ведомства, и это трудно не заметить. Буквально за несколько месяцев по подозрению во взятке, мошенничестве и других коррупционных преступлениях арестовали губернаторов Сахалинской области и Республики Коми, вице-губернаторов Краснодарского края, Ивановской, Челябинской, Новгородской и Омской областей, бывшего кубанского вице-губернатора, констатировал эсер Александр Молотов.
Причем действующие губернаторы арестованы впервые — словом, неприкасаемых становится все меньше. "Посадки растут", — так этот процесс описал Геннадий Шейда, представитель Комитета гражданских инициатив.
И сегодня VIP-коррупционерам есть чего бояться: в следственном комитете, рассказывает Шейда, создано секретное подразделение. Оно имеет прямой выход на президента и как раз сейчас "под лупой" изучает еще 12–20 российских губернаторов. Накопают его сотрудники что-либо или нет, станет известно в ближайшее время.
Как в борьбу с коррупцией включены краевые власти? Молотов их действия критикует. Системной политики по противодействию коррупции он не видит — то, что делается, он даже назвал "профанацией" и "пшиком".
Хотя принцип информационной открытости в антикоррупционной работе — один из ключевых, официальные сайты не столько открывают, сколько скрывают сведения.
К примеру, планы по противодействию коррупции в исполнительной власти и АКЗС у нас приняты. Но в соответствующем разделе сайта крайадминистрации до сих пор есть лишь план на 2012–2013 годы, хотя план на 2014–2015 годы принят. К тому же эти планы, по словам Молотова, не имеют финансового обеспечения и представляют собой классическую чиновничью отписку по принципу "усилить, углубить, улучшить работу".
Геннадий Шейда тоже отметил информационные пробелы. Так, если судить по сайту, краевую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению госслужащих все еще возглавляет вице-губернатор Борис Ларин, который уж два года трудится на другом посту — уполномоченного по правам человека. На сайте Барнаульской гордумы оказалось невозможно найти сведения о доходах городских депутатов. Хотя они там есть.
Казалось бы, в обществе надо воспитывать нетерпимость к коррупции: 30% опрошенных "Левада-центром" россиян заявили, что и сами бы взяли взятку, будь у них такая возможность. Но в крае ни общественников-антикоррупционеров, ни журналистские расследования, ни исследования студентов и школьников не поощряют бюджетными грантами, коррупционные факты широко не озвучивают.
При этом на сайте администрации размещена памятка по противодействию коррупции, в которой, по словам Молотова, часть сведений уже не соответствует действительности: законодательство изменилось, а исправления не внесли. "Хотя, казалось бы, что сложного — обновить раздел сайта?" — недоумевает эсер.
Еще один принцип тоже известен: привлечение к этой борьбе гражданского общества. Но, подчеркивает эсер, в краевой антикоррупционной комиссии — преимущественно чиновники и силовики да еще пара представителей провластной Общественной палаты. И ни одного представителя предпринимательского сообщества или общественной "антивзяточной" организации.
Лидер фракции КПРФ Виталий Сафронов напомнил: три года в крае нет председателя Счетной палаты — есть только и. о. "А ведь это основной контролирующий орган, который вправе проверить использование бюджетных средств. А нет главы —значит, эффективность этого органа в значительной мере снижена", — считает коммунист.
АКЗС, по словам Сафронова, за этот созыв окончательно утратил все свои контрольные функции. Депутат-жириновец Юрий Гальченко призвал создать в АКЗС антикоррупционную комиссию и даже вызвался работать в ней бесплатно. "В комиссию нужно включить депутатов от всех партий, и она бы занималась делом добровольно и бесплатно", — сказал Гальченко.
А Геннадий Шейда напомнил: раньше в ежегодном докладе Общественной палаты о состоянии гражданского общества был раздел о борьбе с коррупцией. Теперь доклад публикуют раз в три года.
Покритиковав краевых чиновников, запустивших некоторые аспекты антикоррупционной политики, эсеры вместе с депутатами других фракций и общественниками заявили, как все это изменить.
Среди их предложений — включение в контракты чиновников ответственности за нарушения законов и регламентов. А также создание новой госдолжности — уполномоченного по противодействию коррупции. Такой уполномоченный есть, например, в Ульяновской области, и его работа, по словам Молотова, показала эффективность: на его аппарат расходуется ежегодно 6 млн рублей, тогда как за 4,5 года он предотвратил потерю более чем 5,5 млрд бюджетных рублей.
В тот же день, когда депутаты и общественники бурно критиковали антикоррупционную политику власти, губернатор Александр Карлин, сославшись на июльский указ президента, подписал свой указ № 100. В нем подробно расписано, как будет действовать комиссия по координации работы по противодействию коррупции. И, надо сказать, отчасти он снял претензии.
К примеру, одна из задач комиссии — обеспечение в деле противодействия коррупции взаимодействия властей разного уровня с гражданами, институтами гражданского общества, СМИ и научными организациями.
Именно эта комиссия будет готовить и публиковать ежегодный доклад о борьбе с коррупцией, содействовать развитию общественного контроля, готовить предложения по улучшению законов, разрабатывать антикоррупционный план и следить за тем, эффективно ли он исполняется.
В эту структуру, помимо госслужащих, включат и представителей общественных организаций, в уставах которых есть антикоррупционная деятельность. Заседания ее будут открытыми.
Эта же комиссия будет рассматривать и нарушения чиновниками требований к служебному поведению и случаи конфликта интересов. Правда, работа в этой тонкой сфере будет по понятным причинам уже не столь открытой: члены комиссии и участники ее заседаний не вправе разглашать сведения о предполагаемых нарушениях чиновниками требований.
30% опрошенных "Левада-центром" россиян заявили, что сами приняли бы взятку, будь у них такая возможность.